Работа с детьми "группы риска" и их семьями

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Региональный социопсихологический центр
Работа с детьми "группы риска" и их семьями
Осипова Юлия Михайловна
педагог-психолог
Регионального социопсихологического центра
МБОУ ООШ № 71 г.о. Самара
Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально- психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.)
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.07г.)
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
^ это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи и поддержки
Дети с проявлением социальной и психологопедагогической дезадаптации
Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные (обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
^ Деятельность психолога с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу педагога-психолога, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность психолога с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка. Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.Работа с детьми «группы риска» включает:
социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики. Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.
^
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
I. Выявление.
1.1 Обнаружение семьи подростка, находящегося в ТЖС1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
II. Индивидуальная профилактическая работа.
2.1 Социальная адаптация2.2 Социальная реабилитация2.3 Мероприятия по защите прав2.4 Оказание помощи семье2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
III. Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов групп
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы с обучающимся
Запрос информации с предыдущего места учебы
Методы исследования:
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов

Региональный социопсихологический центр
Работа с детьми "группы риска" и их семьями
Осипова Юлия Михайловна

педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

МБОУ ООШ № 71 г.о. Самара

Дети социальнодемографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально- психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:

  1. Малолетние (до 14 лет)
  2. Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.07г.)

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

^ это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

  • Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
  • Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
  • Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи и поддержки
  • Дети с проявлением социальной и психологопедагогической дезадаптации

Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия

  • Природные (обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
  • Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:

  • Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
  • Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
  • Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
  • Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

^ Деятельность психолога с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу педагога-психолога, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность психолога с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка. Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.Работа с детьми «группы риска» включает:

  • социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
  • выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
  • изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики. Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

^

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

I. Выявление.

1.1 Обнаружение семьи подростка, находящегося в ТЖС1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. Индивидуальная профилактическая работа.

2.1 Социальная адаптация2.2 Социальная реабилитация2.3 Мероприятия по защите прав2.4 Оказание помощи семье2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. Выявление обучающихся «группы риска»

Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • Учебная деятельность
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Взаимоотношения со взрослыми
  • Проведение свободного времени
  • Отношение к труду и профессиональная ориентация
  • Поведение и поступки

Способы получения необходимой информации:

  • Анализ журналов групп
  • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования:

  • Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
  • Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
  • Метод наблюдения
  • Анкетирование
  • Интервью
  • Тестирование
  • Анализ документов

детьми группы риска включает,детьми группы риска входит,выяснение причин неблагополучия семьи,пропагандируется здоровый образ жизни,семьями группы риска,психологопедагогической дезадаптации группа факторов,постановка социального диагноза выявление,ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних,воздействием некоторых нежелательных факторов,основных гарантиях прав ребенка

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …