Продолжить работать над проблемой «точка зрения» ипроблемой различения темы и идеи (основной мысли и основного переживания); на материале стихотворения Овсея

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Цели занятия:
продолжить работать над проблемой «точка зрения» и проблемой различения темы и идеи (основной мысли и основного переживания); на материале стихотворения Овсея Дриза «Синий дом» и живописного произведения – картины Марка Шагала «Синий дом» провести сравнительный анализ основной мысли и главного переживания автора, рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»
развивать связанную речь учащихся, внимательность, воображение, совершенствовать навык чтения;
3. Способствовать нравственному воспитанию, ( уважение к пожилым людям, любовь к миру природы)
Задачи занятия:
найти в «Музейном Доме» и рассмотреть вместе с детьми картину марка Шагала «Синий дом» и в ходе ее обсуждения вести их к мысли, что художник явно сочувствует этому старому синему дому — этому островку былого времени, ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули;
обсудить со школьниками стихотворение О. Дриза «Синий дом» так, чтобы без внимания не осталась ни одна строчка, постараться, чтобы дети представили, «увидели» ту необыкновенную картину, которая поразила поэта;
обратить внимание детей на то, что в стихотворении два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается в стихотворение, т.е. собственно лирический герой (называем «герой-рассказчик»);
прояснить для тех детей, которые этого сразу не понимают, что сам сад представляется героям стихотворения синим домом, а багряный яркий листок в густой синеве воздуха напоминает им огонек свечки или лампочки;
выяснить вместе с детьми, что главное переживание поэта — это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны; благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ: образ синего дома с окошком, в котором горит огонек;
сравнить стихотворение Дриза и картину Шагала и выяснить, что эти произведения называются одинаково «Синий дом» у них сходная тема, но совершенно разные переживания авторов.
Оборудование: лупы, рамки, « Музей в твоем классе», магнитофон, компакт – диска м мелодией Н. А. Римского Корсакого «Проводы Масленицы» ( фрагмент из оперы «Снегурочка»), толковые словари
^
Ребята, я в очередной раз приглашаю вас в наш «Музейный Дом». Сюда приходят только те, кто любит природу, готов всегда помочь тем, кто нуждается в помощи и любит прекрасноеНайди в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Синий дом».
^
Дети говорят, что дом посинел от старости (хотя некоторые считают, что он покрашен в синий цвет): древесина потемнела с годами. Дом отличается от всех остальных, что он деревянный, а не каменный, тем, что он заброшенный и пустой, покосившийся и нежилой. Вместе с тем дом отличается какой-то индивидуальностью: он стоит на отшибе на берегу речки и явно считался ког­да-то очень большим и просторным. Он и сейчас создает впечат­ление особенного.
^
Первый из этих вопросов направлен на то, чтобы дети пофан­тазировали в двух направлениях: во-первых, дом может помнить своих жильцов и все, что происходило внутри него; во-вторых, дом может помнить, как постепенно шло каменное строительст­во по другую сторону реки. Очевидно, когда-то на том берегу не было ничего, кроме монастыря, потом появились деревянные домишки, затем — между ними и храмами монастыря — появи­лись многоэтажные кирпичные дома.
^ Дом может мечтать (как говорят дети) снова быть отремонтированным и жилым.
Суждено ли сбыться его мечтам?
Дом уже начали укреплять (дети отмечают кирпичную кладку в нижней части дома).
^
Дети придумывают разные названия: «Белый город», «Дома за рекой», «Дома и храмы», «Летом за городом», «Город без синего дома» и т.д.ё
^
Необходимо отметить, что «Синий дом» Шагала относится к числу живописных произведений, которые очень нравятся детям. Дети интуитивно чувствуют, что герой этой картины — синий дом — особенный, но им не хватает лексики, чтобы выразить это в словах. Нужно каким-то образом им помочь: подчеркнуть, что этот дом — не безликий типовой дом, что когда-то все его брев­на укладывали люди, которые знали, для кого они это делают, кто в нем будет жить. Важно, чтобы дети поняли, что у дома есть свой характер: он немного покосился от времени, он явно страдает от заброшенности и одиночества, но не думает падать духом, еще надеется на лучшие времена.
^
Художник явно сочувствует этому старому синему дому – этому островку былого времени. Ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули. Так и мы ребята не должны забывать старое. Ведь это наша память, наша история. Мы должны сохранять памятники культуры, должны помогать пожилым. Они нас могут многому научить. Это наши корни. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Мы должны с вами знать своих предков, чем они любили заниматься, учиться у них преодолевать трудности. У них большой опыт, они нас многому могут научить.Я не зря сегодня раздала вам пригласительные билеты с цветами. Цветы – это природа, ее мы тоже с вами должны беречь, сохранять. Потому что без нее мы с вами жить не сможем.Продолжая тему природы и не забывая про синий дом, давайте еще познакомимся со стихотворением Овсея Дриза «Синий дом».Что вы интересного заметили в названии этих произведений? А одинаков ли будет переживание авторов?
^
Работа со стихотворением ведется таким образом, чтобы без внимания не осталась ни одна строчка, причем очень важно, что­бы дети представили, «увидели» ту необыкновенную картину, которая поразила поэта. Поэтому мы привлекаем комментарии Маши и Миши, поэтому же апеллируем к опыту и воображению школьников.
^
По строчкам «сад пустой» и «лишь багряный горит листок» дети должны догадаться, что речь идет об осени, более того — о поздней осени, когда все листики уже опали, лишь один остался на дереве.
^
Миша сказал: «Синий воздух — вот ответ на этот вопрос!»
А ты когда-нибудь видел(а) синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываешься, какой вывод сделал Миша?
Комментарии помогут детям представить глубокую синеву, в которую вечер окрашивает воздушное пространство, и догадать­ся, что речь идет о вечере — о сумерках.Маша говорит: «Главное — то, с чем поэт сравнивает багря­ный* листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!»
^
Нам важно, чтобы дети вновь перечитали «нужное место в тек­сте», т.е. почти всю первую часть стихотворения, представили яр­кий светящийся листок в густой синеве воздуха, напоминающий
огонек свечки или лампочки, и еще раз убедились в том, что речь идет о позднем вечере.
^
Сколько героев в этом стихотворении?
Миша утверждает, что герой один — Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев — двое. А ты как думаешь?
Необходимо обратить внимание детей на то, что здесь два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается стихо­творение, т.е. собственно лирический герой. Поскольку мы не пользуемся (и не будем пользоваться в начальной школе) терми­ном «лирический герой», можно говорить «герой-рассказчик».
— ^
Как ты ответишь Мише?Такое уточнение оказывается совсем не лишним, поскольку многие дети сначала не понимают, что никакого синего дома нет —- сам сад представляется героям стихотворения синим домом.
^ ( вопрос для слабых)
они должны еще раз проговорить то, что только что прозвучало на уроке, а именно что никакого дома нет. С другой стороны, необходимо еще раз помочь детям понять и представить случившееся: как только листочек упал с дерева, исчез образ окошка со светящим­ся огоньком, а значит, исчез и образ самого дома.
^
Это третий вопрос на ту же самую тему, но он сложнее сфор­мулирован и предполагает удержание сразу двух образов-пред­ставлений: того образа синего дома, который герои видели в сво­ем воображении (этот образ держался на одной-единственной детали: багряный листочек на синем фоне сумерек, который создавал впечатление огонька в окошке дома), и того реального образа пустого синего сада, который стал явным, когда листочек упал с дерева. Какой же ответ мы можем ожидать от детей? Смысл этого ответа должен быть таким: тайна заключается в том, что пока багряный листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома. Как только листок упал с дерева, чудесное ви­дение исчезло: погас огонек, исчезло окошко, не стало и само­го дома.
^
Обращаем ваше внимание на то, что в данном случае речь идет о переживании ПОЭТА, а не его героев, хотя у них и общие переживания. Нам важно это подчеркнуть, поскольку последний вопрос к этому стихотворению предполагает сравнение главного переживания художника Шагала и главного переживания поэта Дриза, в результате которого дети должны прийти к выводу: у поэта и художника разные переживания, они говорят с нами о разном. Итак, главное переживание поэта – это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны. Благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ — образ синего дома с окошком, в котором горит огонек.
^
Дети должны вспомнить, каково же главное переживание художника Шагала: художнику жалко разрушающийся старый деревянный «синий» дом. А поэт восхищается красотой сада, в котором нет никакого синего дома: образ синего дома родился благодаря игре воображения, а также особому сумеречному освещению и последнему листочку на дереве. Может ли человек, который не любит природу представить в сумерках синий дом? Значит такой человек может нанести природе вред? Значит, чтобы не навредить природе, мы должны ее любить.Поэтому можно сделать вывод, что у поэта и художника — РАЗНЫЕ переживания.
^
— Только одно из этих высказываний является верным.
1) Картина «Синий дом» и стихотворение «Синий дом» на­писаны на одну ТЕМУ.
2) В картине и в стихотворении похожие ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов.
^
Так как мы только что сравнивали переживания поэта и худож­ника, детям не будет трудно ответить на этот вопрос. Они выяс­нили, что переживания у поэта и художника — разные. А посколь­ку у двух произведений совершенно одинаковые названия, дети могут предположить, что эти произведения написаны на одну тему.
Итог:
— С каким двумя произведениями познакомились на уроке?
— Чему нас учит картина М. Шагала? (нельзя забывать старину, традиции народа)
— 2007 год – Год благотворительности, Мы с вами должны тоже оказывать помощь пожилым людям, на уроках технологии сделаем поделки и подарим их своим бабушкам и дедушкам, а можно и детишкам из детского садика.Борис Кустодиев «Масленица»
-Много ли людей принимают участие в праздновании Масленицы? Правда ли, что праздничные гуляния в самом разгаре? Сколько упряжек с лошадьми вы видите? Учтите: некоторве можно рассмотреть только в лупу! ( без лупы в разных местах картины видно восемь упряжек. А через лупу можно рассмотреть еще несколько в левой части картины на дальнем плане – возле каменных торговых рядов). — Как еще (кроме катания на лошадях) развлекаются люди на Масленицы: рассмотрите, что делается внизу, на площади (Смотрят представление народного театра, водят хоровод, катаются на карусели.)
— Где слышны музыка и пение? (Под высокими деревьями справа). Покажите музыканта с помощью круглой рамки. На каком инструменте он играет?- Можно ли сказать , что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых?(дети играют в снежки и катаются с горки на санях).
— Верно ли, что дети играют в снежки не только на горе? Найдите с помощью лупы мальчиков, играющих в снежки совсем в другом месте. (две крошечные фигурки на дальнем плане у бледно – зеленого забора)

Цели занятия:

  1. продолжить работать над проблемой «точка зрения» и проблемой различения темы и идеи (основной мысли и основного переживания); на материале стихотворения Овсея Дриза «Синий дом» и живописного произведения – картины Марка Шагала «Синий дом» провести сравнительный анализ основной мысли и главного переживания автора, рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»
  2. развивать связанную речь учащихся, внимательность, воображение, совершенствовать навык чтения;

3. Способствовать нравственному воспитанию, ( уважение к пожилым людям, любовь к миру природы)

Задачи занятия:

  • найти в «Музейном Доме» и рассмотреть вместе с детьми картину марка Шагала «Синий дом» и в ходе ее обсуждения вести их к мысли, что художник явно сочувствует этому старому синему дому — этому островку былого времени, ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули;
  • обсудить со школьниками стихотворение О. Дриза «Синий дом» так, чтобы без внимания не осталась ни одна строчка, постараться, чтобы дети представили, «увидели» ту необыкновенную картину, которая поразила поэта;
  • обратить внимание детей на то, что в стихотворении два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается в стихотворение, т.е. собственно лирический герой (называем «герой-рассказчик»);
  • прояснить для тех детей, которые этого сразу не понимают, что сам сад представляется героям стихотворения синим домом, а багряный яркий листок в густой синеве воздуха напоминает им огонек свечки или лампочки;
  • выяснить вместе с детьми, что главное переживание поэта — это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны; благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ: образ синего дома с окошком, в котором горит огонек;
  • сравнить стихотворение Дриза и картину Шагала и выяснить, что эти произведения называются одинаково «Синий дом» у них сходная тема, но совершенно разные переживания авторов.

Оборудование: лупы, рамки, « Музей в твоем классе», магнитофон, компакт – диска м мелодией Н. А. Римского Корсакого «Проводы Масленицы» ( фрагмент из оперы «Снегурочка»), толковые словари

^

Ребята, я в очередной раз приглашаю вас в наш «Музейный Дом». Сюда приходят только те, кто любит природу, готов всегда помочь тем, кто нуждается в помощи и любит прекрасноеНайди в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Синий дом».

