Программа учебной дисциплины

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Санкт-Петербургский государственный университетФакультет философии и политологииРассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологиифилософии и культурологии ______________ Ю.Н. СолонинВостокапротокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой__________________ К.Ю. Солонин 2. На заседании методической комиссии факультета философии и политологиипротокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии_________________ В.М. Дианова

^

ДС. Индийская философияСпециальность 031401 – культурологияСпециализация 031401.3 – культуры ВостокаСоставитель:Ст. преп., канд. филос.наук С. В.ПахомовРецензент:Доцент, канд. филол. наук А. В. ПарибокСанкт-Петербург2008

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения специальной дисциплины «Индийская философия» является усвоение студентами основных категорий, методологических приемов, способов классификаций традиционной индийской мысли, а также понимание структуры индийских философских текстов.1.2. Задачи изучения дисциплины: Задачами изучения специальной дисциплины «Индийская философия» являются следующие:- понимание специфических особенностей индийской философской традиции;- изучение исторического развития классических философских школ Индии;- исследование взаимодействия и взаимовлияния индийских даршан;- анализ основных философских терминов с точки зрения их места в конкретных даршанах;- анализ устройства классических философских текстов и их роли в данной философской школе.1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:Специальная дисциплина «Индийская философия» дает теоретическую и методологическую основу для изучения дисциплин, изучаемых в соответствии с учебными планами по специальностям культурология, философия и религиоведение.1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:Студенты должны иметь представление о том, как развивалась философская мысль Индии начиная с протофилософских интуиций ведийских авторов и вплоть до зрелой классической эпохи; знать все крупные философские школы (даршаны) Индии и их отличительные особенности; знать основные термины, категории, персоналии, тексты, имеющие отношение к индийской философии; уметь проводить философский анализ с позиции каждой из изученных даршан.

^

Всего аудиторных занятий 34 часа
из них: — лекций 34 часа
— практические занятия ——-
Самостоятельная работа студента 10 часа
Итого (трудоемкость дисциплины) 44 часов

Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение третьего семестра. Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации) ­(аттестация по итогам посещения; написание письменной работы).Форма контроля – зачет. Критерием сдачи зачета служит правильное решение тестов (см. ниже).

^

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.

Тема 1. Введение. Протофилософия. 5 часов.

Терминологические проблемы. Понятие философии применительно к Индии. Философия в контексте традиционной индийской культуры. Этапы развития индийской философии (ИФ). Цели и задачи ИФ. Основные тексты ИФ. Основные темы ИФ. Взаимосвязь индийских философских школ. Ведийское наследие. Веды как священные тексты. Мировоззрение «Ригведы». Функционализм ведийских божеств. Космогонические гимны. Ритуалистическое сознание брахманов. Упанишады как религиозно-философские сочинения. Развитие монизма в представлении о Брахмане. Идея освобождения от перевоплощений (сансара). Понятие кармы.

Тема 2. Локаята и джайнизм. 4 часа

Астика и настика: сходства и отличия. Специфика даршаны как типа индийской интеллектуальной субкультуры. Индийский материализм (локаята) и его учение. Джайнизм. Шветамбара и дигамбара. Джайнский канон. Категории джайнской философии. Метафизика, «физика» и этика джайнизма.

Тема 3. Буддийская философия. 7 часов.

Происхождение буддизма. Специфика раннебуддийского учения. Четыре «арийские истины». Идеи сансары и нирваны. Понятие пратитья-самутпады. Буддийская этика. Хинаяна и махаяна. Идеал архата и идеал бодхисаттвы. Философские школы хинаяны. Вайбхашика (сарвастивада) и ее учение. «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху. Понятие дхарм. Учение саутрантиков. Философские школы махаяны. Литература сутр праджняпарамиты. Учение школы мадхьямаки (шуньявады). Представление о пустоте. Мадхьямака-прасангика и мадхьямака-сватантрика. Школа йогачара (виджнянавада) и ее учение о «только-сознании». Эпистемологическое крыло йогачары (школа Дигнаги-Дхармакирти). Синкретические махаянские школы. Буддийская философия в полемике со школами индуизма.

Тема 4. Философские индуистские школы. Санкхья и йога. 6 часов.

Общая характеристика индуизма. «Философский» индуизм. Индуистские философские тексты. Шесть индуистских даршан и их проблемные поля. Учение санкхьи. Понятия пракрити, пуруши, таттв, гун. Онтогенез. Классическая йога Патанджали.

Тема 5. Ньяя, вайшешика, миманса. 6 часов.

Онтологический плюрализм вайшешики. Эпистемология и логика ньяи. Навья-ньяя. Синкретическая философия ньяя-вайшешика. Школа миманса и ее подразделения: учение Прабхакары и Кумарилы.

Тема 6. Веданта. 6 часов

«Тройственный источник» веданты. «Веданта-сутры». Основные течения веданты. Адвайта-веданта и ее учение. Шанкара. Понятие майи в адвайте. Ниргуна-Брахман. Ишвара. Отношение к индивиду. Вишишта-адвайта Рамануджи. Мадхва и его двайта-веданта. Другие теистические направления веданты. Значение веданты в ИФ. Значение ИФ в индийской культуре.3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Каковы основные терминологические проблемы применительно к понятию «индийская философия»?
  2. Каковы основные цели и задачи ИФ?
  3. Каким образом проявлялась взаимосвязь индийских философских школ?
  4. Каковы возможные пути влияния ритуального сознания древних индийцев на развитие философской мысли в Индии?
  5. Чем астика отличается от настики?
  6. В чем заключается специфика даршаны?
  7. Чем характеризовался «шраманский период»?
  8. Чем руководствовались локаятики, отрицая большинство категорий индийской мысли?
  9. Каковы основные разделы джайнской философии и в чем их специфика?
  10. Как понимается карма в индийской философии вообще и в джайнизме, в частности?
  11. В чем специфическая особенность буддийского учения о «не-я»?
  12. Каков вклад Васубандху в буддийскую философию?
  13. Чем отличаются друг от друга буддийские системы мысли?
  14. Как понимается нирвана и сансара в буддизме?
  15. В чем можно усмотреть влияние буддизма на индуистскую философию?
  16. Благодаря чему схожи друг с другом шесть индуистских даршан?
  17. Как понимается духовное и материальное в санкхье?
  18. В чем особенность трактовки сознания в йоге Патанджали?
  19. Каково представление о божественном начале в шести даршанах?
  20. Каково соотношение индивидуального и абсолютного в школах веданты?

3.3. Примерные задания для письменных работ (темы рефератов):

  1. Источники правильного познания в ИФ.
  2. Философские диспуты между буддистами и индуистами.
  3. Понимание материи в ИФ.
  4. Соотношение духа и материи в ИФ.
  5. Отношения между философией и религией в веданте.
  6. Идеал освобождения в ИФ.
  7. Веды и упанишады: преддверие развитой философской мысли.
  8. Проблема высшего духовного начала в индуистских даршанах.
  9. Проблемные философские поля в шести даршанах: общее представление.
  10. Сравнение ИФ и западных философских систем: сходства и различия.
  11. Этическая философия буддизма махаяны.
  12. Понимание человека в ИФ.
  13. Миманса как философия ритуала.
  14. Философские аспекты классической йоги.
  15. Интерпретация сознания в индийской философской мысли.

3.4. Примеры тестовых заданий на зачете1.

1. Какова основная цель индийских философских систем?а) развить в человеке интеллектуальную пытливостьб) познакомить человека с научным подходом к мирув) помочь человеку в обретении освобожденияг) подарить человеку власть над миром2. Генотеизм — этоа) врожденное почитание боговб) почитание бога, к которому обращаются с молитвой, как верховногов) функциональная форма монотеизмаг) разновидность индийского атеизма3.Сознание, по мнению последователей локаяты,а) является вечным божественным началомб) является полнейшей выдумкойв) рождается в теле наподобие брожения винаг) существует после смерти тела4. Почему душа, согласно джайнам, не может развить присущие ей по природе качества?а) потому что она бессознательнаб) потому что она занимает все телов) потому что она опутана кармойг) потому что она и так уже совершенна5. Корректно ли говорить о перевоплощении применительно к буддизму? а) да, потому что буддизм признает вечную душуб) да, потому что в буддизме признается кармав) нет, потому что в буддизме не признается кармаг) нет, потому что нет перерождающегося субъекта6. В чем состоит сущность кайвальи в философии йоги и санкхьи?а) в достижении максимальной обособленности от материиб) в погружении в безличную силув) в соединении с Абсолютомг) в совершении ритуалов жертвоприношенияд) в познании сущности психофизических элементов7. Назовите заповедь, которая НЕ входит в число пяти заповедей классической йоги (яма)а) не причиняй вредб) говори правдув) соблюдай воздержанностьг) не опьяняйся8. Через что определяется субстанция в вайшешике?а) через саму себяб) через действия и качествав) только через действияг) она принципиально неопределима9. Основное учение Шанкары может быть выражено в таких словах, кака) «Брахман нереален, мир и души реальны»б) «Брахман непостижим, мир реален, души иллюзорны»в) «Брахман – истина, мир вечен и души тоже вечны»г) «Брахман – истина, мир – иллюзия, душа не отделима от Брахмана»10. Исполнение обязательных действий, согласно мимансе,а) должны исполняться, ибо их исполнение приносит заслугиб) должны исполняться, ибо их неисполнение влечет за собой грехв) должны исполняться при желательных условиях

^

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов:В данном курсе не предусмотрены.4.2. Активные методы обучения:Реализация т. н. «дискуссионного клуба»: заранее отобранные студенты в течение специально отведенного на лекциях времени представляют воззрения различных индийских философских систем в ходе философского диспута. 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:Конспект лекций.4.4. Литература4.4.1. Основная:

  1. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
  2. Йога. (Патанджали, Вьяса, Васубандху). СПб., 2002.
  3. Лунный свет санкхьи. М., 1995.
  4. Лысенко В.Г. Универсум вайшешики. М., 2003.
  5. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.
  6. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.
  7. Терентьев А.А., Шохин В.К. Философия джайнизма. М., 1994.
  8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.
  9. Универсалии восточных культур. М., 2001.
  10. Чаттерджи С., Датта С. Индийская философия. СПБ., 1994.
  11. Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования. М., 2004.

4.4.2. Дополнительная:

  1. Древнеиндийская философия. М., 1972.
  2. Зильберман Д.Б. Генезис значения в философии индуизма. М., 1998.
  3. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (словарь). М., 1996.
  4. Канаева Н.А. Проблема выводного знания в Индии. М., 2002.
  5. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.
  6. Макс Мюллер Ф. Шесть систем индийской философии. М., 1995.
  7. Маламуд Ш. Испечь мир. Ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005.
  8. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. М., 2001.
  9. Сутры философии санкхьи. М., 1997.
  10. Упанишады. В 3-х ч. М., 1991-1992.
  11. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2005.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …