Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья 7 — страница 5

После экскурсий обязательно каждый должен высказать свое мнение о работе того или иного предприятия. Выясняются вопросы, что было трудно выполнить, а что- легко. Какие недостатки заметили в работе учреждения или неправильное поведение посетителей. Отсюда делаются выводы: как нужно поступать правильно и чего делать нельзя. Каждый отчитывается по своему индивидуальному заданию. Результатом проведения экскурсий является то,что учащиеся :
овладевают навыками делового общения,
получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.
Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождется беседу наглядным материалом.
Делай зарядку по ……
Мой руки ………
Чисти зубы …….
Мой ноги……..
Пользуйся только своими …..
Мойся в бане …..
Стриги ногти ……
Следи за чистотой……
— по утрам
-перед едой
-утром и вечером
— перед сном
— предметами личной гигиены
— один раз в неделю
— после бани
— нижнего белья
Большую трудность создает то, что по данному предмету нет учебников. Поэтому разработанная система опорных таблиц, карт, помогает учащимся лучше усваивать материал. Например по теме «Личная гигиена» в 5 классе , после того как побеседовали с учащимися о правилах личной гигиены, важно сделать вывод, какие правила личной гигиены должен знать каждый. В помощь учащимся используется таблица, в которой они должны продолжить предложение.
Для закрепления материала используются карточки с заданиями. Например : по теме « Культура поведения» — Формы обращения к старшим и сверстникам в 5 классе, необходимо распределить слова в два столбика :

ВЗРОСЛОМУ Я СКАЖУ ………….
ДРУГУ Я СКАЖУ…………..
Обязательно по каждой теме проводится проверочная работа в виде тестирования. Например: проверочная работа по теме « Средства связи» в 6 классе:
1. Какое из видов почтовых отправлений дойдет до адресата быстрее всего? письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма

3. Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? почта, телеграф

Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:
лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;
значительно повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
появилась заинтересованность в получении новых знаний ;
повысилось понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;
расширился круг представлений об основных нуждах человека.
После прохождения темы определяется уровень усвоения учащимися знаний по той или иной теме, и уровень сформированности социально- бытового навыка. Для фиксирования результатов используются таблицы, в которых отражаюся не только успехи детей на занятиях, но их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.Уровень усвоения теоретических знаний проводится в форме устного опроса, различных тестов, заполнения перфокарт, работы по карточкам. Все это заполняется в виде таблицы.

Ф И О
Личная гигиена
Культура поведения
Транспорт
Средства связи
Торговля
класс
класс
класс
класс
класс
7
8
7
9
7
8
7
8
7
8
1
Ефремов Александр
3
3
3
4
3
3
3
3
4
2
Краев Дмитрий
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
Бусыги Сергей
3
4
4
4
4
5
4
4
5
4
Антонова Анна
4
5
4
5
4
5
4
4
5
5
Втюрин Александр
3
4
4
4
3
4
4
3
4
6
Хасанова Надежда
4
5
4
5
4
4
4
4
5
7
Нагаева Екатерина
4
5
4
5
4
5
4
4
5
Темы из класса в класс повторяются, поэтому очень удобно проследить динамику развития того или иного ученика по данной теме. На примере можно сделать вывод, что уровень усвоения теоретических знаний учащихся постепенно повышается, а это хороший задел на последующие классы.Уровень усвоения учащимися практических знаний тоже представляется в виде таблицы. Определяется он по результатам проведения практических работ, которые были указаны выше, и по результатам бесед с воспитателями.
Ф И О
Вид деятельности
Уровень усвоения
Самостоят.выполнения
Применение в других условиях
1.
Герасимова Мария
1.уход за руками2.стирка мелких вещей3.следить за осанкой
на стадии освоенияавтоматизированна стадии освоение
с помощьювыполняетс помощью
с помощьюприменяетс помощью
2.
Баруткин Виталий
1.уход за руками2.стирка мелких вещей3.следить за осанкой
не освоенна стадии освоенияне освоен
не выполняетне выполняетне выполняет
не применяетс помощьюне применяет
3.
Петров Константин
1.уход за руками2.стирка мелких вещей3.следить за осанкой
не освоенна стадии освоенияне освоен
не выполняетс помощьюс помощью
не применяетне применяетс помощью
4.
Мальцева Алена
1.уход за руками2.стирка мелких вещей3.следить за осанкой
на стадии освоенияавтоматизированна стадии освоения
с помощьювыполняетс помощью
с помощьюприменяетс помощью
5.
Шумилов Анатол.
1.уход за руками2.стирка мелких вещей3.следить за осанкой
не освоенне освоенна стадии освоения
не выполняетне выполняетне выполняет
не применяетне применяетне применяет
Изучив уровень усвоения практических навыков учащихся 7 класса, можно сделать вывод, что навыки далеки от автоматизации и практически не применяемы во внеурочное время. Поэтому предстоит большая работа с этими учащимися по выработке сознательного использования данных навыков. Из таблицы видно кому нужно уделить большее внимание. Социально – бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью.Для закрепления знаний по СБО в школе необходимо проводятся и массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, выступления агитбригад по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вся жизнь учащихся в школе подчинена формированию социально- бытовых знаний и умений детей с проблемами в развитии. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.
Заключение
В основу работы был положен тезис о том, что использование эффективных методов на уроках СБО способствует формированию жизненной компетенции учащихся старших классов. Формирование жизненной компетенции у учащихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того: какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько всё это интересует детей. В учебной программе в специальных (коррекционных) школах предмет « Социально – бытовая ориентировка» появился с 1986 года, но до сих пор нет ни учебников, недостаточно рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. С целью определения эффективных методов и приёмов работы по формированию жизненной компетенции учащихся старших классов автором была разработана система работы по этой проблеме. Во время проведения эксперимента, проведённого в 7-9 классах специальной (коррекционной0 школы), были выявлены уровни мотивации, главные учебные мотивы, сформированность социально-бытовой компетенции у учащихся дома и вне дома. В ходе анализа результатов эксперимента было выявлено, использование эффективных методов и создание системы работы способствуют формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом полученные результаты свидетельствуют о том. Что гипотезу исследования можно считать подтверждённой, а цель исследования достигнутой.
Уроки СБО Воспитательские Коллективные
изучение тем: личная занятия творческие
гигиена, культура пове- дела:
дения, транспорт, торговля, по темам уроков СБО праздники , игровые
питание, одежда и обувь, тематические прогулки . программы, утренники
семья, экономика, трудо- экскурсии по социально- бытовой
устройство и др. тематике

агитбригад полезный труд
по ЗОЖ, правилам ежедневные трудовые
дорожного поручения, дежурство
движения по классу и школе.
Работа Повседневный Работа с
кружков обслуживающий родителями
по рукоделию, спор- труд родительские собрания,
тивные секции, худо- самообслуживание лекции, практикумы
жественная самодея- разъяснительная работа
тельность с родителями по формированию
социально- бытовой ориентации.

Оцените статью
Добавить комментарий