Программа элективного курса «Психология и выбор профессии»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Еласовская средняя общеобразовательная школа»Горномарийского района Республики Марий Эл
СогласованоЗаместитель директора по УВР ___________ А.А.Ватитова«____»_____________2012 г.
УтверждаюДиректор МБОУ «Еласовская СОШ____________А.А.СергеевПриказ № _______ от «___»_______________2012 г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического советаМБОУ «Еласовская СОШ» протокол №____ от ________________2012 г.
^
«Психология и выбор профессии»
Составила педагог — психологСидорова Светлана Васильевна В основе разработанной рабочей программы лежит авторская программа предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»М.: Генезис, 20052012 г.
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
^ : актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
^ деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение первого полугодия. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 18.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
^
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Тема занятий.
Блок 1. Что я знаю о своих возможностях.
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.Урок 2. Темперамент и профессия.Урок 3. Чувства и эмоции.Урок 4. Стресс и тревожность.Урок 5. Определение типа мышления.Урок 6. Внимание и память.
Блок 2. Что я знаю о мире профессий.
Урок 7. Классификации профессий. Признаки профессий.Урок 8. Определение типа будущей профессии.Урок 9. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.Урок 10. Интересы и склонности в выборе профессии.Урок 11.Определение профессионального типа личности.Урок 12. Профессия и здоровье. Профессия и здоровье.
Блок 3. Планирование профессиональной карьеры.
Урок 13. Мотивы и потребности.Урок 14. Ошибки в выборе профессии.Урок 15. Современный рынок труда.Урок 16. Пути получения профессии.Урок 17. Стратегия выбора профессии.Урок 18. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Литература:
1. Резапкина Г.В.Отбор в профильные классы.- М.: Гнезис, 2005.2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Гнезис, 2005.3. Савченко М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.(9-11классы): (Под науч. ред. Л. А, Обуховой.-М.: Вако, 2005.
Методическое обеспечение.
1. Диагностика интересов и склонностей.2. Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов».)3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модефикация Г.В. Резапкиной)4. Диагностика особенностей мышления.5. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).6. Опросник пира мышления. (сокращенный вариант).7. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.8. Тест умственного развития (ТУР).
Дополнительно:
Тест эмоций.
Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Еласовская средняя общеобразовательная школа»Горномарийского района Республики Марий Эл

СогласованоЗаместитель директора по УВР ___________ А.А.Ватитова«____»_____________2012 г. УтверждаюДиректор МБОУ «Еласовская СОШ____________А.А.СергеевПриказ № _______ от «___»_______________2012 г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического советаМБОУ «Еласовская СОШ» протокол №____ от ________________2012 г.

^

«Психология и выбор профессии»

Составила педагог — психологСидорова Светлана Васильевна В основе разработанной рабочей  программы лежит авторская  программа предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»М.: Генезис, 20052012 г.

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

^ : актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

^ деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение первого полугодия. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 18.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

^

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  2. Принцип исследовательской позиции.
  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Тема занятий.

Блок 1. Что я знаю о своих возможностях.

Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.Урок 2. Темперамент и профессия.Урок 3. Чувства и эмоции.Урок 4. Стресс и тревожность.Урок 5. Определение типа мышления.Урок 6. Внимание и память.

Блок 2. Что я знаю о мире профессий.

Урок 7. Классификации профессий. Признаки профессий.Урок 8. Определение типа будущей профессии.Урок 9. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.Урок 10. Интересы и склонности в выборе профессии.Урок 11.Определение профессионального типа личности.Урок 12. Профессия и здоровье. Профессия и здоровье.

Блок 3. Планирование профессиональной карьеры.

Урок 13. Мотивы и потребности.Урок 14. Ошибки в выборе профессии.Урок 15. Современный рынок труда.Урок 16. Пути получения профессии.Урок 17. Стратегия выбора профессии.Урок 18. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Литература:

1. Резапкина Г.В.Отбор в профильные классы.- М.: Гнезис, 2005.2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Гнезис, 2005.3. Савченко М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.(9-11классы): (Под науч. ред. Л. А, Обуховой.-М.: Вако, 2005.

Методическое обеспечение.

1. Диагностика интересов и склонностей.2. Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов».)3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модефикация Г.В. Резапкиной)4. Диагностика особенностей мышления.5. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).6. Опросник пира мышления. (сокращенный вариант).7. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.8. Тест умственного развития (ТУР).

Дополнительно:

Тест эмоций.

Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников.

утверждаюдиректор мбоу еласовская сош,принятие учащимися осознанного решения,различные действия обсуждение ситуаций,теоретическая включает изучение образа,включённость каждого участника группы,первая серьёзная жизненная проблема,принцип активности участников группы,программах предпрофильной подготовки,специфике современного рынка труда,определение профессионального типа личности

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …