Профессиональный статус социального педагога — Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных…

^
нормативно-правовая база
теория и история социальной педагогики
возрастная психология
социология
аналитические
прогностические
проективные
рефлексивные
коммуникативные
профессиональные качества:
эмпатия
доброжелательность
деликатность
открытость
конкретность
непосредственность
коммуникативность
инициативность
социально-информационная помощь
социально-правовая помощь
социально-реабилитационная помощь
социально-экологическая помощь
медико-специальная помощь
социально-психологическая помощь
социально-педагогическая помощь
права социального педагога:
представлять и защищать права учащихся
вести государственную или частную практику
собирать информацию
делать официальные запросы в общественные организации
информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы
вести активную пропаганду опыта семейного воспитания
возглавлять общественные движения граждан
способствовать правовой регуляции взаимоотношений
Психолого-педагогический статус школьника
Психологический статус школьника представляет собой совокупность психолого-педагогических характеристик, важных видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. Он характеризуется:
1. социальные особенности среды обучения, воспитания, развития:
положение школьника в системе социально-экономических отношений
положение школьника во внутрисемейных отношениях
положение школьника во внутригрупповых отношениях со сверстниками
особенности познавательной деятельности школьника:
соотношение умственного развития и возрастной нормы
соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогических требований
индивидуальные особенности познавательной деятельности
умственная работоспособность и темп умственной деятельности
особенности мотивационно-личностной сферы:
наличие учебной мотивации
ведущий тип мотивационной регуляции
конфликтность мотивационной сферы (личностная тре7вожность)
наличие выраженных акцентуаций
особенности системы отношения школьника к миру и самому себе:
отношения со сверстниками
в семье
со значимыми взрослыми
отношение к важным видам деятельности (в школьной среде)
отношение к себе
особенности поведения школьника в ситуации внутришкольного взаимодействия:
характерологические особенности поведения и обучения
поведенческие особенности, свидетельствующие о дезадаптации школьника

Психолого-педагогическое обеспечение предполагает обеспечение гармонизации социальной среды, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения связана с содержанием воспитательной среды и поля самореализации воспитанников; направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.

создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллектива;
формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия;
совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;
создание условий для развития детского самоуправления;
социальная помощь учащимся, педагогам, родителям;
нейтрализация негативных воздействий социума на субъекта образовательного учреждения;
организация взаимодействия с различными социальными институтами в целях гармонизации с внешним социальным окружением.
Можно выделить два направления гармонизации среды:
создание воспитательной среды образовательного учреждения. Предполагает взаимную ответственность участников образовательного учреждения, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Основные механизмы реализации:
выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
определение ведущей деятельности, значимой для всего коллектива;
развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности;
формирование позитивного отношения к творчеству;
неповторимость образовательного учреждения;
наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов, учащихся, родителей.
В результате создания воспитательной среды образовательного учреждения возникает адаптивность участников образовательного процесса к школьной жизни, самоутверждение, формирование активной жизненной позиции.
создание поля самореализации ребенка. Предполагает активизацию процесса самовоспитания ребенка, обеспечение условий реализации своих потенциальных возможностей. Основные механизмы реализации:
включение детей в решение различных проблем в реальных и импровизированных ситуациях;
диагностирование волевой готовности к включению в систему социальных отношений;
стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способов адекватного поведения в различных ситуациях;
оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;
создание развивающего информационного поля для каждого воспитанника;
педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления.
Общая характеристика технического компонента психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
Модель психолого-педагогического обеспечения – это всегда вариант решения проблемы, который инициирует новые подходы и вариативность. Ее основными стратегическими элементами являются:
субмодель – система с присущей ей инфраструктурой;
субъекты;
системообразующие связи;
социальная работа с клиентом как вид профессиональной деятельности
человек и его собственный потенциал, конечный результат (психологическое здоровье человека);
состояние профессиональной деятельности
неотъемлемая часть жизнедеятельности образовательного учреждения.
Процесс восстановления собственного потенциалаучастников образовательного процесса включает четыре этапа:
информационно-аналитический;
прогностический;
побудительно-сопроводительный;
восстановительно-реабилитационный.
Система мер:
психолого-педагогический анализ задач обеспечения деятельности в образовательном учреждении;
диагностика и прогнозирование;
изучение и учет национально-психологических и религиозных особенностей участников образовательного процесса;
психолого-педагогическая помощь;
информационно-воспитательное сопровождение социальной поддержки;
моделирование деятельности специалиста по разрешению экстремальных проблемных ситуаций;
психологическая подготовка специалиста к профессиональной деятельности и общению;
разработка и внедрение методик оценки деятельности и общения, педагогических техник и технологий;
обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Уровни модели:
психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательного учреждения;
символ качества социальной работы;
символ человека и его собственного потенциала.
Каждый из этих уровней однозначно отражает степень развития, а в итоге и эффективность модели психолого-педагогического обеспечения.
Виды психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
информационно-воспитательная работа
социальная работа
социально-педагогическая работа
культурно-досуговая работа
социально-правовое обеспечение
психолого-педагогическая профилактика
социально-психологическая поддержка
психолого-педагогическая коррекция.
Основные звенья психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
организационно-посредническое и прикладное звено. Посредническое – пед. советы и родительские собрания; прикладное – непосредственные организаторы деятельности социальной службы образовательного учреждения (заместитель директора по социально-правовой защите и заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
исследовательское звено. Психолог и социолог диагностируют различные явления социальной жизни школьника, группы;
аналитическое звено – психолого-педагогический консилиум:
— заместитель директора по социально-педагогической работе;- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;- социальный педагог;- психолог;- социолог;- приглашенные специалисты.
Задачи:
— анализ ситуации;- утверждение окончательного диагноза социально-педагогической проблемы и ее влияния на учебно-воспитательную работу;- выработка и обсуждение предложений по ее решению;
прикладное звено. Практические работники:
— заместитель директора по социально-педагогической работе;- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;- психолог;- организаторы внеучебной работы;- педагоги дополнительного образования и т.д.Педагогические советы и родительские собрания осуществляют контроль за деятельностью службы психолого-педагогического обеспечения.
Дальнейшее развитие психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения обусловлено:
разработкой и уточнением профессиограммы каждого должностного лица социальной службы;
уточнение функциональных обязанностей;
разработка рабочего места каждого должностного лица:
— основные функциональные обязанности- методические материалы по решению различных диагностических и прикладных задач- методические материалы по их применению
более активное вовлечение в деятельность других специалистов;
введение новых должностей для расширения спектра решаемых задач;
профессиональная подготовка специалистов социальной службы.
Социальный педагог в образовательном учреждении
организатор внеучебной работы
организатор досуга
педагог-психолог
социолог
социальный работник
социальный педагог-методист
Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методики, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает: — разработать индивидуальную методику работы с учеником- организовать социально-педагогическую работу с классом- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями- разрешить конфликт между учителем и учеником, учителем, учеником и его родителями, учителем и классом и т.д.;
ученику – советами и рекомендациями:
— в работе по самосовершенствованию- предупредить и преодолеть конфликтную ситуацию в классе, с учителями и родителями;
родителям – совет, консультация, методическая помощь:
— в налаживании взаимоотношений с ребенком- для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком- в развитии, согласованности отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, детей:
ознакомление с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;
разъяснение и пропаганда результатов новейших психолого-педагогических исследований;
формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком;
ознакомление учащихся с основами самопознания и самовоспитания.
Формы работы:
лекция;
беседа;
семинары;
подбор литературы.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Основные задачи:
изучение и анализ социально-психологических характеристик участников образовательного процесса;
прогнозирование социально-психологических процессов;
выработка предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка;
организация постоянного наблюдения и профилактической работы с людьми, требующими контроля;
своевременная ликвидация излишней психической напряженности и утомления участников образовательного процесса.
Социально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает:
психодиагностику;
психологическое развитие и психокоррекцию;
оперативную психолого-педагогическую помощь;
психолого-педагогическую реабилитацию;
психолого-педагогическое консультирование.
Технология организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении
Социальный педагог в своей работе в образовательном учреждении реализует организационные социально-педагогические технологии. Организация социально-педагогических технологий состоит из нескольких этапов:
формирование банка данных
— учет детей, находящихся в социально-опасной ситуации- безнадзорных и беспризорных- употребляющих наркотические и другие психотропные вещества- совершивших правонарушение- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений, ОДН, внутришкольном учете.
диагностика проблем развития
— социальный педагог изучает и определяет причины:а) индивидуальные особенности ребенкаб) интересы и проблемыв) конфликтные ситуацииг) отклонения в поведении- отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций- использует апробированные психолого-педагогические диагностические методики. — индивидуальных социально-педагогических программ с целью оказания помощи ребенку, находящемуся в социально-опасном положении;- групповые программы для решения проблем определенных групп;- общественные программы для решения проблем нескольких групп.Программы должны быть целесообразны, прогностичны, ожидаемые результаты измеряемы.
целевая реализация программ
— распределение совместно с КДН, ответственность и участие всех привлеченных сторон- организует реализацию и осуществление индивидуавльных социально-педагогических программ- организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ- отслеживает результаты и информирует:а) директора о ходе выполненных программб) КДН о результатах взаимодействия межведомственных структур — учащихся- родителей- педагогов
межведомственные связи социального педагога
— организатор и инициатор построения связей с органами и службами, оказание помощи детям и подросткам
— обращение в КДН, если необходима помощь в организации связи.

Оцените статью
Добавить комментарий