Программа элективного курса «правовед»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛЬШЕТАЛДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Программа элективного курса
«ПРАВОВЕД»
Утверждено на районном МО учителей историиот « 09» ноября 2008 г.Протокол № 1Руководитель МО: Глумова О.П.Автор: Гаврилова Любовь Геннадьевнаучитель истории и обществознанияс. Большая Талда 2008
Пояснительная записка:
В настоящий момент в Российской Федерации проводятся мероприятия по проведению правовой реформы, одно из направлений которой связано с юридическим образованием и воспитанием населения. По сложившейся системе правового обучения граждане первые основательные юридические знания должны получить в старших классах средней школы. Но приходится признать, что данная работа в образовательных заведениях пока не на высоте. Выпускники средних школ имеют приблизительные представления о российском государстве и праве. Исследования в данной области показали, что одна из главных бед здесь – это отсутствие необходимых часов для углубленного изучения правовых вопросов. Но дело не только в этом. Сам предмет изучения представляется достаточно сложным для учащихся и, кроме того, бурная законодательная деятельность последнего времени не позволяет оперативно готовить ни кадры специалистов-преподавателей, ни учебно-материальную базу. Только в последнее время работа по правовому обучению молодежи получила твердую основу, поскольку приняты почти все законодательные акты, составляющие фундамент правовой системы государства: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. Внесены крупные изменения в административное и трудовое законодательство, позволяющие воспринимать их как современные документы."Обучая, мы учимся сами",- так говорили наши предки, пытаясь разобраться в различных инновациях образовательной деятельности, осуществляемой в рамках модернизации государственной политики страны. Создание современных профессионально-грамотных моделей правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной правовой подготовки школьников, которая позволит учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.Начало ХХI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: — практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов;- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;- формирование активной гражданской позиции личности;- уважение к правам человека и нормам международного права;- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.Главными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности. В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство. Программа «Правовед» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки учащихся.Программа адресована педагогам и учащимся школ основной школы, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитраных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.Особенность данной программы заключается в том, что она дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данной программы на житейские повседневные проблемы. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данной программы поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
– заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников — граждан Российской Федерации – на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, — заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач.
Во-первых, программа ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями.Во-вторых, она нацелена на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.В-третьих, программа построена на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем. Наконец, представленная программа позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.К задачам данной программы, связанной с предпрофильным обучением, относятся, в частности:- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;- воспитание ответственности за собственное благополучие;- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.В программе дано содержание и основные понятия курса «Правовед»; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; имеется список литературы для учащихся и учителей.В рамках Проекта Российского Фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» разработана целая серия книг для учителя права, используя которые педагог сможет подготовить собственный целостный правовой курс с учетом конкретной аудитории школьников, особенностей региона, проблем школы, родителей .Все это позволит успешно реализовать основные цели, задачи правового обучения современных школьников Такая система правового образования позволяет детям узнать, что такое право, зачем оно создается и каково его место в России; научиться понимать содержание и смысл законов. Школьники получают опыт правотворческой деятельности, они могут участвовать в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы, получают опыт правозащитнической деятельности, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении важных проблем для общества.Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование:- уважения к праву, — собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, — компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе: -способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;-коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;-систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;-конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. При прохождении программы «Правовед» нужно совместить изучение элементарных методов и приемов логического мышления с основами юридических знаний. Именно при изучении раздела об общем учении, о праве целесообразно познакомить учащихся и практически применить основные логические операции: определение понятий, деление понятий, приёмы доказательств и опровержений, определение логической ошибки. Только так можно развить правовой стиль мышления, в противном случае юридические знания остаются «мёртвым грузом», а изучение курса остаётся на уровне отвлечённой информативности. Кроме того, очень важно в ходе изучения курса постоянно активизировать самостоятельную работу учащегося пусть даже на поверхностном уровне. Большое значение имеет самостоятельное решение юридических казусов (примеров). При всей сложности социально-политической ситуации учащиеся должны ориентироваться в тех процессах, которые происходят и в стране в целом, и в конкретном регионе. Особое внимание необходимо уделить процессам, связанным с организацией местного самоуправления, поскольку это будущее и страны, и завтрашних её полноправных граждан. Наиболее важная часть в программе — это задания для урочной и внеурочной работы. Они имеют разнообразный характер, но их объединяет то обстоятельство, что при выполнении учащиеся должны в той или иной степени проявить самостоятельность.В результате прохождения программного материала обучающиеся
имеют представление об :
— основах общей теории права;- основных нормативных актах;- основах конституционного права России;- законодательных актах, составляющих правовую систему государства.
умеют:
— работать с нормативными документами;- имеют представление об абстрактных категориях;- чётко усваивают логические методы и приёмы;- составлять простейшие правовые документы.
владеют:
— навыками составления схем, таблиц;- работой с понятийным аппаратом;- умением вести правильно дискуссии.Программа представляет проведение лекций, встреч с работниками правовых структур, тестовых заданий, дискуссий, круглый стол. Курс завершается контрольной работой (индивидуальной или групповой) в конце года.Программа «Правовед» рассчитан на 34ч. для учащихся 10 класса.

Тема 1. Основы общей теории права -5ч.Понятие, сущность и признаки права. Право в системе социальных норм. Понятие источника права. Виды источников Российского права. Понятие системы права.Понятия и признаки правовых норм.Понятия, признаки и состав правовых отношений.Понятия и основные формы реализации права.Понятия, структура и виды правосознания.Правовая культура: понятие, структура. Правовое воспитание.Понятие, признаки и виды правонарушений.Понятие, признаки и виды юридической ответственности.Понятие и основные принципы законности.Правовое государство: понятие и принципы.

Права человека: основные понятия.Основные международные документы о правах человека.- Всеобщая декларация прав человека.1948г.- Международный пакт о гражданских и экономических правах.1966г.- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.1966г.Основы правового положения личности по российскому законодательству.- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.1989г.Нарушение прав человека и их защита.

Понятие и общая характеристика конституционного права. Понятие конституции. Общая характеристика конституции России. Гражданство РФ: понятие, основания приобретения и прекращения.Избирательное право Российской Федерации. Президент Российской Федерации, порядок его избрания и компетенция.Федеральное Собрание РФ: порядок формирования и компетенция.Правительство РФ. Судебная система РФ.Органы власти и управления субъектов Российской Федерации.Местное самоуправление в России.

Понятие и общая характеристика гражданского права. Имущественные и неимущественные отношения. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Дееспособность несовершеннолетних.Понятие сделок по гражданскому праву. Право собственности по законодательству Российской Федерации.Гражданский кодекс РФ.

Общая характеристика трудового права. Трудовой договор: понятие ,виды , порядок заключения и основания прекращения.Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.Кодекс законов о труде РФ.

Общая характеристика семейного права. Понятие брака. Условия и порядок его заключения и расторжения. Права и обязанности супругов.Права и обязанности родителей и детей.Конституция РФ. Семейный кодекс РФ -29 декабря 1995г.

Понятие и общая характеристика административного права.Административная ответственность. Административные взыскания: понятие и виды. Административная ответственность несовершеннолетних.Кодекс об административных правонарушениях.

Понятие и общая характеристика уголовного права.Понятие и виды преступлений по уголовному праву. Состав преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовное наказание. Уголовное наказание, его виды и цели. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.Конституция РФ. Уголовный кодекс РФ.

наименование темы
количество часов
формы контроля
всего
лекций
практ.
1. Понятие, сущность, признаки права.2. Понятие системы права. Правовые нормы.3.Правовая культура.Правовое воспитание4.Понятие и основные принципы законности.5.Права человека: основные понятия.6.Международные документы о правах человека.7.Права ребёнка.8.Права человека. Защита прав человека.9.Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ.10.Гражданство РФ.11.Избирательное право РФ.12.Три ветви власти в РФ.13.Местное самоуправление в России.14. Общая характеристика гражданского права.15.Субъекты гражданского права.16.Дееспособность несовершеннолетних.17.Право собственности.Понятие сделок.18.Общая характеристика трудового права.19.Трудовой договор.20.Правовое положениенесовершеннолетних.21.Общая характеристика семейного права.22.Понятие брака.23.Права и обязанности родителей и детей.24.Общая характеристика административного права.25.Административная ответственность.26.Административные взыскания.27.Административная ответственность несовершеннолетних.28.Общая характеристика уголовного права.29.Состав преступления.30.Уголовная ответственность.31.Уголовное наказание.32.Уголовная ответственность несовершеннолетних.33- Итоговый семинар34. «Наши права»
11111111111111111111111111111111
11111111111111111111112
1111111111
беседабеседадиалогтестдискуссиякруглый столкруглый столдискуссиятестбеседадиалогтестсобеседованиебеседадиалогкруглый столдискуссиятестпрактическая работасобеседованиебеседадиалогдискуссиябеседатесттестдиалогбеседазачётпракт.работадискуссияконтрольная работасеминар

Оцените статью
Добавить комментарий