Программа специальной учебной дисциплины

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультетРассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ1. На заседании кафедры философии и декан философского факультетакультурологии Востока_____________ протокол №______от_______ Ю. Н. СолонинИ. о. зав. кафедройМ. Е. Кравцова _______________2. На заседании методической комиссиифилософского факультетапротокол №______от_________Председатель методической комиссииВ. М. Дианова__________________

^

Составитель:ст. преп., к.ф.н. Пахомов Сергей Владимирович__________Рецензент: ст. преп., к.ф.н. Парибок Андрей Всеволодович __________

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов понимания специфики философского процесса в Индии 19 – 20 вв. и особенностей взаимосвязи индийской философии и религии в этот период.
^ (1) Разъяснение причин появления и закономерностей развития новой индийской философии; (2) анализ понятий и категорий, лежащих в основе религиозных и философских систем новой Индии; (3) демонстрация изменений, происходивших в неоиндуизме в ходе истории, и вскрытие сложности отношений между новыми и прежними индуистскими религиозными формами; (4) изучение форм деятельности неоиндуистских организаций; (5) анализ положения новых индийских религиозных движений в странах Запада и в России; (6) исследование особенностей индийского философствования в 20 в.
^ Курс дает теоретическую и методологическую основу для дисциплин, изучаемых в соответствии с учебным планом по истории современной философии и религиоведению.
^ Студенты должны свободно оперировать преподанной информацией, правильно понимать процесс складывания и развития мировоззренческих концепций в рамках новой индийской философии и в неоиндуизме.
^

Всего аудиторных занятий 36 часов
из них: — лекций 34 часа
— семинарских занятий 0 часов
— консультации 2 часа

Изучение дисциплины по семестрам: 5 курс, 9 семестр.

Итоговый контроль: зачет.

3. Содержание дисциплины

^ :

Тема 1. Введение. 2 часаПолитические и социально-экономические условия Индии второй половины 18 в. Битва при Плесси 1757 г. Английская колонизация страны. Первое полное объединение страны под одной властью. Первое отсутствие ассимиляции «врага». Специфика западного отношения к Индии. Западная цивилизация с колониальным оттенком: просвещенный либерализм, экономическое хищничество и христианская риторика. Рождение индологии.Положение даршан. Веданта и ее подавляющее влияние на развитие новой индийской религиозной мысли. Переход от традиционности к нетрадиционности. Специфика новых идей: большее внимание к социальной проблематике, склонность к реформаторству. Просветительство. Индийские мыслители как крупные политические и общественные фигуры. Синкретические и универсалистские тенденции. С конца 19 в. – влияние западной философии.Положение дел в отечественном изучении философии и религии Индии 19 – 20 вв. (Ткачева, Рыбаков, Литман, Бродов и др.).

^ . 4 часов.

Рам Мохан Рай (Рой) как «первый интеллигент» и основоположник неоиндуизма. Дух реформаторства. Мировоззрение Рая. Идея «первоначального монотеизма» и «универсальной религии». Создание «Брахмо самадж» в 1828: рождение неоиндуизма. Дебендранат Тагор как продолжатель дела Рая. Индуизация и «природный теизм». Личность Кешабчондро Сена и его радикально-эклектические идеи. Раскол БС на либеральное и консервативное крылья в 1865. «Новый божественный порядок» Сена. Последующая история БС и его нынешнее положение. Другие самаджи, связанные с БС.Даянанд Сарасвати и его «Арья самадж». Лозунг «назад, к ведам»! Монотеизм и «индуистский протестантизм» АС. Отрицание брахманской интерпретации индуизма. «Свет истины» как основное произведение Даянанда Сарасвати. Деятельность АС. История АС вплоть до наших дней.Общие черты «эпохи самаджей»: реформаторский дух; интерес к социальным вопросам; акцент на современности; критика брахманизма в целом и брахманических институтов: касты, ритуальности, «идолопоклонства»; активное миссионерство; просветительство; идея «чистого» индуизма.

^ . 12 часов.

Личность Рамакришны Парамахансы как выразителя новых тенденций. Сглаживание противоречий между индуизмом и неоиндуизмом. Идея равенства религий. Сакрализация всех сторон жизни. Акцент на служении в миру. Проблема самосовершенствования. Значение мистических переживаний Рамакришны для его мировоззрения. Ученики Рамакришны. Личность Свами Вивекананды, его учение и деятельность. Идеал социального служения. «Практическая» веданта. Веданта как «духовная основа» всех религий. Выхолащивание теологических сторон индуизма. «Четыре йоги» Вивекананды. Отношение к науке. Интерпретация кармы. Поездка Вивекананды по странам Запада: начало миссионерской активности неоиндуизма за рубежом. Основание «Миссии Рамакришны» в 1897 г. Основные направления деятельности «Миссии» и ее история в 20 в. Идеи Свами Абхедананды. Проблема единства религии и философии, философии и науки.Ауробиндо Гхош и его учение. Индуизм как политический инструмент на первом этапе деятельности Ауробиндо. Мирра Ришар («Мать») и ашрам в Пондишери. «Интегрализм» как методологический принцип философии Ауробиндо. Представление о Шакти. Эволюция и инволюция. Материя, Жизнь, Разум. Иерархия разумов. Идея Абсолюта. Проблематика познания и незнания. Идея «гностического человечества». Влияние Ауробиндо Гхоша на развитие индийской и мировой философии и религии в 20 в. Центры интегральной йоги в мире.Философия самопознания Раманы Махарши и его мистический опыт. Истолкование веданты. Атмавичара. Совместимость самопознания и мирской деятельности. Ашрам Махарши на горе Аруначала.Миссия Свами Шивананды. «Общество божественной жизни» и ашрам в Ришикеше. Стремление к синтезу и популяризация индийской духовности в массах. Йога и веданта. Деятельность за рубежом. Сатьянанда Сарасвати. Вишнуизм в 19 – 20 вв. Фигура Бхактивинода Тхаккура и возрождение бенгальской ветви вишнуизма. Неочайтанизм. Деятельность Бхактисиддханты Сарасвати. Создание «Гаудия миссии». Личность Свами Прабхупады и его трактовка священных текстов индуизма. Создание МОСК. Распространение культа Кришны на Западе и его особенности. Положение кришнаизма в СССР и России. Шри Чайтанья Сарасват матх и другие кришнаитские организации.

^ . 12 часов.

Натуралистическая философия Дев Атмы. Идея Природы. Теория сил и представление о душе. Неприятие сверхъестественного и мистического. Эволюция и инволюция. Человек и проблема познания. Девшакти. Философия М. Икбала. Идейные истоки. «Реконструкция» мусульманского мировоззрения. Понятие худи. Самопознание. Проблематика пространства и времени. Понятие «ишк» (любовь). Совершенный человек.Философия Б. Г. Тилака: апология социальной активности. «Гита-рахасья». Ступени продвижения к мокше. Функциональное понимание дхармы. Принцип самоотождествления. Идея ахимсы. Отношение к западной философии. Учение Махатмы Ганди. Представление о высшем божестве. Идея Истины. Сатьяграха. Концепция морали и идея ненасилия. «Закон любви». Условия нравственного совершенствования.Идеология индусского коммунализма (хиндутва). В. Д. Саваркар как идеолог хиндутвы. Хинду махасабха. Теория «индусской нации». «Хиндудом». Антимусульманская риторика. К. Б. Хедгевар и создание организации «Раштрия сваямсевак сангх». М. С. Голвалкар и его система «истинного национализма». Признаки нации. Отношение к религиозному фактору.С. Радхакришнан и С. Дасгупта как историки индийской философии. Интерпретация упанишад: коммуникативный подход Радхакришнана и ритуалистический подход Дасгупты. Трактовка генезиса индийской философии. Понимание философии буддизма. Представление о высшем божестве. Проблематика Запада и Востока. Идея истории.

^ . 6 часов.

НРД индийского происхождения: Всемирный духовный университет Брахма Кумари, Трансцендентальная медитация, крия-йога Йогананды Парамахансы, Сахаджа-йога, Миссия божественного света, Сиддха-йога Муктананды, Движение Сатья Саи, Движение Раджниша, Движение Бабаджи, Движение Шри Чинмоя, Движение Равишанкара, Анандамарга и др. Общие и особенные черты этих движений, их классификация. Личности основателей. Состав членов. Формы деятельности. Практики. Проповеднические технологии. Положение в обществе. Индийские НРД в самой Индии и на Западе. Перспектива развития. Феномен «калифорнийского индуизма» и вклад неоиндуизма в развитие эклектики New Age.

^

Не предусмотрено.

3.3. – 3.4. Примерные темы рефератов и курсовых работ:

  1. Неоиндуизм и «старый индуизм»: различия и точки пересечения.
  2. Идеи веданты в новой индийской философии.
  3. Мировоззрение ранних индийских реформаторов (первая половина 19 в.).
  4. Миссионерская деятельность неоиндуистов.
  5. Индийский ашрам.
  6. Истолкование и значение йоги в неоиндуизме.
  7. Новая индийская философия и западная философская традиция.
  8. Неоиндуизм и политика.
  9. Новые индийские религиозные движения в России.
  10. Стереотипы восприятия индийских НРД в странах Запада.

^

  1. Условия складывания новой философии и религии в Индии.
  2. Мировоззрение Раммохана Роя и создание «Брахмо самадж».
  3. «Брахмо самадж» при Д. Тагоре и К. Сене.
  4. Даянанд Сарасвати и «Арья самадж».
  5. Учение Рамакришны и Свами Вивекананды.
  6. Деятельность «Миссии Рамакришны».
  7. Учение Шри Ауробиндо Гхоша.
  8. Философия самопознания Шри Рамана Махарши.
  9. Общество Божественно Жизни Свами Шивананды.
  10. «Неовайшнавизм» 19 – начала 20 вв. «Гаудия миссия».
  11. Свами Прабхупада и Общество сознания Кришны.
  12. Философия Дев Атмы.
  13. Философия М. Икбала.
  14. Философия Б. Г. Тилака.
  15. Учение Махатмы Ганди.
  16. Идеология индусского коммунализма.
  17. Историко-философские изыскания С. Радхакришнана и С. Дасгупты.
  18. Общее представление о НРД индийского происхождения.
  19. Личности основателей индийских НРД: общее и особенное
  20. Положение неоиндуистских организаций за пределами Индии.

4. Учебно-методический раздел

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов:
^

4.2. Активные методы обучения:

Используются классические аудиторные методы обучения.

4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:

Стандартно оборудованные аудитории.

4.4. Литература.

4.4.1. Основная:

Бродов В. В. Индийская философия нового времени. М., 1967.

Гхош Ауробиндо. Синтез йоги. СПб., 1992.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996.

Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985.

Новые пророки. Сборник. Отв. ред. В. С. Дмитриев. СПб., 1996.

Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981.

Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

4.4.2. Дополнительная:

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

Боги. Брахманы. Люди. М., 1969.

Говиндан М. Бабаджи и традиция крийя-йоги 18-ти сиддхов. М., 1996.

Горев А. В. Махатма Ганди. М., 1984.

Древо индуизма. М., 1999.Идеологические течения современной Индии. М., 1965.Индуизм: традиции и современность. М., 1985.

Костюченко В. С. Интегральная веданта. М., 1970.

Матвеева М. Ю. Ведическая традиция в России. М., 1997.

Мезенцева О. В. Мир ведийских истин. Жизнь и учение Свами Дайянанды. М., 1994.

Парамаханса Йогананда. Автобиография йогина. М., 1993.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Киев, 1991.

Ткачева А. А. Новые религии Востока. М., 1991.Шри Рамана Махарши: жизнь и путь. М., 1995.Contemporary Indian Philosophy. Ed. by S. Radakrishnan and J. H. Muir. London, 1952.Indian Philosophy Today. Delhi, 1975.

Ray B. C. Contemporary Indian Philosophers. Allahabad, 1947.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …