Программа учебной дисциплины «Система государственного и муниципального управления»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Министерство образования и науки Российской Федерации
«Государственный университет управления»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Система государственного и муниципального управления»
для магистров по направлению подготовки
«Государственное и муниципальное управление» — 081100
Москва – 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
^
«Государственный университет управления»Институт государственного управления и праваКафедра государственного управления и политических технологийУ т в е р ж д а юпроректор по организации методической и учебно-воспитательной работыпроф. А.М. Зубарев _________________20_г.
ПРОГРАММА
^
«Система государственного и муниципального управления»
для магистров по направлению подготовки«Государственное и муниципальное управление» — 081100
^ УДК Составителькандидат политических наук, доцентЮ.В. ГимазоваОтветственный редакторзаведующий кафедрой государственного управления и политических технологийдоктор исторических наук, профессорН.А. ОмельченкоОбсуждена на заседании кафедры государственного управления и политических технологийПротокол от 22 декабря 2011 г. № 6Обсуждена и одобрена
на заседании методического совета Института
государственного и муниципального управленияПротокол от 12 января 2012г. № 1© Ю.В. Гимазова, 2012© ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
Целью освоения учебной дисциплины «Система государственного и муниципального управления» является формирование у магистрантов целостного представления об основах, сущности и содержании современного государственного и муниципального управления, его субъектах и объектах, функциях, методах и технологиях властно-управляющего воздействия.
Задачами изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления» являются:
— помощь обучающимся в осмыслении государственного и муниципального управления как системы;- рассмотрение содержания и особенностей организации процесса государственного и муниципального управления; — формирование у магистрантов знания процесса формирования и реализации государственной политики, разработки, принятия и осуществления государственных решений;- вооружение обучающихся пониманием специфики государственного и муниципального управления в России в сравнении с другими странами.
^
Дисциплина «Система государственного и муниципального управления» относится к профессиональному циклу ООП магистратуры (М.2.) и ориентирована на повышение общекультурной и профессиональной составляющей при подготовке магистров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «История государственных органов и учреждений в России», «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Управление в социальной сфере». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин способности понимать основные закономерности и особенности исторического процесса, логику развития политических институтов, процессов и технологий, знание основ права, обеспечивают требуемый интеллектуальный фундамент для изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления». Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Современные механизмы противодействия коррупции», «Управление изменениями в административной сфере», «Управление государственной и муниципальной собственностью».
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1
Стремление работать для общества
ОК-3
Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества
ОК-7
Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения
ОК-15
Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей
ОК-16
Готовность к принятию ответственности за свои решения, умение оценивать последствия решений
ПК-1
Обладание способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-2
Владение технологиями управления персоналом и кадрового аудита
ПК-4
Обладание способностью управлять в кризисных ситуациях
ПК-6
Умение планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона
ПК-7
Умение разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями
ПК-16
Умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
— общую методологию и сущность системы государственного и муниципального управления, взаимосвязь с управлением экономическими и социальными процессами;- структуру и механизм функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в России в сравнение с зарубежными странами;- основные тенденции развития и модернизации (реформирования) государственного и муниципального управления с учетом мировой административной практики;
уметь:
— анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы государственного и муниципального управления; — применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки политических и административных решений, программ и планов развития региона, организации, коллектива; — вести дискуссию и профессиональный диалог с аудиторией, клиентом (посетителем); — методами социальных и других гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой, аналитической деятельности в сфере государственного и муниципального управления;- методиками разработки механизма согласования общественных интересов в процессе разработки, реализации и оценки государственной политики, реализации местного самоуправления;- навыками разработки рекомендаций органам государственного и муниципального управления по эффективному решению актуальных проблем государственного управления, в том числе модернизации системы государственного управления.
4. ^
Тема 1. Государственное управление как социальное явление и управляющая система
Предмет и задачи учебной дисциплины. Понятие методологии, парадигмы изучения госуправления, базовых и ключевых терминов. Государственное управление и государственная власть.Специфика организации системы госуправления. Закономерности формирования структуры системы госуправления. Системообразующие подсистемы, их характеристика: институциональная, нормативно-правовая, коммуникативная, функционально-структурная, профессионально-кадровая, профессионально-культурная. Принципы функционирования и модернизации системы госуправления.Важнейшие закономерности функционирования системы госуправления, определяемые ее природой, генезисом: полезность, опережающее развитие, проявление синергетического эффекта, адаптивность, стабильность, взаимодействие с внешней общественной средой.Общество как управляемая система (объект госуправляющего воздействия). Понятие «публичная сфера», «публичный интерес», «публичная политика».Гражданское общество и его роль в демократизации и оптимизации госуправления. Структура гражданского общества как системы. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия государства и гражданского общества.Система взаимодействия власти и общества: сущность, структура. Институты политического опосредования, характеристика современной партийной системы в России, групп интересов, давления. Механизм взаимодействия власти и общества.
^
Каково соотношение и содержание понятий: государственное управление – государственно-административное управление – муниципальное управление – менеджмент?
Аргументируйте свою политику в вопросе о том, уместно ли противопоставлять политику и государственное управление.
Что Вы «вкладываете» в понятие «система государственного управления»?
В чем специфика системы госуправления в ряду социальных систем?
Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.
Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
Какие Вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?
8. Что содержит в себе понятие «социальное государство»? 9. Какие пути и способы взаимодействия госорганов с гражданами Вы можете предложить как необходимые?
Рекомендуемая литература:
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.
Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. –М.: Питер, 2004.
Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. –СПб., Питер, 2003.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. –М.: НОРМА, 2008.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. курс лекций. Изд. 2-е доп. –М.: Омега-А. 2004.
Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. -495 с.
Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ЮНИТИ, 2008.
Политико-административное управление: учебник / колл.авт. РАГС; ред. В.С.Комаровский, Л.В.Сморгунов. –М.: РАГС, 2004. -495 с.
Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. — http://www.isras.ru/authority.html
Журнал «Государство и право» — http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm
^
Природа публичной власти. Источники, ресурсы публичной власти. Соотношение понятий: публичная власть, государственная власть, местное самоуправление, федеральная власть, региональная власть, местная (муниципальная) власть. Институт президента в странах различной формы правления. Президент Российской Федерации: статус, функции, полномочия, порядок избрания и отрешения от должности.Законодательная представительная власть. Парламент в системе госвласти. Институт парламентаризма в зарубежных странах. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, полномочия палат.Исполнительная власть: понятие, сущностные черты. Влияние формы правления на порядок формирования правительства: парламент и внепарламентский способы формирования правительства. Уровни местного самоуправления, принципы их выделения, характер взаимосвязей между ними.Принципы взаимодействия органов публичной власти – федеральной, региональной и местного самоуправления.
^
Каково соотношение понятий: власть публичная и власть государственная?
Охарактеризуйте институт президента в Российской Федерации в совокупности его составляющих: статус, функции, полномочия Президента РФ.
От чего зависит и каков порядок формирования парламента в различных представительных демократиях?
Что Вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?
В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?
Каковы подходы (принципы) выделения уровней местного самоуправления?
На каких принципах целесообразно строить сотрудничество государственной власти и местного самоуправления?
Как определена компетенция трех уровней публичной власти в Конституции и законодательстве России?
Рекомендуемая литература:
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.
Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. –М.: Питер, 2004.
Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. –СПб., Питер, 2003.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. –М.: НОРМА, 2008.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. курс лекций. Изд. 2-е доп. –М.: Омега-А. 2004.
Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. -495 с.
Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ЮНИТИ, 2008.
Журнал «Государство и право» — http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm
Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. — http://www.isras.ru/authority.html

Министерство образования и науки Российской Федерации
«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Система государственного и муниципального управления»

для магистров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» — 081100

Москва – 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

^

«Государственный университет управления»Институт государственного управления и праваКафедра государственного управления и политических технологийУ т в е р ж д а юпроректор по организации методической и учебно-воспитательной работыпроф. А.М. Зубарев _________________20_г.

ПРОГРАММА

^

«Система государственного и муниципального управления»

для магистров по направлению подготовки«Государственное и муниципальное управление» — 081100
^ УДК Составителькандидат политических наук, доцентЮ.В. ГимазоваОтветственный редакторзаведующий кафедрой государственного управления и политических технологийдоктор исторических наук, профессорН.А. ОмельченкоОбсуждена на заседании кафедры государственного управления и политических технологийПротокол от 22 декабря 2011 г. № 6Обсуждена и одобрена

на заседании методического совета Института

государственного и муниципального управленияПротокол от 12 января 2012г. № 1© Ю.В. Гимазова, 2012© ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
Целью освоения учебной дисциплины «Система государственного и муниципального управления» является формирование у магистрантов целостного представления об основах, сущности и содержании современного государственного и муниципального управления, его субъектах и объектах, функциях, методах и технологиях властно-управляющего воздействия.

Задачами изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления» являются:

— помощь обучающимся в осмыслении государственного и муниципального управления как системы;- рассмотрение содержания и особенностей организации процесса государственного и муниципального управления; — формирование у магистрантов знания процесса формирования и реализации государственной политики, разработки, принятия и осуществления государственных решений;- вооружение обучающихся пониманием специфики государственного и муниципального управления в России в сравнении с другими странами.

^

Дисциплина «Система государственного и муниципального управления» относится к профессиональному циклу ООП магистратуры (М.2.) и ориентирована на повышение общекультурной и профессиональной составляющей при подготовке магистров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «История государственных органов и учреждений в России», «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Управление в социальной сфере». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин способности понимать основные закономерности и особенности исторического процесса, логику развития политических институтов, процессов и технологий, знание основ права, обеспечивают требуемый интеллектуальный фундамент для изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления». Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Современные механизмы противодействия коррупции», «Управление изменениями в административной сфере», «Управление государственной и муниципальной собственностью».

^

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1
    Стремление работать для общества
ОК-3
    Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества
ОК-7
    Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения
ОК-15
    Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей
ОК-16 Готовность к принятию ответственности за свои решения, умение оценивать последствия решений
ПК-1 Обладание способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-2 Владение технологиями управления персоналом и кадрового аудита
ПК-4 Обладание способностью управлять в кризисных ситуациях
ПК-6 Умение планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона
ПК-7 Умение разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями
ПК-16 Умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— общую методологию и сущность системы государственного и муниципального управления, взаимосвязь с управлением экономическими и социальными процессами;- структуру и механизм функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в России в сравнение с зарубежными странами;- основные тенденции развития и модернизации (реформирования) государственного и муниципального управления с учетом мировой административной практики;

уметь:

— анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы государственного и муниципального управления; — применять современные методики и технологии разработки, реализации и оценки политических и административных решений, программ и планов развития региона, организации, коллектива; — вести дискуссию и профессиональный диалог с аудиторией, клиентом (посетителем); — методами социальных и других гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой, аналитической деятельности в сфере государственного и муниципального управления;- методиками разработки механизма согласования общественных интересов в процессе разработки, реализации и оценки государственной политики, реализации местного самоуправления;- навыками разработки рекомендаций органам государственного и муниципального управления по эффективному решению актуальных проблем государственного управления, в том числе модернизации системы государственного управления.

4. ^

Тема 1. Государственное управление как социальное явление и управляющая система

Предмет и задачи учебной дисциплины. Понятие методологии, парадигмы изучения госуправления, базовых и ключевых терминов. Государственное управление и государственная власть.Специфика организации системы госуправления. Закономерности формирования структуры системы госуправления. Системообразующие подсистемы, их характеристика: институциональная, нормативно-правовая, коммуникативная, функционально-структурная, профессионально-кадровая, профессионально-культурная. Принципы функционирования и модернизации системы госуправления.Важнейшие закономерности функционирования системы госуправления, определяемые ее природой, генезисом: полезность, опережающее развитие, проявление синергетического эффекта, адаптивность, стабильность, взаимодействие с внешней общественной средой.Общество как управляемая система (объект госуправляющего воздействия). Понятие «публичная сфера», «публичный интерес», «публичная политика».Гражданское общество и его роль в демократизации и оптимизации госуправления. Структура гражданского общества как системы. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия государства и гражданского общества.Система взаимодействия власти и общества: сущность, структура. Институты политического опосредования, характеристика современной партийной системы в России, групп интересов, давления. Механизм взаимодействия власти и общества.

^

  1. Каково соотношение и содержание понятий: государственное управление – государственно-административное управление – муниципальное управление – менеджмент?
  2. Аргументируйте свою политику в вопросе о том, уместно ли противопоставлять политику и государственное управление.
  3. Что Вы «вкладываете» в понятие «система государственного управления»?
  4. В чем специфика системы госуправления в ряду социальных систем?
  5. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.
  6. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
  7. Какие Вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?

8. Что содержит в себе понятие «социальное государство»? 9. Какие пути и способы взаимодействия госорганов с гражданами Вы можете предложить как необходимые?

Рекомендуемая литература:

  1. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.
  1. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. –М.: Питер, 2004.
  1. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. –СПб., Питер, 2003.
  1. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. –М.: НОРМА, 2008.
  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. курс лекций. Изд. 2-е доп. –М.: Омега-А. 2004.
  1. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. -495 с.
  1. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ЮНИТИ, 2008.
  1. Политико-административное управление: учебник / колл.авт. РАГС; ред. В.С.Комаровский, Л.В.Сморгунов. –М.: РАГС, 2004. -495 с.
  1. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. — http://www.isras.ru/authority.html
  1. Журнал «Государство и право» — http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

^

Природа публичной власти. Источники, ресурсы публичной власти. Соотношение понятий: публичная власть, государственная власть, местное самоуправление, федеральная власть, региональная власть, местная (муниципальная) власть. Институт президента в странах различной формы правления. Президент Российской Федерации: статус, функции, полномочия, порядок избрания и отрешения от должности.Законодательная представительная власть. Парламент в системе госвласти. Институт парламентаризма в зарубежных странах. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, полномочия палат.Исполнительная власть: понятие, сущностные черты. Влияние формы правления на порядок формирования правительства: парламент и внепарламентский способы формирования правительства. Уровни местного самоуправления, принципы их выделения, характер взаимосвязей между ними.Принципы взаимодействия органов публичной власти – федеральной, региональной и местного самоуправления.

^

  1. Каково соотношение понятий: власть публичная и власть государственная?
  2. Охарактеризуйте институт президента в Российской Федерации в совокупности его составляющих: статус, функции, полномочия Президента РФ.
  3. От чего зависит и каков порядок формирования парламента в различных представительных демократиях?
  4. Что Вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?
  5. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?
  6. Каковы подходы (принципы) выделения уровней местного самоуправления?
  7. На каких принципах целесообразно строить сотрудничество государственной власти и местного самоуправления?
  8. Как определена компетенция трех уровней публичной власти в Конституции и законодательстве России?

Рекомендуемая литература:

    1. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010.
    1. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. –М.: Питер, 2004.
    1. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. –СПб., Питер, 2003.
    1. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. –М.: НОРМА, 2008.
    1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. курс лекций. Изд. 2-е доп. –М.: Омега-А. 2004.
    1. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. –С-Петерб. ГУ. –М.: РОССПЭН, 2007. -495 с.
    1. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. –М.: ЮНИТИ, 2008.
    1. Журнал «Государство и право» — http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm
    1. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. — http://www.isras.ru/authority.html

структуре системы государственно-административного управления,федеральное собрание российской федерации,htm природа публичной власти,процесс изучения дисциплины направлен,реорганизации государственно-административного управления,объект государственно-административного воздействия,региональные органы государственной власти,изучения дисциплины система государственного,обеспечивают требуемый интеллектуальный фундамент,технологиях властно-управляющего воздействия

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …