ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНИКОВ

Прошу ребенка нарисовать себя таким, как он сам себя представляет. Задаю вопросы по поводу тех или Иных деталей рисунка. Затем рисую на другом листе некоторое существо, которое изображает злодея (размером приблизительно в 1/3 листа), и прошу ребенка снова изобразить себя, но в этот раз рядом с этим существом.
Если свое изображение ребенок сделает больше, чем Нарисованный злодей, можно считать, что в психике ребенка
происходят положи тельные процессы по вытеснения страхов из своей сферы; если нет — то значи тельных позитивных изменений еще не произошло. Если ребенок не только ры сует себя большим, а еще при этом по своей инициативе зачеркивает злодея (или наносит ему повреждения), то это свидетельствует, что у ребенка сформировалось стойкое противодействие против такого рода страхов. После этого провожу беседу с ребенком. Интересуюсь, каким он себя сейчас считает. Задаю вопросы по образцу
психодиагностического опроса "Чего боятся дети" (Раздел 4.1 данной работы).
Провожу повторное психодиагностирование по методу 14 картинок (метод Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен — Приложение 1). На основе полученных данных делается заключение о степень эффективности проведенной работы, ее результаты, необходимость проведения в дальнейшем следующих или повторных психокоррекционных мероприятий.
Страхи являются частицами эмоциональной жизни любого человека. Страх как комплексное образование включает
физиологичные, поведенческие и когнитивные проявления и может быть определен как негативное эмоциональное состояние, которое связано с отображение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия индивида и проявляется в ожидании и предвидении опасности.
Страх является предпосылкой многих нарушений здоровья в физико-психиче ской сфере и тем Самым — предпосылкой многих
заболеваний ребенка: нервных на рушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. страх сказывать ется и на его личностном развитии, при этом наблюдается слабая контакты руемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессив ность, нару-шение сна, эмоциональная заторможенность, агрессивность, депрессив ные состоя ния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, стано вится скован ным
бесконечным опасностями, предчувствие и сомне ниями. Восприятие ли шается целостности и непосредственности,
уменьшается познавать тельная актив ность, любознательность, любопытство. В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В данной работе предложенный комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на
реше ние изучаемой проблемы. В дошкольном возрасте страхи Наиболее успешно под вергаются психологическому
воздействию, поскольку они пока больше обуслов лены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий ха рактер. Если в этом возрасте Не будет сформировано умение оценивать свои пос тупкы с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности. Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в резуль тате психологического заражения или внушения, устраняются Не только воздей ствием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказание помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют
комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых,
сколько глазами детей. Основное содержание рекомендаций по устранению страхов сводится к од ному: понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положи тельный пример родителей создают нужные предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитные и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и спо собность противостоять внутренним и внешним угрозам. Алешина Ю. Е., Баженова О. В., Баскина Ю. В., Белопольская Н. Л., Бутенко Г. П. Популярная психология для родителей. — СПб. : СОЮЗ, 1997. — 304с. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — СПб. : Алетейя, 1999. — Т. 2: Объективное изучение личности. — 283с.
Божович Л.

Оцените статью
Добавить комментарий