Программа формирования и развития икт компетентности обучающихся на ступени основного общего образования 10.

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ООП ООО МБОУ СОШ №16 2013 г. Разработка примерной программы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся на ступени основного общего образования осуществлена на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом и программой формирования и развития универсальных учебных действий.Программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся представляет комплексную программу, направленную на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности.Программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:
пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации требований стандарта, описание структуры программы;
состав и характеристики основных компонентов ИКТ-компетентности;
описание условий формирования ИКТ-компетентности обучающихся, в том числе место отдельных компонентов в структуре образовательного процесса и требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса, а также требования к материально-техническому и информационно-методическому обеспечению, к подготовке кадров;
описание связи формируемых ИКТ-навыков с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;
описание системы оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.
^
В рамках Основной образовательной программы основного общего образования должна быть разработана отдельная программа формирования ИКТ – компетентности участников ООР, которая должна включать:
исходную оценку уровня информатизации образовательного учреждения в целом и отдельных участников образовательного процесса:
работники
учащиеся
технологическая база
сервисы
график формирования локальной нормативной базы (включая согласование ее с учредителем);
график ввода в действие информационной образовательной среды;
график формирования ИКТ- компетентности работников учреждения и их аттестации на ИКТ-компетентность;
график реализации курсов с ИКТ — поддержкой;
график развития ИКТ — инфраструктуры образовательного учреждения (согласованный с учредителем):
обеспечение доступа к Интернету;
организация локальной сети;
необходимое оборудование помещений (электрическая сеть, мебель, освещение, воздух);
оснащение оборудованием ИКТ;
цифровые образовательные ресурсы;
организация доступа (время в течение дня и недели, тьюторское сопровождение).
10.2. Структура и функции образовательной ИКТ — компетентностиВ данной примерной программе прежде всего надо договориться об определенных терминах и понятиях, которые используются в образовательной практике. Полный перечень всех терминов и понятий приведен в последнем разделе программы. Здесь мы определимся только с составными элементами ИКТ — компетентности.В начальной школе в рамках основной образовательной программы формировалось ИКТ — грамотность младших школьников. Именно на основе достижений младших школьников в области ИКТ и строится программа для основной школы.
ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе1.
В данном определении используется несколько терминов и понятий, поэтому необходимо их тоже обозначить.
ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий;
грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти;
цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению;
инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация;
сети – это каналы передачи информации.
Функционирование в современном обществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ- грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.
Введенное понятие ИКТ- грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия)2 (таблица 1):Таблица 1. Когнитивные действия
Определение(идентификация)
умение точно интерпретировать вопрос;
умение детализировать вопрос;
нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
идентификация терминов, понятий;
обоснование сделанного запроса;
Доступ(поиск)
выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
формирование стратегии поиска;
качество синтаксиса.
Управление
создание схемы классификации для структурирования информации;
использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.
Интеграция
умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
Оценка
выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
умение остановить поиск.
Создание
умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
умение обосновать свои выводы;
умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
Сообщение
(передача)
умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения
Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. За основу понятия компетентности взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках примерной программы используется следующее определение ИКТ — компетентности.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.3
Формирование и развитие ИКТ — компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
В ИКТ — компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.
^
Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
базовые действия с экранными объектами;
соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».
Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
обработка фотографий;
видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.
Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста:
ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
базовое экранное редактирование текста;
структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
издательские технологии.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:русский язык, иностранный язык, литература, история.
Создание графических объектов
создание геометрических объектов;
создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
создание мультипликации в соответствии с задачами;
создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:технология, обществознание, география, история, математика.
Создание музыкальных и звуковых объектов
использование музыкальных и звуковых редакторов
использование клавишных и кинестетических синтезаторов
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.
Создание сообщений (гипермедиа)
создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
цитирование и использование внешних ссылок;
проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технология.
Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
формулирование вопросов к сообщению;
разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.
Коммуникация и социальное взаимодействие
выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
личный дневник (блог);
вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
форум;
игровое взаимодействие;
театральное взаимодействие;
взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.
приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
приемы поиска информации на персональном компьютере;
особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.
Организация хранения информации
описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
определители: использование, заполнение, создание;
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.
^
проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.
^
моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
моделирование с использованием средств программирования;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.Эффективная модель формирования ИКТ – компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями различных предметов и их классов отдельные элементы их курсов с ИКТ-поддержкой.Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио учащихся.В связи с этим в программе рассматриваются различные сценарии.
^
Отсутствие базы означает:
отсутствие взрослых, могущих оказывать содействие учащимся в освоении ИКТ и решении задач с помощью них;
отсутствие средств ИКТ и каналов связи
В этом случае ФГОС не выполнен и программа формирования ИКТ-компетентности должна строиться как последовательность шагов по исправлению ситуации. Первым шагом является фиксация функции координации использования ИКТ в образовательном учреждении. Эта функция реализуется координатором: внутри – работником учреждения, или извне – методистом или какой-то организацией.Исходный кадровый потенциал могут составить взрослые, исходно не включенные в образовательный процесс, обладающие каким-то уровнем ИКТ- компетентности и готовые работать с детьми, и сами учащиеся, вместе с координатором ИКТ. Взрослые (в том числе – родители учащихся) могут реализовывать программы дополнительного образования в самом образовательном учреждении, другом образовательном учреждении (школе, учреждении дополнительного образовании детей) и участвовать в формировании ИКТ-компетентности, которое ведет координатор.
Исходным технологическим потенциалом является доступная учащимся, работникам школы и привлеченным взрослым цифровая техника: компьютеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и т.д.. Однако минимальным оснащением образовательного процесса (все еще не удовлетворяющим требованиям ФГОС) является: компьютер, принтер и сканер (возможно совмещенные), цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор, канал Интернета, доступный из учебных помещений, цифровые образовательные ресурсы, информационная среда на компьютере
Учредитель, обеспечивая выполнение ФГОС, обязан обеспечить:
финансирование деятельности привлекаемых кадров, в том числе – обеспечивающих координацию и планирование,
минимальное оснащение для образовательного учреждения
процесс формирования ИКТ-компетентности работников учреждения, готовность их к такому формированию.
^ Этот уровень предполагает наличие средств ИКТ и педагогического работника, обладающего рядом элементов ИКТ — компетентности. В этом случае, развитие процесса информатизации (отражаемой в Программе) включает следующие элементы:
создание информационной среды (как технологической основы для формирования информационной образовательной среды);
обеспечение надежного Интернета;
обеспечение технической, методической и организационной поддержки информатизации (планирование, заключение договоров, выпуск распорядительных документов учредителя и локальных актов);
расширение сферы ИКТ-компетентности специалиста, ведущего курс Информатики и ИКТ;
включение работников образовательного учреждения в процесс формирования и аттестации их ИКТ-компетентности;
^ Необходимые условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе объединяются понятием школы информатизации. Это означает наличие минимального оснащения образовательного учреждения, информационной среды, необходимых сервисов и профессионально ИКТ-компетентных кадров. При этом ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно, исходно в школе информатизации она не предполагается. Для каждого из учителей создается собственная индивидуальная программа формирования ИКТ-компетентности, как часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ в школьном образовании и конкретном школьном предмете (группе предметов). За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе которого педагог осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде. Основным элементом его аттестации является данное планирование, наличие базовых технических навыков является необходимым, но не основным требованием итоговой аттестации.
^
Этот уровень предполагает необходимую ИКТ-компетентность всех педагогов, наличие технологической базы, необходимой для ИКТ-поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся и учителей, в частности, доступность такой базы для всех планируемых, исходя из логики образовательного процесса, применений ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетентности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе – Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.
^
и применения ИКТ-компетентности
Для формирования ИКТ–компетентности в рамках ООП используются следующие технические средства и программные инструменты:
технические – персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети, конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью, цифровые датчики с интерфейсом, устройство глобального позиционирования,цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;
программные инструменты — операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ГИС, редактор представления временной информации (линия времени), редактор генеалогических деревьев, цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет-публикаций, редактор интернет-сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений.

ООП ООО МБОУ СОШ №16 2013 г. Разработка примерной программы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся на ступени основного общего образования осуществлена на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом и программой формирования и развития универсальных учебных действий.Программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся представляет комплексную программу, направленную на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности.Программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:

пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации требований стандарта, описание структуры программы;

состав и характеристики основных компонентов ИКТ-компетентности;

описание условий формирования ИКТ-компетентности обучающихся, в том числе место отдельных компонентов в структуре образовательного процесса и требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса, а также требования к материально-техническому и информационно-методическому обеспечению, к подготовке кадров;

описание связи формируемых ИКТ-навыков с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;

описание системы оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.

^
В рамках Основной образовательной программы основного общего образования должна быть разработана отдельная программа формирования ИКТ – компетентности участников ООР, которая должна включать:

  • исходную оценку уровня информатизации образовательного учреждения в целом и отдельных участников образовательного процесса:
    • работники
    • учащиеся
    • технологическая база
    • сервисы
  • график формирования локальной нормативной базы (включая согласование ее с учредителем);
  • график ввода в действие информационной образовательной среды;
  • график формирования ИКТ- компетентности работников учреждения и их аттестации на ИКТ-компетентность;
  • график реализации курсов с ИКТ — поддержкой;
  • график развития ИКТ — инфраструктуры образовательного учреждения (согласованный с учредителем):
  • обеспечение доступа к Интернету;
  • организация локальной сети;
  • необходимое оборудование помещений (электрическая сеть, мебель, освещение, воздух);
  • оснащение оборудованием ИКТ;
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • организация доступа (время в течение дня и недели, тьюторское сопровождение).

10.2. Структура и функции образовательной ИКТ — компетентностиВ данной примерной программе прежде всего надо договориться об определенных терминах и понятиях, которые используются в образовательной практике. Полный перечень всех терминов и понятий приведен в последнем разделе программы. Здесь мы определимся только с составными элементами ИКТ — компетентности.В начальной школе в рамках основной образовательной программы формировалось ИКТ — грамотность младших школьников. Именно на основе достижений младших школьников в области ИКТ и строится программа для основной школы.

ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе1.

В данном определении используется несколько терминов и понятий, поэтому необходимо их тоже обозначить.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий;

грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти;

цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению;

инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация;

сети – это каналы передачи информации.

Функционирование в современном обществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ- грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ- грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

  • определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
  • управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия)2 (таблица 1):Таблица 1. Когнитивные действия

Определение(идентификация)
  • умение точно интерпретировать вопрос;
  • умение детализировать вопрос;
  • нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  • идентификация терминов, понятий;
  • обоснование сделанного запроса;
Доступ(поиск)
  • выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  • соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  • формирование стратегии поиска;
  • качество синтаксиса.
Управление
  • создание схемы классификации для структурирования информации;
  • использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.
Интеграция
  • умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  • умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  • умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
Оценка
  • выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  • выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  • умение остановить поиск.
Создание
  • умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  • умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  • умение обосновать свои выводы;
  • умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  • структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
Сообщение

(передача)

  • умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  • умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  • обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  • умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  • знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. За основу понятия компетентности взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках примерной программы используется следующее определение ИКТ — компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.3

Формирование и развитие ИКТ — компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В ИКТ — компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

^

  1. Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
  • понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
  • подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
  • включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
  • базовые действия с экранными объектами;
  • соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
  • обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
  • вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
  • использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
  • соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.

Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».

  1. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
  • цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
  • создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
  • обработка фотографий;
  • видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.

  1. Создание письменных текстов

Сканирование текста и распознавание сканированного текста:

  • ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
  • базовое экранное редактирование текста;
  • структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
  • создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
  • использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
  • издательские технологии.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:русский язык, иностранный язык, литература, история.

  1. Создание графических объектов
  • создание геометрических объектов;
  • создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
  • создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
  • создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
  • создание мультипликации в соответствии с задачами;
  • создание виртуальных моделей трехмерных объектов.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:технология, обществознание, география, история, математика.

  1. Создание музыкальных и звуковых объектов
  • использование музыкальных и звуковых редакторов
  • использование клавишных и кинестетических синтезаторов

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.

  1. Создание сообщений (гипермедиа)
  • создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
  • цитирование и использование внешних ссылок;
  • проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технология.

  1. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
  • понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
  • формулирование вопросов к сообщению;
  • разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
  • деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
  • описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
  • работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
  • избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.

  1. Коммуникация и социальное взаимодействие
  • выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
  • участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
  • посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
  • личный дневник (блог);
  • вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
  • форум;
  • игровое взаимодействие;
  • театральное взаимодействие;
  • взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
  • видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
  • образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
  • информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.

Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.

  • приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
  • приемы поиска информации на персональном компьютере;
  • особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.

Организация хранения информации

  • описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
  • система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
  • формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
  • поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
  • определители: использование, заполнение, создание;

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.

^

  • проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
  • постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.