^

Дети говорят, что дом посинел от старости (хотя некоторые считают, что он покрашен в синий цвет): древесина потемнела с годами. Дом отличается от всех остальных, что он деревянный, а не каменный, тем, что он заброшенный и пустой, покосившийся и нежилой. Вместе с тем дом отличается какой-то индивидуальностью: он стоит на отшибе на берегу речки и явно считался ког­да-то очень большим и просторным. Он и сейчас создает впечат­ление особенного.

^

Первый из этих вопросов направлен на то, чтобы дети пофан­тазировали в двух направлениях: во-первых, дом может помнить своих жильцов и все, что происходило внутри него; во-вторых, дом может помнить, как постепенно шло каменное строительст­во по другую сторону реки. Очевидно, когда-то на том берегу не было ничего, кроме монастыря, потом появились деревянные домишки, затем — между ними и храмами монастыря — появи­лись многоэтажные кирпичные дома.

^ Дом может мечтать (как говорят дети) снова быть отремонтированным и жилым.

Суждено ли сбыться его мечтам?

Дом уже начали укреплять (дети отмечают кирпичную кладку в нижней части дома).

^

Дети придумывают разные названия: «Белый город», «Дома за рекой», «Дома и храмы», «Летом за городом», «Город без синего дома» и т.д.ё

^

Необходимо отметить, что «Синий дом» Шагала относится к числу живописных произведений, которые очень нравятся детям. Дети интуитивно чувствуют, что герой этой картины — синий дом — особенный, но им не хватает лексики, чтобы выразить это в словах. Нужно каким-то образом им помочь: подчеркнуть, что этот дом — не безликий типовой дом, что когда-то все его брев­на укладывали люди, которые знали, для кого они это делают, кто в нем будет жить. Важно, чтобы дети поняли, что у дома есть свой характер: он немного покосился от времени, он явно страдает от заброшенности и одиночества, но не думает падать духом, еще надеется на лучшие времена.

^

Художник явно сочувствует этому старому синему дому – этому островку былого времени. Ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули. Так и мы ребята не должны забывать старое. Ведь это наша память, наша история. Мы должны сохранять памятники культуры, должны помогать пожилым. Они нас могут многому научить. Это наши корни. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Мы должны с вами знать своих предков, чем они любили заниматься, учиться у них преодолевать трудности. У них большой опыт, они нас многому могут научить.Я не зря сегодня раздала вам пригласительные билеты с цветами. Цветы – это природа, ее мы тоже с вами должны беречь, сохранять. Потому что без нее мы с вами жить не сможем.Продолжая тему природы и не забывая про синий дом, давайте еще познакомимся со стихотворением Овсея Дриза «Синий дом».Что вы интересного заметили в названии этих произведений? А одинаков ли будет переживание авторов?

^

Работа со стихотворением ведется таким образом, чтобы без внимания не осталась ни одна строчка, причем очень важно, что­бы дети представили, «увидели» ту необыкновенную картину, которая поразила поэта. Поэтому мы привлекаем комментарии Маши и Миши, поэтому же апеллируем к опыту и воображению школьников.

^

По строчкам «сад пустой» и «лишь багряный горит листок» дети должны догадаться, что речь идет об осени, более того — о поздней осени, когда все листики уже опали, лишь один остался на дереве.

^

Миша сказал: «Синий воздух — вот ответ на этот вопрос!»

А ты когда-нибудь видел(а) синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываешься, какой вывод сделал Миша?

Комментарии помогут детям представить глубокую синеву, в которую вечер окрашивает воздушное пространство, и догадать­ся, что речь идет о вечере — о сумерках.Маша говорит: «Главное — то, с чем поэт сравнивает багря­ный* листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!»

^

Нам важно, чтобы дети вновь перечитали «нужное место в тек­сте», т.е. почти всю первую часть стихотворения, представили яр­кий светящийся листок в густой синеве воздуха, напоминающий

огонек свечки или лампочки, и еще раз убедились в том, что речь идет о позднем вечере.

^

Сколько героев в этом стихотворении?

Миша утверждает, что герой один — Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев — двое. А ты как думаешь?

Необходимо обратить внимание детей на то, что здесь два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается стихо­творение, т.е. собственно лирический герой. Поскольку мы не пользуемся (и не будем пользоваться в начальной школе) терми­ном «лирический герой», можно говорить «герой-рассказчик».

^

Как ты ответишь Мише?Такое уточнение оказывается совсем не лишним, поскольку многие дети сначала не понимают, что никакого синего дома нет —- сам сад представляется героям стихотворения синим домом.

^ ( вопрос для слабых)

они должны еще раз проговорить то, что только что прозвучало на уроке, а именно что никакого дома нет. С другой стороны, необходимо еще раз помочь детям понять и представить случившееся: как только листочек упал с дерева, исчез образ окошка со светящим­ся огоньком, а значит, исчез и образ самого дома.

^

Это третий вопрос на ту же самую тему, но он сложнее сфор­мулирован и предполагает удержание сразу двух образов-пред­ставлений: того образа синего дома, который герои видели в сво­ем воображении (этот образ держался на одной-единственной детали: багряный листочек на синем фоне сумерек, который создавал впечатление огонька в окошке дома), и того реального образа пустого синего сада, который стал явным, когда листочек упал с дерева. Какой же ответ мы можем ожидать от детей? Смысл этого ответа должен быть таким: тайна заключается в том, что пока багряный листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома. Как только листок упал с дерева, чудесное ви­дение исчезло: погас огонек, исчезло окошко, не стало и само­го дома.

^

Обращаем ваше внимание на то, что в данном случае речь идет о переживании ПОЭТА, а не его героев, хотя у них и общие переживания. Нам важно это подчеркнуть, поскольку последний вопрос к этому стихотворению предполагает сравнение главного переживания художника Шагала и главного переживания поэта Дриза, в результате которого дети должны прийти к выводу: у поэта и художника разные переживания, они говорят с нами о разном. Итак, главное переживание поэта – это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны. Благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ — образ синего дома с окошком, в котором горит огонек.

^

Дети должны вспомнить, каково же главное переживание художника Шагала: художнику жалко разрушающийся старый деревянный «синий» дом. А поэт восхищается красотой сада, в котором нет никакого синего дома: образ синего дома родился благодаря игре воображения, а также особому сумеречному освещению и последнему листочку на дереве. Может ли человек, который не любит природу представить в сумерках синий дом? Значит такой человек может нанести природе вред? Значит, чтобы не навредить природе, мы должны ее любить.Поэтому можно сделать вывод, что у поэта и художника — РАЗНЫЕ переживания.

^

Только одно из этих высказываний является верным.

1) Картина «Синий дом» и стихотворение «Синий дом» на­писаны на одну ТЕМУ.

2) В картине и в стихотворении похожие ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов.

^

Так как мы только что сравнивали переживания поэта и худож­ника, детям не будет трудно ответить на этот вопрос. Они выяс­нили, что переживания у поэта и художника — разные. А посколь­ку у двух произведений совершенно одинаковые названия, дети могут предположить, что эти произведения написаны на одну тему.

Итог:

— С каким двумя произведениями познакомились на уроке?

— Чему нас учит картина М. Шагала? (нельзя забывать старину, традиции народа)

— 2007 год – Год благотворительности, Мы с вами должны тоже оказывать помощь пожилым людям, на уроках технологии сделаем поделки и подарим их своим бабушкам и дедушкам, а можно и детишкам из детского садика.Борис Кустодиев «Масленица»

-Много ли людей принимают участие в праздновании Масленицы? Правда ли, что праздничные гуляния в самом разгаре? Сколько упряжек с лошадьми вы видите? Учтите: некоторве можно рассмотреть только в лупу! ( без лупы в разных местах картины видно восемь упряжек. А через лупу можно рассмотреть еще несколько в левой части картины на дальнем плане – возле каменных торговых рядов). — Как еще (кроме катания на лошадях) развлекаются люди на Масленицы: рассмотрите, что делается внизу, на площади (Смотрят представление народного театра, водят хоровод, катаются на карусели.)

— Где слышны музыка и пение? (Под высокими деревьями справа). Покажите музыканта с помощью круглой рамки. На каком инструменте он играет?- Можно ли сказать , что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых?(дети играют в снежки и катаются с горки на санях).

— Верно ли, что дети играют в снежки не только на горе? Найдите с помощью лупы мальчиков, играющих в снежки совсем в другом месте. (две крошечные фигурки на дальнем плане у бледно – зеленого забора)

поэт восхищается красотой сада,создает впечат ление особенного,постепенно шло каменное строительст,смотрят представление народного театра,уроках технологии сделаем поделки,чудесное ви дение исчезло,произведения называются одинаково синий,дети отмечают кирпичную кладку,дети вновь перечитали нужное,произведений совершенно одинаковые названия

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …