Программы для общеобра­зовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина, Биология. 5-11 классы / составитель И. Б. Морзунова. М.: Дрофа, 20 09

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.И. Сонина // Программы для общеобра­зовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина, Биология. 5-11 классы / составитель И.Б. Морзунова. — М.: Дрофа, 2009. Данная программа разработана для 6-9 классов.

Цели курса:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении , жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения биологических процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии , о факторах риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, ставить простейшие биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, растениями, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса:

  • Вооружить учащихся знаниями базовой науки;
  • Формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение;
  • Формировать умения работать с биологическими приборами, инструментами, решать простейшие биологические и экологические задачи;
  • Формировать навыки проведения простейших ботанических и зоологических полевых исследований;
  • Обучать учащихся применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья и охраны окружающей среды.

^ : В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов в 6,7,8 и 9 классах, а учебным планом МБОУ «Маломихайловская ООШ» отведено на изучение биологии в 6,7,8 и 9 классах 68 часов, следовательно, внесены изменения.

Класс Количество часов резервного времени предусмотренного авторской программой Количество часов резервного времени в рабочей программе
6 8 6
7 4 2
8 7 5
9 7 5

6 класс — 6 часов резервного времени распределены следующим образом:

  • Раздел 1 «Строение и свойства живых организмов (3 часа), по одному часу в следующие темы: 1.3. Строение растительной и животной клеток 1.5.«Ткани растений и животных», 1.7. Растения и животные как целостный организм, в связи с необходимостью детально систематизировать и обобщить знания учащихся по данным разделам.
  • Раздел 2 (3 часа) «Жизнедеятельность организма» 2 часа в тему 2.8. Размножение, 1 час в тему 2.9. Рост и развитие содержащих, достаточно объемный материал».

7 класс: из резервного времени авторской программы 2 часа добавлены в разделы:

  • раздел 3 «Царство Растения» (1 час) в тему 3.5 «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» в связи с расширенным знакомством с цветковыми растениями местной флоры;
  • раздел 4 «Царство Животные» 1 час в тему 4.10 «Тип Иглокожие», которая изучается по усмотрению учителя, но, тем не менее, имеет значение для расширения кругозора учащихся.

8 класс: Из резервного времени авторской программы (5 часов) по одному часу добавлено на изучение тем: 5.« Координация и регуляция», 7. «Внутренняя среда организма», 11.«Обмен веществ и энергии», 16. «Человек и его здоровье» в связи с необходимостью детально систематизировать и обобщить знания учащихся по данным разделам. Отдельно выделена тема «Заключение» (1час) для того, чтобы обобщить и проанализировать работу учащихся за год.

9 класс:

Из резервного времени авторской программы – 5 часов: — 2 часа добавлено в раздел 1 «Эволюция живого мира на Земле»:

1 час на изучение темы 1.5 «Микроэволюция», 1 час на изучение темы 1.8 «Развитие жизни на Земле», также 3 часа в раздел 5 « Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии», на изучение тем:

— 2 часа на тему 5.1 «Биосфера, ее структура и функции», содержащую достаточно объемный материал. — 1 час на тему 5.2 Биосфера и человек, для проведения итогового контроля знаний учащихся.

Учебно-методический комплект:

  1. «Биология. Живой организм» 6 класс: Сонин Н.И. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2008. — 176с;
  2. «Многообразие живых организмов». 7 класс. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. Биология. М. Дрофа 2009

3. « Биология. Человек» 8 класс. Н.И.Сонин. М.Дрофа 2011г.

4. «Биология. Общие закономерности». С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин , В.Б.Захаров

М.Дрофа 2011 г.

Рабочая программа рассчитана на 272 часа, из них

— 68 часов в 6 классе, в том числе для проверки знаний в 6 классе отведено 4 проверочные работы:

  1. Стартовая работа.
  2. Тестирование по материалу раздела 1 «Строение и свойства живых организмов».
  3. Тестирование по разделу «Жизнедеятельность организма»
  4. Итоговая работа.

6 лабораторных работ. 1.Определение состава семян пшеницы. 2.Строение клеток живых организмов. 3.Ткани растительных организмов. 4.Ткани животных организмов. 5.Изучение органов цветкового растения. 6.Распознавание органов у животных. 2 практические работы:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
  2. Вегетативное размножение комнатных растений.

— 68 часов в 7 классе, в том числе для проверки знаний отведено 4 проверочные работы

1.Стартовая работа

2.Проверочная работа по теме «Царство Растения». 3.Тестирование по теме « Тип Беспозвоночные». 4. Итоговая работа. 12 лабораторных работ: 1. Строение плодового тела мукора. 2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. 3. Изучение внешнего строения водорослей. 4. Изучение внешнего строения мхов. 5. Изучение внешнего строения папоротника. 6.Изучение строения и многообразия голосеменных растений. 7. Изучение строения покрытосеменных растений. 8. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. 9. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. 10. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. 11. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. 12. Изучение строения млекопитающих. 2 практические работы: 1. « Распознавание наиболее распространенных растений своей местности». 1. «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

— 68 часов в 8 классе, в том числе для проверки знаний отведено 4 проверочные работы:

  1. Стартовая работа
  2. Тестирование по темам «Общий обзор строения и функций организма человека», « Координация и регуляция», «Опора и движение».
  3. Тестирование по темам: « Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», « Дыхание» «Пищеварение».
  4. Итоговая работа.

12 практических работ: 1.«Распознавание по таблицам органов и систем органов». 2. «Изучение головного мозга по муляжам». 3. «Изучение изменения размера зрачка». 4. «Изучение внешнего строения костей». 5.«Измерение массы, роста своего организма». 6. «Выявление влияния статистической. работы на утомляемость мышц». 7.«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». 8. « Изменение кровяного давления» 9. «Определение частоты дыхания». 10. «Определение норм рационального питания» 11. «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». 12. Анализ и оценка факторов окружающей среды , факторов риска на здоровье человека. 3 лабораторных работы:

  1. «Изучение микроскопического строения тканей».
  2. «Изучение микроскопического строения крови».
  3. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

— 68 часов в 9 классе, в том числе для проверки знаний отведено 4 проверочные работы:

  1. Стартовая работа.
  2. «Эволюция живого мира на Земле»
  3. «Закономерности наследования признаков»
  4. Итоговая работа.

3 лабораторные работы: 1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

2. «Изучение изменчивости, критериев вида, резуль­татов искусственного отбора на сортах культурных растений».

3. «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» 3 практических работы: 1. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» 2. «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимоотношения разных видов в данной экосистеме».

3. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

В процессе обучения используются элементы таких технологий обучения как: проблемно-поискового обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, проектных технологий .

Преобладающей формой текущего контроля является проведение самостоятельных работ, тестирования, лабораторных работ, фронтальной и индивидуальной работы по карточкам

^

В результате изучения предмета учащие­ся 9 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в жи­вых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогене­за, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромо­сомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде от­раслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических зако­номерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жиз­ни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой ин­формации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простей­шие препараты для микроскопических исследова­ний;
  • решать генетические задачи, составлять родо­словные, строить вариационные кривые на расти­тельном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной лите­ратурой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета

^

№ урока п/п № урока в теме (разделе) Наименование раздела и тем Часы учебного времени
^ 25
1.1. Основные свойства живых организмов. 2
1 1 Вводный инструктаж по охране труда. Многообразие живых организмов. 1
2 2 Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Стартовая работа.

1
^ 2
3 1 Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. 1
4 2 Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторная работа № 1 «Определение состава семян пшеницы». 1
^ 3
5 1 Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. 1
6 2 Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы- неклеточные формы жизни. 1
7 3 Лабораторная работа №2 « Строение клеток живых организмов». Обобщение по теме «Строение растительной и животной клеток». 1
^ 2
8 1 Деление клетки- основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. 1
9 2 Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. 1
^ 3
10 1 Понятие « ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов». 1
11 2 Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа № 4 «Ткани животных организмов». 1
12 3 Обобщение по теме «Ткани растений и животных» 1
^ 10
13 1 Понятие «орган». Органы цветкового растения. 1
14 2 Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. 1
15 3 Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. 1
16 4 Строение и значение побега. Почка- зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. 1
17 5 Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. 1
18 6 Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. 1
19 7 Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Лабораторная работа №5 « Изучение органов цветкового растения». 1
20 8 Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. 1
21 9 Системы органов. 1
22 10 Основные системы органов животного организма: опорно — двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных». 1
^ 3
23 1 Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.
24 2 Живые организмы и окружающая среда.
25 3 Тестирование по материалу раздела 1 «Строение и свойства живых организмов».
^ 39
2.1. Питание и пищеварение. 8
26 1 Сущность понятия « питание». Особенности питания растительного организма. 1
27 2 Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. 1
28 3 Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. 1
29 4 Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. 1
30 5 Особенности питания животных. 1
31 6 Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. 1
32 7 Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. 1
33 8 Пищеварительные ферменты и их значение. 1
2.2. Дыхание 3
34 Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. 1
35 Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. 1
36 Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. 1
^ 4
37 1 Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. 1
38 2 Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. ^ «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». 1
39 3 Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. 1
40 4 Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови). 1
2.4. Выделение 4
41 1 Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. 1
42 2 Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. 1
43 3 Обмен веществ и энергии. Сущность значения обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. 1
44 4 Обмен веществ у животных организмов. 1
^ 2
45 1 Значение опорных систем в жизни организмов. 1
46 2 Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно — двигательная система позвоночных. 1
2.6. Движение 2
47 1 Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. 1
48 2 Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений. 1
^ 5
49 1 Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. 1
50 2 Раздражимость. Нервная система, особенности строения. 1
51 3 Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. 1
52 4 Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. 1
53 5 Ростовые вещества растений. 1
2.8. Размножение 6
54 1 Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). 1
55 2 Бесполое размножение растений. Практическая работа № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений». 1
56 3 Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. 1
57 4 Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия 1
58 5 Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. 1
59 6 Обобщение по теме «Размножение» 1
^ 5
60 1 Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Особенности развития животных организмов. 1
61 2 Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. 1
62 3 Развитие зародыша (на примере ланцетника). 1
63 4 Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. 1
64 5 Тестирование по разделу «Жизнедеятельность организма» 1
^ 4
3.1. Среда обитания. Факторы среды . 2
65 1 Влияние факторов неживой природы на живые организмы. 1
66 2 Итоговая работа. Взаимосвязи живых организмов. 1
^ 2
67 1 Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. 1
68 2 Цепи питания. 1
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …