Пётр Великий в творчестве А. С. Пушкина

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Средняя общеобразовательная школа №3Реферат на тему:
«Пётр Великий в творчестве А.С.Пушкина»
Выполнила: Тимирбулатова Е., ученицы 9б классаУчитель: Авдеева Н.В.Краснокамск, 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…3Глава I. «Пушкинский Пётр»………………………………………………….4I. 1. «Стансы»……………………………………………………….….4I.2. «Арап Петра Великого»……………………………………………………….. 5 I.3. «Полтава»………………………………………………………….6I. 4. «Медный всадник»………………………………………….……7Глава II. «Самодержец в оценке А. С. Пушкина»…………………….….…8Заключение………………………………………………………………………………………….10Список литературы………………………………………………………………………………11
Введение
А. С. Пушкин-олицетворение и символ нашего национально-исторического бытия. В его творческой мощи и многогранности облика со всей полнотой выразилась одаренность и могучая сила породившего его народа. «В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер …» — писал Гоголь.Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Поэт любил сам и научил нас любить утреннюю свежесть вёсен, пышное очарование осени, великолепные снежные панорамы зимы.Так же горячо, преданно, как родную землю, любил Пушкин и родную культуру, исторические центры, вокруг которых складывалась национальная жизнь, росло и крепло государственное единство. Восторгаясь героическим прошлым России, Пушкин вместе с тем любил родную страну в её живом движении вперёд, в историческом развитии. Любя и славя родную, овеянную «дымом столетий» «красную Москву», поэт не менее любил и славил новый, «юный» город над морем, созданный «манием» мощного преобразователя, который вывел страну на широкий путь мирового развития, «прорубил окно» в Европу.Интерес к истории, в особенности к истории родной страны, сказывается у Пушкина с самых ранних лет и проходит, все усиливаясь, через всю его творческую жизнь.В творчестве А. С. Пушкина заключена целая галерея замечательных художественных образов героических деятелей нашей истории – от древнерусских князей до военачальников Московской Руси, от «птенцов гнезда Петрова» и стаи «славной Екатерининских орлов» до «начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».Но среди всех этих величавых образов больше всего привлекла и вызвала поэтическое воображение Пушкина колоссальная фигура Петра I.Поэтому в своей работе мне бы хотелось рассмотреть произведения, связанные с темой Петра I, и постараться выяснить следующее:- как выразительно развёртывает А. С. Пушкин образ Петра;- какую оценку даёт самодержцу;
^
«Пушкинский Пётр»
Многие критики считали, что «эпоха Петра I привлекала внимание Пушкина потому, что он сам, задыхаясь во все сжимавшихся железных обручах николаевского режима, чувствовал необходимость выхода, поворота в истории России, ждал его и в глубине души упорно надеялся на него».Для А. С. Пушкина, по словам В. Г. Белинского, «имя Петра Великого должно быть нравственною точкой, в которую должны сосредоточиться все чувства, все убеждения, все надежды, гордость, благоговение и обожание всех русских». Какой же Пётр I у Пушкина?Рассмотрим произведения Александра Сергеевича, связанные с темой Петра I.
^
В качестве исторического примера прогрессивной политики правительства Пушкин в «Стансах», написанных в декабре 1826 года, рисует образ Петра I, который «самодержавной рукою» «смело сеял просвещенье».Создавая образ Петра I, Пушкин развил основные мотивы «Стансов»:То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.Образ Петра I Пушкин рисует примерно в духе идеала просвещенного, соблюдающего свой народ правителя.Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он знал её предназначенье.Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешает ему быть вполне русским человеком. Как изображает Александр Сергеевич, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Подчёркивая демократичность Петра, его простоту и человечность, Пушкин полемизировал с тем казенно-официальным помпезным изображением Петра, возвышающегося над своими подданными. По Пушкину, черта, которая должна быть присуща истинному герою — это высокая гуманность.«Оставь герою сердце! Что же он будет без него? Тиран …» — говорит поэт в конце стихотворения «герой», написанного осенью 1830 года. Чертами нежного великодушия, большим человеческим сердцем обладает пушкинский Пётр в произведении «Стансы».
^
Летом 1827 года в Михайловском Пушкин начал писать исторический роман из эпохи Петра – «Арап Петра Великого». Этот роман остался незавершенным. Действие развивается в последний период царствования Петра. Это произведение, как и предыдущее, развёртывает образ Петра I сжато и выразительно. В «Арапе Петра Великого» Пётр – мирный строитель новой России.«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия».В «Арапе Петра Великого» политическая тема звучит наравне с романтической. Один из намеченных к роману эпиграфов – «Железной волею Петра преображённая Россия» — показывает, что одной из его господствующих тем должна стать ломка и строительство государства.Специфической проблемой Пушкина было соотношение в масштабе образа Петра с окружающим человеческим миром«Хозяин бросился навстречу Петру; слуги разбегались как одурелые, гости перетрусились, иные даже думали, как бы убраться поскорее домой. Вдруг в передней раздался громкий звучный голос Петра, всё утихло, и царь вошёл в сопровождении хозяина, оторопелого от радости. «Здорово, господа», — сказал Пётр с весёлым лицом. Все низко поклонились».Пётр был на особом положении в творчестве Пушкина. Поэт показывает его как будто «домашним образом».«Пошли в столовую. В ожидании государя стол был накрыт. Пётр со всем семейством сел обедать, пригласив и Ибрагима. Во время обеда государь с ним разговаривал о разных предметах, расспрашивал его об Испанской войне».«Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России», — говорил поэт о Петре.Пётр несоизмерим со всем прочим и требует для своего воплощения дополнительного и отчуждающего измерения.К тому же можно заметить, что и на стороне Петра и Ибрагима тоже не определилась мера соотношения общего и частного, исторического и человеческого. Так до конца и неясно, «близко» стоит Ибрагим к Петру как к «человеку» или же «далеко», как к «герою».А. С. Пушкин словами Ибрагима подчеркивает в Петре быстрый и твёрдый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности.«Пётр заперся в токарне занялся государственными делами. Он по очереди работал с Брюсом, с князем Долгоруким, с генерал – полицмейстером Девнером и продемонстрировал Ибрагиму несколько указов и решений. Ибрагим не мог надивиться быстрому и твёрдому его разуму, силе и гибкости внимания и разнообразия деятельности. По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено. Потом, выходя из токарни, сказал Ибрагиму: «Уж поздно, ты, я чай, устал: ночуй здесь, как бывало в старину. Завтра я тебя разбужу» ».Воспроизводя эпоху Петра, Пушкин усматривает национальный характер, жизнь народную.
^
В 1828 году Пушкин снова обращается к эпохе Петра, пишет «Полтаву». В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. Явление Петра в этой картине, изображённое огненными красками, поражает читателя, производит на него такое впечатление, как будто он видит перед глазами совершение какого – либо таинства, как будто некий бог в лучах нестерпимой для взоров смертной славы проходит перед ним, окруженный громами и молниями:Тогда – то свыше вдохновенный,Раздался звучный глас Петра:«За дело, с богом!». Из шатра,Толпой любимцев окружённый,Выходит Пётр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движения быстры. Он прекрасенОн весь, как божия гроза.Идет. Ему коня подводят …В «Полтаве» Пётр раскрыт совершенно по- новому: это военный гений, преобразователь русской армии, руководитель генерального сражения и организатор величайшей победы. Впервые поэт изображает своего героя в гигантской борьбе с тёмными силами, пытающимися растоптать воздвигаемое им государство.Образ Петра героичен, но в обрисовке Пушкин не прибегает ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка:Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звёзды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСеребристых тополей листы.Впечатление героического производит вся поэтическая картина Полтавского боя, но в ней нет ничего условного, официального, помпезного, риторического.
^
Образ Петра продолжал увлекать Пушкина. В 1833 году им был написан «Медный всадник».Поэт долго и мучительно разрешал для себя проблему сложного и противоречивого характера Петра, поражавшего его своей новаторской мощью. Двойственность героя отмечена в записи Пушкина в 1835 года:«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».Пётр для Александра Сергеевича – «воплощенная революция». Не во всём сочувствуя этой революции Петра, Пушкин преклоняется перед её силой и действием.«Пётр Великий один – целая всемирная история», — пишет он в 1836 году Чаадаеву.Никогда ещё Пушкин не выражал с такой неотразимой энергией своё преклонение перед Петром – преобразователем.Эту основную идею «Медного всадника» верно отметил его первый критик Белинский: «Эта поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя»:И обращен к нему спинойВ неколебимой вышине,Над возмущенною Невою,Стоит с простёртою рукоюКумир на бронзовом коне.В «Медном всаднике» свою мысль о Петре Пушкин как Фальконет, высекает резцом и отливает в бронзе.При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства. Да, это поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России.Пушкинские произведения: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник» образуют собою самую дивную, самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта.
Глава II
«Самодержец в оценке А. С. Пушкина»
А. С. Пушкин смело описывает фигуры исторических деятелей таких как Карл XII, Мазепа, Кочубей и многих других. Но над всеми господствует монументальная фигура Петра. Какую же оценку даёт А. С. Пушкин самодержцу?Николай Тургенев писал: «Мы прославляем патриотизм Брута, но молчим о патриотизме Петра, также принёсшего своего сына в жертву отечеству».Такая оценка вполне соответствовала представлению Пушкина. Он обратился к поэме «Полтава» для прославления героя. Изменнику России, «мятежному гетману» Пушкин противопоставляет подлинного строителя новой государственности – Петра.Не случайно Александр Сергеевич описывает Петра последовательно – в утро сражения, в полдень перед боем и вечером в шатре. Три сжатые зарисовки незабываемыми чертами фиксируют во весь рост историческую фигуру. Изображение намеренно выдержано в стиле придворного портрета XVIII века, с его торжественностью, героичностью, хвалебностью и апофеозом («как будто некий бог, в лучах нестерпимой для взоров смертной славы, проходит перед нами, окруженный громами и молниями», — писал Белинский). Но замечательный мастер исторической живописи сквозь все атрибуты парадного стиля дает ощущение живой фигуры.Теперь переидём к «Медному всаднику». Какую оценку даёт А. С. Пушкин Петру I в этом произведении? Попытаемся ответить на этот вопрос.«Медный всадник» многим кажется каким-то «странным произведением», потому что тема его выражена не вполне, по крайней мере страх, с каким побежал помешанный Евгений от конной статуи Петра, нельзя объяснить ничем другим, кроме того, что пропущены слова его к монументу. Иначе почему же вообразил он, что грозное лицо царя, возгорев гневом, тихо оборотилось к нему, и почему, когда стремглав побежал он, ему всё слышалось:Как будто грома грохотанье,Тяжёло – звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой?..Мы думаем, что не случайно Пушкин начинает повествование с грандиозной картины Петра. Описание Петра помогает выделить главного героя произведения, которым является Петербург. В этом Медном всаднике олицетворена воля. Пётр в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом …Александр Сергеевич подчёркивает значимость образа, и мы представляем, что из медных уст исходит творящее: «Да, будет!». Простёртая рука Петра I гордо повелевает утихнуть разъяренным стихиям, и смирённым сердцем признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного.Обращаясь к произведению «Арап Петра Великого», мы замечаем следующую особенность: любимые мысли А. С. Пушкина вложены в уста персонажей. Авторская речь на границе с речью героя становится ей однородна: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Так герой произведения «Арап Петра Великого» Ибрагим «видит» Петра, как спустя целый век сам Пушкин. Александр Сергеевич, по воспоминанию Даля, говорил: «Я ещё не мог доселе постичь и обнять вдруг умом этого исполина: он слишком огромен для нас близоруких, и мы стоим еще к нему близко … чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно».Другая запись Даля тех же пушкинских слов: «Я стою вплоть перед изваянием исполинским, которого не могу обнять глазом – могу ли описывать его? Что я вижу? Оно только застит мне исполинским ростом своим, и я вижу ясно только те две – три пядени, которые у меня под глазами ».Эти изречения А. С. Пушкина ещё раз подтверждают, что Петр на особом положении в творчестве поэта.
Заключение
Итак, мне думается, я достигла своей цели. Во-первых, при рассмотрении произведений, связанных с образом Петра I, я выяснила, что для А. С. Пушкина образ царя является неоднозначным. Он предстаёт перед ним:- в духе идеала просвещенного, подчёркивая при этом простоту и человечность;- мирным строителем новой России, показывая его в соотношении с окружающим человеческим миром;- военным гением, преобразователем русской армии с твёрдым разумом, силой, гибкостью мысли;- ласковым и гостеприимным хозяином, указывая на его разнообразные интересы к деятельности;- двойственной натурой, с одной стороны, доброжелательной и умной, с другой, жестокой и своенравной, которая не перестаёт удивлять;Как мы видим, А. С. Пушкин создаёт уникальный, дивный, великий образ Петра I.Во-вторых, писатель даёт достойную оценку самодержцу, противопоставляя Петра государству и изменнику России, «мятежному гетману». Описывает самодержца последовательно, торжественно, с хвалебностью и апофеозом, называет его исполином.Да, А. С. Пушкин, пожалуй, был первым резким обличителем тирании Петра, но в тоже время «воспел», романтизировал и возвеличил образ Петра I, так как был страстным начинателем императора и преклонялся перед ним.
Список литературы
Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. 1955.
Гроссман Л. Пушкин. 1960.
Петров С. М. Очерк жизни и творчества. 1975.
Симонов К. М. Александр Сергеевич Пушкин. 1961.
Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. 1969.
Цветаева М. Мой Пушкин. 1967
Чернышевский Н. Г. Сочинения Пушкина. 1949.
Добавить документ в свой блог или на сайт
Каменского муниципального района воронежской области
Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
Литература: 1 «Говорите мне о любви»
Обратиться к теме любви в творчестве А. С. Пушкина; рассмотреть развитие взаимоотношений поэта с А. П. Керн и историю создания стихотворения…
И где опустишь ты копыта?
О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям…
Урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, выставка портретов современников Пушкина или презентация этих портретов: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин,…
Пушкин – выразитель духовного облика русского народа
Правомерна и точка зрения, что философские преемники Пушкина не сказали больше, чем сам Пушкин; они в своём творчестве успешно «расшифровали»…
Положение о закупке маоу «сош №15 имени С. П. Шпунякова» г. Великий…
«Средняя общеобразовательная школа №15 имени С. П. Шпунякова» г. Великий Новгород
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)
Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление…
Сочинение. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»
Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть со слов матери отрывки из его сказок. Поэзия…
Общие сведения об образовательном учреждении
А. С. Пушкина реорганизована в среднюю школу-лицей №3 им. А. С. Пушкина решением райисполкома Октябрьского района г. Саратова от…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Средняя общеобразовательная школа №3Реферат на тему:

«Пётр Великий в творчестве А.С.Пушкина»

Выполнила: Тимирбулатова Е., ученицы 9б классаУчитель: Авдеева Н.В.Краснокамск, 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3Глава I. «Пушкинский Пётр»………………………………………………….4I. 1. «Стансы»……………………………………………………….….4I.2. «Арап Петра Великого»……………………………………………………….. 5 I.3. «Полтава»………………………………………………………….6I. 4. «Медный всадник»………………………………………….……7Глава II. «Самодержец в оценке А. С. Пушкина»…………………….….…8Заключение………………………………………………………………………………………….10Список литературы………………………………………………………………………………11

Введение

А. С. Пушкин-олицетворение и символ нашего национально-исторического бытия. В его творческой мощи и многогранности облика со всей полнотой выразилась одаренность и могучая сила породившего его народа. «В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер …» — писал Гоголь.Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Поэт любил сам и научил нас любить утреннюю свежесть вёсен, пышное очарование осени, великолепные снежные панорамы зимы.Так же горячо, преданно, как родную землю, любил Пушкин и родную культуру, исторические центры, вокруг которых складывалась национальная жизнь, росло и крепло государственное единство. Восторгаясь героическим прошлым России, Пушкин вместе с тем любил родную страну в её живом движении вперёд, в историческом развитии. Любя и славя родную, овеянную «дымом столетий» «красную Москву», поэт не менее любил и славил новый, «юный» город над морем, созданный «манием» мощного преобразователя, который вывел страну на широкий путь мирового развития, «прорубил окно» в Европу.Интерес к истории, в особенности к истории родной страны, сказывается у Пушкина с самых ранних лет и проходит, все усиливаясь, через всю его творческую жизнь.В творчестве А. С. Пушкина заключена целая галерея замечательных художественных образов героических деятелей нашей истории – от древнерусских князей до военачальников Московской Руси, от «птенцов гнезда Петрова» и стаи «славной Екатерининских орлов» до «начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».Но среди всех этих величавых образов больше всего привлекла и вызвала поэтическое воображение Пушкина колоссальная фигура Петра I.Поэтому в своей работе мне бы хотелось рассмотреть произведения, связанные с темой Петра I, и постараться выяснить следующее:- как выразительно развёртывает А. С. Пушкин образ Петра;- какую оценку даёт самодержцу;

^

«Пушкинский Пётр»

Многие критики считали, что «эпоха Петра I привлекала внимание Пушкина потому, что он сам, задыхаясь во все сжимавшихся железных обручах николаевского режима, чувствовал необходимость выхода, поворота в истории России, ждал его и в глубине души упорно надеялся на него».Для А. С. Пушкина, по словам В. Г. Белинского, «имя Петра Великого должно быть нравственною точкой, в которую должны сосредоточиться все чувства, все убеждения, все надежды, гордость, благоговение и обожание всех русских». Какой же Пётр I у Пушкина?Рассмотрим произведения Александра Сергеевича, связанные с темой Петра I.

^

В качестве исторического примера прогрессивной политики правительства Пушкин в «Стансах», написанных в декабре 1826 года, рисует образ Петра I, который «самодержавной рукою» «смело сеял просвещенье».Создавая образ Петра I, Пушкин развил основные мотивы «Стансов»:То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.Образ Петра I Пушкин рисует примерно в духе идеала просвещенного, соблюдающего свой народ правителя.Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он знал её предназначенье.Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешает ему быть вполне русским человеком. Как изображает Александр Сергеевич, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Подчёркивая демократичность Петра, его простоту и человечность, Пушкин полемизировал с тем казенно-официальным помпезным изображением Петра, возвышающегося над своими подданными. По Пушкину, черта, которая должна быть присуща истинному герою — это высокая гуманность.«Оставь герою сердце! Что же он будет без него? Тиран …» — говорит поэт в конце стихотворения «герой», написанного осенью 1830 года. Чертами нежного великодушия, большим человеческим сердцем обладает пушкинский Пётр в произведении «Стансы».

^

Летом 1827 года в Михайловском Пушкин начал писать исторический роман из эпохи Петра – «Арап Петра Великого». Этот роман остался незавершенным. Действие развивается в последний период царствования Петра. Это произведение, как и предыдущее, развёртывает образ Петра I сжато и выразительно. В «Арапе Петра Великого» Пётр – мирный строитель новой России.«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия».В «Арапе Петра Великого» политическая тема звучит наравне с романтической. Один из намеченных к роману эпиграфов – «Железной волею Петра преображённая Россия» — показывает, что одной из его господствующих тем должна стать ломка и строительство государства.Специфической проблемой Пушкина было соотношение в масштабе образа Петра с окружающим человеческим миром«Хозяин бросился навстречу Петру; слуги разбегались как одурелые, гости перетрусились, иные даже думали, как бы убраться поскорее домой. Вдруг в передней раздался громкий звучный голос Петра, всё утихло, и царь вошёл в сопровождении хозяина, оторопелого от радости. «Здорово, господа», — сказал Пётр с весёлым лицом. Все низко поклонились».Пётр был на особом положении в творчестве Пушкина. Поэт показывает его как будто «домашним образом».«Пошли в столовую. В ожидании государя стол был накрыт. Пётр со всем семейством сел обедать, пригласив и Ибрагима. Во время обеда государь с ним разговаривал о разных предметах, расспрашивал его об Испанской войне».«Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России», — говорил поэт о Петре.Пётр несоизмерим со всем прочим и требует для своего воплощения дополнительного и отчуждающего измерения.К тому же можно заметить, что и на стороне Петра и Ибрагима тоже не определилась мера соотношения общего и частного, исторического и человеческого. Так до конца и неясно, «близко» стоит Ибрагим к Петру как к «человеку» или же «далеко», как к «герою».А. С. Пушкин словами Ибрагима подчеркивает в Петре быстрый и твёрдый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности.«Пётр заперся в токарне занялся государственными делами. Он по очереди работал с Брюсом, с князем Долгоруким, с генерал – полицмейстером Девнером и продемонстрировал Ибрагиму несколько указов и решений. Ибрагим не мог надивиться быстрому и твёрдому его разуму, силе и гибкости внимания и разнообразия деятельности. По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено. Потом, выходя из токарни, сказал Ибрагиму: «Уж поздно, ты, я чай, устал: ночуй здесь, как бывало в старину. Завтра я тебя разбужу» ».Воспроизводя эпоху Петра, Пушкин усматривает национальный характер, жизнь народную.

^

В 1828 году Пушкин снова обращается к эпохе Петра, пишет «Полтаву». В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. Явление Петра в этой картине, изображённое огненными красками, поражает читателя, производит на него такое впечатление, как будто он видит перед глазами совершение какого – либо таинства, как будто некий бог в лучах нестерпимой для взоров смертной славы проходит перед ним, окруженный громами и молниями:Тогда – то свыше вдохновенный,Раздался звучный глас Петра:«За дело, с богом!». Из шатра,Толпой любимцев окружённый,Выходит Пётр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движения быстры. Он прекрасенОн весь, как божия гроза.Идет. Ему коня подводят …В «Полтаве» Пётр раскрыт совершенно по- новому: это военный гений, преобразователь русской армии, руководитель генерального сражения и организатор величайшей победы. Впервые поэт изображает своего героя в гигантской борьбе с тёмными силами, пытающимися растоптать воздвигаемое им государство.Образ Петра героичен, но в обрисовке Пушкин не прибегает ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка:Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звёзды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСеребристых тополей листы.Впечатление героического производит вся поэтическая картина Полтавского боя, но в ней нет ничего условного, официального, помпезного, риторического.

^

Образ Петра продолжал увлекать Пушкина. В 1833 году им был написан «Медный всадник».Поэт долго и мучительно разрешал для себя проблему сложного и противоречивого характера Петра, поражавшего его своей новаторской мощью. Двойственность героя отмечена в записи Пушкина в 1835 года:«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».Пётр для Александра Сергеевича – «воплощенная революция». Не во всём сочувствуя этой революции Петра, Пушкин преклоняется перед её силой и действием.«Пётр Великий один – целая всемирная история», — пишет он в 1836 году Чаадаеву.Никогда ещё Пушкин не выражал с такой неотразимой энергией своё преклонение перед Петром – преобразователем.Эту основную идею «Медного всадника» верно отметил его первый критик Белинский: «Эта поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя»:И обращен к нему спинойВ неколебимой вышине,Над возмущенною Невою,Стоит с простёртою рукоюКумир на бронзовом коне.В «Медном всаднике» свою мысль о Петре Пушкин как Фальконет, высекает резцом и отливает в бронзе.При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства. Да, это поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России.Пушкинские произведения: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник» образуют собою самую дивную, самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта.

Глава II

«Самодержец в оценке А. С. Пушкина»

А. С. Пушкин смело описывает фигуры исторических деятелей таких как Карл XII, Мазепа, Кочубей и многих других. Но над всеми господствует монументальная фигура Петра. Какую же оценку даёт А. С. Пушкин самодержцу?Николай Тургенев писал: «Мы прославляем патриотизм Брута, но молчим о патриотизме Петра, также принёсшего своего сына в жертву отечеству».Такая оценка вполне соответствовала представлению Пушкина. Он обратился к поэме «Полтава» для прославления героя. Изменнику России, «мятежному гетману» Пушкин противопоставляет подлинного строителя новой государственности – Петра.Не случайно Александр Сергеевич описывает Петра последовательно – в утро сражения, в полдень перед боем и вечером в шатре. Три сжатые зарисовки незабываемыми чертами фиксируют во весь рост историческую фигуру. Изображение намеренно выдержано в стиле придворного портрета XVIII века, с его торжественностью, героичностью, хвалебностью и апофеозом («как будто некий бог, в лучах нестерпимой для взоров смертной славы, проходит перед нами, окруженный громами и молниями», — писал Белинский). Но замечательный мастер исторической живописи сквозь все атрибуты парадного стиля дает ощущение живой фигуры.Теперь переидём к «Медному всаднику». Какую оценку даёт А. С. Пушкин Петру I в этом произведении? Попытаемся ответить на этот вопрос.«Медный всадник» многим кажется каким-то «странным произведением», потому что тема его выражена не вполне, по крайней мере страх, с каким побежал помешанный Евгений от конной статуи Петра, нельзя объяснить ничем другим, кроме того, что пропущены слова его к монументу. Иначе почему же вообразил он, что грозное лицо царя, возгорев гневом, тихо оборотилось к нему, и почему, когда стремглав побежал он, ему всё слышалось:Как будто грома грохотанье,Тяжёло – звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой?..Мы думаем, что не случайно Пушкин начинает повествование с грандиозной картины Петра. Описание Петра помогает выделить главного героя произведения, которым является Петербург. В этом Медном всаднике олицетворена воля. Пётр в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом …Александр Сергеевич подчёркивает значимость образа, и мы представляем, что из медных уст исходит творящее: «Да, будет!». Простёртая рука Петра I гордо повелевает утихнуть разъяренным стихиям, и смирённым сердцем признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного.Обращаясь к произведению «Арап Петра Великого», мы замечаем следующую особенность: любимые мысли А. С. Пушкина вложены в уста персонажей. Авторская речь на границе с речью героя становится ей однородна: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Так герой произведения «Арап Петра Великого» Ибрагим «видит» Петра, как спустя целый век сам Пушкин. Александр Сергеевич, по воспоминанию Даля, говорил: «Я ещё не мог доселе постичь и обнять вдруг умом этого исполина: он слишком огромен для нас близоруких, и мы стоим еще к нему близко … чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно».Другая запись Даля тех же пушкинских слов: «Я стою вплоть перед изваянием исполинским, которого не могу обнять глазом – могу ли описывать его? Что я вижу? Оно только застит мне исполинским ростом своим, и я вижу ясно только те две – три пядени, которые у меня под глазами ».Эти изречения А. С. Пушкина ещё раз подтверждают, что Петр на особом положении в творчестве поэта.

Заключение

Итак, мне думается, я достигла своей цели. Во-первых, при рассмотрении произведений, связанных с образом Петра I, я выяснила, что для А. С. Пушкина образ царя является неоднозначным. Он предстаёт перед ним:- в духе идеала просвещенного, подчёркивая при этом простоту и человечность;- мирным строителем новой России, показывая его в соотношении с окружающим человеческим миром;- военным гением, преобразователем русской армии с твёрдым разумом, силой, гибкостью мысли;- ласковым и гостеприимным хозяином, указывая на его разнообразные интересы к деятельности;- двойственной натурой, с одной стороны, доброжелательной и умной, с другой, жестокой и своенравной, которая не перестаёт удивлять;Как мы видим, А. С. Пушкин создаёт уникальный, дивный, великий образ Петра I.Во-вторых, писатель даёт достойную оценку самодержцу, противопоставляя Петра государству и изменнику России, «мятежному гетману». Описывает самодержца последовательно, торжественно, с хвалебностью и апофеозом, называет его исполином.Да, А. С. Пушкин, пожалуй, был первым резким обличителем тирании Петра, но в тоже время «воспел», романтизировал и возвеличил образ Петра I, так как был страстным начинателем императора и преклонялся перед ним.

Список литературы

  1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. 1955.
  2. Гроссман Л. Пушкин. 1960.
  3. Петров С. М. Очерк жизни и творчества. 1975.
  4. Симонов К. М. Александр Сергеевич Пушкин. 1961.
  5. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. 1969.
  6. Цветаева М. Мой Пушкин. 1967
  7. Чернышевский Н. Г. Сочинения Пушкина. 1949.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Каменского муниципального района воронежской области
Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
Литература: 1 «Говорите мне о любви»
Обратиться к теме любви в творчестве А. С. Пушкина; рассмотреть развитие взаимоотношений поэта с А. П. Керн и историю создания стихотворения…
И где опустишь ты копыта?
О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям…
Урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, выставка портретов современников Пушкина или презентация этих портретов: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин,…
Пушкин – выразитель духовного облика русского народа
Правомерна и точка зрения, что философские преемники Пушкина не сказали больше, чем сам Пушкин; они в своём творчестве успешно «расшифровали»…
Положение о закупке маоу «сош №15 имени С. П. Шпунякова» г. Великий…
«Средняя общеобразовательная школа №15 имени С. П. Шпунякова» г. Великий Новгород
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)
Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление…
Сочинение. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»
Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть со слов матери отрывки из его сказок. Поэзия…
Общие сведения об образовательном учреждении
А. С. Пушкина реорганизована в среднюю школу-лицей №3 им. А. С. Пушкина решением райисполкома Октябрьского района г. Саратова от…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

казенно-официальным помпезным изображением петра,символ нашего национально-исторического бытия,мирным строителем новой россии,господствует монументальная фигура петра,рисует образ петра i,произведению арап петра великого,поэма апофеоза петра великого,государственными учреждениями петра великого,создавая образ петра i,возвеличил образ петра i

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …