Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель — страница 2

Дома. Составление вопросов «Что? Где? Когда?»,- если в главной роли вода».

Аномалии воды. Лёд.
Цель: рассмотреть удивительные физические свойства воды.
Вода – самое распространённое вещество на Земле, имеющее структуру минерала. Её физические свойства необычны. Отгадайте загадку: «Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком». Да, это пар, снег, лёд, жидкая вода. Три агрегатных состояния воды- одно из её удивительных свойств. Вода может переходить из одного агрегатного состояния в другое. Это – таяние, испарение, кипение, конденсация, замерзание — сопровождаются тепловыми явлениями. Агрегатные состояния воды в природе: лёд, снег, изморозь, иней, град вода, роса, дождь, туман, пар, облака.Кажется, что может быть обычнее воды? Однако исследователи – физики и геологи, химики и биологи – изумлённо пожмут плечами. Ведь вода уникальна! Она ведёт себя не так, как полагалось бы вести себя «нормальному» соединению этого типа.
Н2Те (Мч- 128) температура кипения = — 40С, температура замерзания = -540С
Н2 Se (Мч 80) кипит при -400С, замерзает при -640С
Н 2S (Мч 34) кипит при -640С, замерзает при -820С
.Легко предсказать, что вода
H 2O (Мч 18) будет кипеть при -700 С, а замерзать при -900.С Но всё не так! (демонстрация опыта: температура кипения и замерзания воды–таяния снега).
0С, замерзает при 0 0С. Почему?.
Далее следует рассказ учителя об аномалиях воды, или выступления учащихся с сообщениями «Аномалии воды». (Бахтамов Р. с84, Ильченко В.Р. с11)) Учащиеся составляют опорный конспект.
Вода имеет высокую удельную теплоемкость и поэтому выполняет ряд функций:
.Поддерживает постоянной температуру тела, При перегревании происходит испарение воды с его поверхности.
3.Из-за высокой теплоты парообразования этот процесс сопровождается большими затратами энергии, в результате чего температура тела понижается. 4.Большая диэлектрическая проницаемость- поэтому вода лучший растворитель на нашей планете.
. Плотность льда меньше, чем у жидкой воды. Лёд защищает подводную жизнь водоёмов зимой.
6..Основное свойство воды — её растворяющая способность.
(демонстрация опытов: «Бездонный бокал», «Игла, которая не тонет».)
. Просмотр видеофильма «Вода», проверка конспектов.
Дома: повторить по учебнику 8кл «Растворы» 34.Устное сообщение «Растворы у меня дома»
«Теория растворов есть первый пример и образец для основания истинной физической химии» М.В.Ломоносов (Крицман В.с168)Вода как растворитель. Способы выражения концентрации растворов.(Глинка с 211, Некрасов т 1 с162).В ходе лекции учащиеся составляют опорный конспект.
: вычислить массовую долю соли и сахара в рассоле для засолки огурцов и помидоров.
Занятие 6 Решение межпредметных задач.
Цель: Закрепление знаний учащихся в процессе решения задач, организация активного поиска решения, поставленных задач, межпредметная связь с физикой и математикой. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма. (Смотри приложение)
: подготовиться к зачету. Вопросы к зачёту вывешены в кабинете.
Занятие 7 Зачет Способы выражения концентрации растворов.
Цель: Систематизировать и углубить знания по теме, научить делать перерасчеты одного вида концентрации растворов в другой. Показ применения полученных знаний в жизни. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма (см. приложение).
: подготовить сообщения, подобрать газетный и иллюстративный материал о роли воды в живых организмах.
Занятие 8 Вода в организмах.
Цель: показать, что вода — активная среда жизни на Земле, рассмотреть роль и содержание воды в живых организмах..
Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах – вода. Её содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов около 10%, кости 15%, клетки печени 70%, а в клетках зародыша – более 90%. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80% массы тела.Полярность молекул воды и способность образовывать водородные связиделают воду хорошим растворителем для огромного количества неорганических и органических веществ. Такие вещества называются гидрофильные, т.е. любящие воду. « Водные растворы представляют особый интерес уже потому, что в земле и в воде, в растениях и в животных, в химической практике и на заводах постоянно образуются растворы, и они играют важную роль в химических превращениях » Д.И.Менделеев.Кроме того, в качестве растворителя вода обеспечивает как приток веществ в клетку, так и удаление продуктов жизнедеятельности, поскольку, большинство химических соединений может проникнуть через наружную клеточную мембрану только в растворённом виде. Учащиеся прослушивают сообщения: «Вода в жизни растений», «Вода и животный мир», «Загадки верблюда», «Баланс воды в организме человека».«Вода – сама жизнь». «Сок жизни»- так назвал воду известный итальянский художник Леонардо да Винчи. И это так! В организмах идёт обновление воды. В кактусах вода обновляется за 28 лет, у черепахи – за 1 год, у верблюда – за 3 мес., у человека — за 1мес. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи 30-50 дней. Без воды невозможно очищение организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Вода поддерживает кислотно-основное равновесие организма. Содержание воды в организме человека (в %)1. Головной мозг серое в-во 83белое в-во 702.Спинной мозг 74,83.Почки 824.Сердце 795.Лёгкие 796.Мышцы 757.Кожа 728.Печень 709.Скелет 4610.Зубная эмаль 0,211.Плазма крови 9212.Стекловидное тело глаза 9913.Слюна 99,414.Желудочный сок 99,5Вода содержится в организмах животных и растений. В организмах млекопитающих массовая доля воды 70%, рыбах-80%, водорослях-90%. Высокое содержание воды в клетке – необходимое условие её жизнедеятельности. Учитель подводит итог выступлениям.Ученики конспектируют самые важные сведения. В конце занятия учитель выборочно или у всех проверяет конспекты, оценивает их.
повторить вопрос — диссоциация воды и солей, состав пищи.
Занятие 9 Гидролиз солей и органических веществ.
В ходе лекции учащиеся составляют опорный конспект, выполняют лабораторные опыты, доказывающие протекание гидролиза солей и органических веществ в водной среде. (См. приложение)

Количественное определение воды в кристаллогидратах.
Установление формул кристаллогидратов. (См. приложение).
Занятие 11. Практическая работа №2 Определение влажности воздуха. (См. приложение).

«Вся химическая жизнь земной поверхности протекала в среде водных растворов, и многообразны были пути, которыми вода изменяла не только лик Земли, но и её состав. (А.Е.Ферсман).«Мировой океан – не только колыбель человечества, с ним связано ещё и наше будущее. Нужно приблизить его. (А.Колесников). Рассматривается состав морской воды и состав крови человека, отмечается их сходство; требования к питьевой воде (сообщение учащегося.)С темой «Вода» связана актуальная проблема современности- охрана окружающей среды, которая заключается в защите водоёмов от загрязнения и очистка сточных вод. Нельзя допустить, чтобы реки, озера и другие водоёмы загрязнились. Ни один завод или другое промышленное предприятие не должны работать без очистных сооружений.Далее рассматривается экологическая обстановка в области и в городе,В целом экологическую обстановку в г. Копейске нельзя назвать стабильной. По-прежнему стоит остро проблема подтопления посёлков, загрязнения озёр в результате сброса мусора и сточных вод. Значительную помощь начали оказывать сами жители. Так были пресечены попытки захламления о. Курлады.(газета «Копейский рабочий» 23.03.06) учащиеся делают вывод, что необходимо беречь воду, защищать её от загрязнений.
.
Природная вода не может быть химически чистой, т.к. содержит самые разнообразные примеси. Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению. Как же получается чистая вода?На доске схема очистки питьевой воды:механическая очистка—осветление—обеззараживание—стабилизация—умягчение.Чистую воду получают:1.путем перегонки (дистилляции) демонстрируется перегонный аппарат.2.путем фильтрования3.С помощью новых полимеров — ионитов.Сам учитель или учащиеся, подготовившие сообщения, рассказывают о способах очистки воды. (Крицман В. С160).Закрепление.Учитель ставит вопрос и, если ученики затрудняются с ответом, отвечает на него:
?
В стакане абсолютно чистой воды растворили крупицу соли. Затем, зачерпнув напёрсток этого раствора, выливают его в сорокаведёрную бочку. А из него каплю жидкости переносят в другую сорокаведёрную бочку. Вот в ней-то чистота воды будет приближаться к 99,999 999 999%

Перегнанная вода содержит 0,5 -1мг растворённых солей на литр воды. Получение очень чистой воды процесс непростой. Для этого применяют многократную перегонку дважды дистиллированной воды с последующим пропусканием через специальные смолы, задерживающие растворённые в воде вещества. Затем избавляются от примесей органических веществ, используя обработку особыми лучами.

Отстойники и очистные пруды заселяют одноклеточной водорослью хлореллой. Она быстро размножается, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. Хорошо очищает воду растение — водный гиацинт. Сам учитель или учащиеся, подготовившие сообщения, рассказывают о способах очистки воды. (Крицман В.С. с160).
. Исследование: «Как дома очищают воду».
Занятие №14 Практическая работа № 3
Исследование состава минеральной воды. (См. приложение).
.
Занятие № 15
Практическая работа № 4 Очистка воды различными способами.
(См. приложение).
Занятие 16
посвящено подведению итогов курса.
Девиз: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
Гимном этому веществу стали слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
«Вся химическая жизнь земной поверхности протекала в среде водных растворов, и многообразны были пути, которыми вода изменяла не только лик Земли, но и её состав. (А.Е.Ферсман).
«Мировой океан – не только колыбель человечества, с ним связано ещё и наше будущее. Нужно приблизить его. (А.Колесников).
В сказаниях народов Древнего Востока вода признавалась первоисточником всего существующего. Подобный взгляд высказывал в 6веке до н.э. древнегреческий философ Фалес Милетский: «Первое начало и сущность всего — вода».(См. приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие №1
Домашняя практическая работа – исследование: Количественное использование воды в домашнем хозяйстве (Культура водопотребления).
1.Подсчитайте примерный расход воды вашей семьёй на каждого человека в сутки.
2.Определите, сколько воды используется на приготовление пищи, на хозяйственные нужды (стирка, мытьё полов, полив растений, мытьё посуды и т.п.), личную гигиену.3.Проверьте, исправны ли водопроводные краны, унитаз. Подсчитайте, какое количество воды теряется в сутки из-за утечек.4.Предложите меры, направленные на экономию воды.

Цель: Закрепление знаний учащихся в процессе решения задач, организация активного поиска решения, поставленных задач, межпредметная связь с физикой и математикой. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма.
1.Сколько г иода и сколько мл спирта (плотность 0,8 г/мл) нужно взять для приготовления иодной настойки массой 50г и массовой долей иода 5%? (иода-2,5г и 56мл спирта).
2.Масса пластинки из третника равна 7,55г, а её объём 0,9см3. Определите плотность третника и процентное содержание свинца и олова в сплаве?
(плотность 7,4гсм3).

Цель: Систематизировать и углубить знания по теме, научить делать перерасчеты одного вида концентрации растворов в другой. Показ применения полученных знаний в жизни. Связь с физикой: плотность растворов, математическая связь массы, плотности, объёма.
Вопросы
1.Как делят вещества по растворимости в воде. Приведите примеры.2.Как меняется растворимость твёрдых, жидких, газообразных веществ в воде в зависимости от температуры.3.Что такое концентрация растворов? В каких единицах её выражают?4.Что такое кристаллогидраты? Приведите примеры.5. Можно ли утверждать, что объём раствора равен сумме объёмов растворенного вещества и растворителя? Приведите примеры.6.Растворимость – физико-химический процесс. Приведите примеры, подтверждающие справедливость этого утверждения.7.Что такое изотонический (физиологический), гипертонический, гипотонический растворы? Где их применяют?
Задачи
1. В 100мл раствора гидроксида калия содержится 11,2г КОН. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, массовую долю гидроксида калия в растворе (плотность раствора 1,09гсм3).
3.При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли (физиологический раствор). Сколько г воды и соли нужно для приготовления 5кг такого раствора?
4. Рассчитайте для 10% раствора серной кислоты его молярность, нормальность, титр (плотность 1,066гсм3).
Учитель сам принимает зачёт у двух учащихся, затем эти ученики опрашивают теорию у других ребят.Учащиеся отвечают теорию, затем решают задачи. Сильные получают индивидуальные задания, ребята послабее работают в парах.
: подготовить сообщения, подобрать газетный и иллюстративный материал о роли воды в живых организмах.
Занятие 9 Гидролиз.
На столе учителя растворы: кислота, вода, щёлочь, сульфат меди, карбонат калия, хлорид натрия.На столах учащихся растворы: хлорид меди, карбонат натрия, нитрат калия, гидроксид натрия, сахароза, лакмусовая бумага, стеклянные палочки, лист белой бумаги, две пробирки. Крахмальный клейстер, конц. серная кислота, горячая вода, раствор иода,

Оцените статью
Добавить комментарий