Программа элективного курса по химии

Программа элективного курса по химии
9класс
"Решение задач по химии"
( 10 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРешение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие учебно-коммуникативных умений.
формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
решать усложненные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законыЭлективный курс рассчитан на 10 часов, рекомендуется для учащихся 9классов.

№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
1.
Вычисление по химической формуле:- ве-ва, содержащего кристаллизационную воду;- молекулярной массы вещества по плотности его в газообразном состоянии или плотности по Мr
2 ч.
2.
Вывод молекулярной формулы вещества по данным количественного анализа и Мr, продуктам сгорания.
2 ч.
3.
Расчеты, связанные с изучением растворов %, молярной и нормальной концентрации и определением концентрации смешанных растворов
2 ч.
4.
Определение:- выхода веществ в % по отношению к теоретическому;- массы вещества, которое будет содержаться в продуктах реакции, если одно из ств взято в избытке;- количества вещества, 5которое будет получено из исходных веществ, содержащий известный % примесей;
3 ч.
5.
Итоговое занятие: решение задач разного типа.
1 ч.
Всего:
10 ч
Тематическое планирование занятий элективного курса
Дата занятия
№п/п
Тема занятия
По плану
По факту
1.1.
Вычисления по химической формуле вещества, содержащего кристаллизационную воду
2.2.
Вычисление по химической формуле молекулярной массы вещества по плотности его в газообразном состоянии или плотности по Мr
3.3.
Вывод молекулярной формулы вещества по данным количественного анализа и Мr.
4.4.
Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
5.5.
Расчеты, связанные с изучением растворов %, молярной и нормальной концентрации
6.6.
Расчеты, связанные с определением концентрации смешанных растворов
7.7.
Определение выхода веществ в % по отношению к теоретическому
8.8.
Определение массы вещества, которое будет содержаться в продуктах реакции, если одно из веществ взято в избытке
9.9.
Определение количества вещества, которое будет получено из исходных веществ, содержащий известный % примесей
10.10.
Итоговое занятие: решение задач разного типа.
Методическое обеспечение курса:
Н.П.Протасов, И.К.Цитович. Методика решения расчетных задач по химии – М.:
Просвещение,1978.2. Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова Химические задачи с решениями – М.: Просвещение, 2004.3. Л.А.Михилев, Н.Ф.Пассет, М.Н.Федотова Задачи и упражнения по неорганической химии Санкт-Петербург, Химия,1997.
Г.А.Кустов Методика решения типовых и усложненных задач по химии –Барнаул,АКИПКРО,
1992.
5. М.Пак Алгоритмы в обучении химии – М.: Просвещение, 1993.

Оцените статью
Добавить комментарий