^

  • моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
  • конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
  • моделирование с использованием средств программирования;
  • проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
  • проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.Эффективная модель формирования ИКТ – компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями различных предметов и их классов отдельные элементы их курсов с ИКТ-поддержкой.Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио учащихся.В связи с этим в программе рассматриваются различные сценарии.

^

Отсутствие базы означает:

  • отсутствие взрослых, могущих оказывать содействие учащимся в освоении ИКТ и решении задач с помощью них;
  • отсутствие средств ИКТ и каналов связи

В этом случае ФГОС не выполнен и программа формирования ИКТ-компетентности должна строиться как последовательность шагов по исправлению ситуации. Первым шагом является фиксация функции координации использования ИКТ в образовательном учреждении. Эта функция реализуется координатором: внутри – работником учреждения, или извне – методистом или какой-то организацией.Исходный кадровый потенциал могут составить взрослые, исходно не включенные в образовательный процесс, обладающие каким-то уровнем ИКТ- компетентности и готовые работать с детьми, и сами учащиеся, вместе с координатором ИКТ. Взрослые (в том числе – родители учащихся) могут реализовывать программы дополнительного образования в самом образовательном учреждении, другом образовательном учреждении (школе, учреждении дополнительного образовании детей) и участвовать в формировании ИКТ-компетентности, которое ведет координатор.

Исходным технологическим потенциалом является доступная учащимся, работникам школы и привлеченным взрослым цифровая техника: компьютеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и т.д.. Однако минимальным оснащением образовательного процесса (все еще не удовлетворяющим требованиям ФГОС) является: компьютер, принтер и сканер (возможно совмещенные), цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор, канал Интернета, доступный из учебных помещений, цифровые образовательные ресурсы, информационная среда на компьютере

Учредитель, обеспечивая выполнение ФГОС, обязан обеспечить:

  • финансирование деятельности привлекаемых кадров, в том числе – обеспечивающих координацию и планирование,
  • минимальное оснащение для образовательного учреждения
  • процесс формирования ИКТ-компетентности работников учреждения, готовность их к такому формированию.

^ Этот уровень предполагает наличие средств ИКТ и педагогического работника, обладающего рядом элементов ИКТ — компетентности. В этом случае, развитие процесса информатизации (отражаемой в Программе) включает следующие элементы:

  • создание информационной среды (как технологической основы для формирования информационной образовательной среды);
  • обеспечение надежного Интернета;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки информатизации (планирование, заключение договоров, выпуск распорядительных документов учредителя и локальных актов);
  • расширение сферы ИКТ-компетентности специалиста, ведущего курс Информатики и ИКТ;
  • включение работников образовательного учреждения в процесс формирования и аттестации их ИКТ-компетентности;

^ Необходимые условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе объединяются понятием школы информатизации. Это означает наличие минимального оснащения образовательного учреждения, информационной среды, необходимых сервисов и профессионально ИКТ-компетентных кадров. При этом ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно, исходно в школе информатизации она не предполагается. Для каждого из учителей создается собственная индивидуальная программа формирования ИКТ-компетентности, как часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ в школьном образовании и конкретном школьном предмете (группе предметов). За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе которого педагог осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде. Основным элементом его аттестации является данное планирование, наличие базовых технических навыков является необходимым, но не основным требованием итоговой аттестации.

^

Этот уровень предполагает необходимую ИКТ-компетентность всех педагогов, наличие технологической базы, необходимой для ИКТ-поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся и учителей, в частности, доступность такой базы для всех планируемых, исходя из логики образовательного процесса, применений ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетентности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе – Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.

^

и применения ИКТ-компетентности

Для формирования ИКТ–компетентности в рамках ООП используются следующие технические средства и программные инструменты:

  • технические – персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети, конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью, цифровые датчики с интерфейсом, устройство глобального позиционирования,цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;
  • программные инструменты — операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ГИС, редактор представления временной информации (линия времени), редактор генеалогических деревьев, цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет-публикаций, редактор интернет-сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений.

результатам освоения образовательной программы,расширение сферы икт-компетентности специалиста,направлении формирования икт-компетентности обучающихся,уровень предполагает необходимую икт-компетентность,характеристики основных компонентов икт-компетентности,икт-грамотность предоставит индивидууму средства,описание связи формируемых икт-навыков,реализовывать программы дополнительного образования,разработка примерной программы формирования,развития икт-компетентности обучающихся

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …