Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках взаимодействия семьи и школы

Название
Практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов
страница
9/18
Дата публикации
02.05.2016
Размер
1.14 Mb.
Тип
Программа
edushk.ru > Право > Программа
1 … 5 6 7 8 9 10 11 12 … 18

Авторы программы: В. Зикратов — старший преподаватель Алтайского краевого Института повышения квалификации работников образования, И. Чеверда — заместитель по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 49, г. Барнаул.Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений.Система семейного воспитания сегодня претерпевает значительные изменения. Связано это с тем, что по ряду причин происходит разрушение традиционной структуры семьи: однодетность семьи во многих поколениях; обособленность молодых семей от своих родителей; социально-экономические трудности, которые испытывает семья; дефицит времени у родителей на общение и воспитание ребенка.Все это приводит к тому, что ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество.В практической деятельности школы № 49 г. Барнаула используется классификация В. С. Вершловского. В качестве критерия для классификации дисфункциональных семей он выделяет степень ответственности родителей за воспитание и обучение детей. А на основании этого критерия — типы семей: благополучная семья; некомпетентная семья; проблемная семья или семья «группы риска». В зависимости от типа семьи педагогическому коллективу школы в работе с детьми и родителями следует использовать различные технологии.Дети из проблемной семьи составляют две группы. Первые нуждаются в защите от семьи. Технологии работы с ними обусловлены характером семейных проблем. В зависимости от них разрабатывается план реабилитации, включающий широкий комплекс мер: от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до его помещения в центр реабилитации на основании решения органа местного самоуправления.Вторая группа детей — безнадзорные и беспризорные. Они нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей — организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т. п.).У каждой группы семей формируются разные позиции по отношению к образовательному учреждению и оказываемой им помощи и поддержки. Представители одной подгруппы негативно относятся к вмешательству в «дела семейные» педагогического коллектива. Иногда подобное отношение продиктовано неумением педагогов корректно установить контакт с семьей, их нежеланием считаться с семейными традициями.Родители другой группы стремятся установить контакт со школой, чтобы разрешить конфликты с детьми, найти с ними общий язык. При работе с этой группой родителей необходим профессиональный подход, позволяющий родителям преодолеть затруднения в воспитании детей.Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным и определяться содержанием проблемы. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей и детей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы и класса.К основным факторам, провоцирующим безнадзорность детей относятся: семейный (детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи и т. п.); социально-экономический; социально-психологический (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т. п.); школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т. д.); психический (увеличение числа детей с аномалией психического развития); психологический (личностные характеристики ребенка).На основании этих факторов выделяют такие направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности как: работа с семьей (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей и т. д.); работа с ребенком (диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения и т. п.); работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения; социально-педагогическое и психологическое сопровождение личности в образовательном учреждении; профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.Эффективность профилактики безнадзорности зависит от выполнения следующих условий: успешность ребенка в учебной деятельности; эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями; психологическая защищенность; в социальная защищенность (знание школьникам своих прав и обязанностей, их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальное равенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку); дифференциация педагогического подхода и интеграция образовательного процесса.Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, так и индивидуальная К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения. Но эту форму работы можно рассматривать и как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. При посещении семьи желательно соблюдать такие условия: — не приходить в семью без предупреждения;— не планировать свой визит более чем на 5—10 минут (чтобы не быть обременительным);— не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;— нельзя вести беседу в агрессивных тонах;— не поучайте родителей, а советуйте; желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу). Групповая форма работы — проведение родительского собрания. Эта форма работы с родителями в последнее время претерпела изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.Другие формы работы с детьми и родителями по профилактике безнадзорности: зимний и весенний школьный лагерь для детей одаренных, но с проблемами в поведении; клуб заинтересованных родителей; программа по решению конфликтных межличностных ситуаций в рамках школы толерантности; выпуск школьной стенгазеты и листков по различным темам [2].
1 … 5 6 7 8 9 10 11 12 … 18
Правительства санкт-петербурга государственное бюджетное образовательное учреждение
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных…
Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных…
Анализ работы районного методического объединения педагогов-психологов…
«Изучение и внедрение в практику социально-психологической службы инновационных технологий» методическая проблема, над которой работало…
Организационно-методическое сопровождение анонимного социально-психологического…
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе,…
М. В. Водинская (Приложение), Е. Ю. Герасимова 1, 4), О. А. Григорьева…
Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Издание…
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами
Охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей
Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии…
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по…
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб…
В волжский районный суд г. Саратова Саратов, ул. Некрасова, 17
Жск «Университет-97», г. Саратов,а му «дэз по Ленинскому району» 410090, г. Саратов, пр-т Строителей, 82 о признании недействительными…
Темы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата…
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий