Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория по учебному курсу «Биология» — страница 3

25 (3)
8 Б 02.12.13
8 А 03.12.13
8 Б 02.12.13
8 А 03.12.13
Переливание крови. Группы крови
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Таблица “Кровь»
§15; 2, 3 п.
26 (4)
8 А, Б 06.12.13
8 А, Б 06.12.13
Свертывание крови.
Л/р «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Состав и функции крови»
§15
27 (5)
8 Б 09.12.13
8 А 10.12.13
8 Б 09.12.13
8 А 10.12.13
Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Лимфатическая система»
Разбор заданий ГИА по теме «Внутренняя среда организма»
§16
ГЛАВА 5
Кровообращение и лимфообращение (4 часа)
28 (1)
8 А, Б 13.12.13
8 А, Б 13.12.13
Органы кровообращения. Строение и работа сердца
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
учебные таблицы, иллюстрирующие кровеносную систему человека, строение и работу сердца; презентация
§17
29 (2)
8 Б 16.12.13
8 А 17.12.13
8 Б 16.12.13
8 А 17.12.13
Сосудистая система. Лимфообращение.
Л/р «Измерение кровяного давления».
Л/р «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблицы «Лимфатическая система человека», мультимедийная демонстрация «Лимфатическая система»
Разбор заданий ГИА по теме «Кровообращение и лимфообра-щение»
§18
30 (3)
8 А, Б 20.12.13
8 А, Б 20.12.13
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Л/р «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Разбор заданий ГИА по теме «Кровообращение и лимфообра-щение»
§19; повтор. §13 – 19
31 (4)
8 Б 23.12.13
8 А 24.12.13
8 Б 23.12.13
8 А 24.12.13
Рубежный контроль. Обобщающий урок
Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§13 – 19
ГЛАВА 6
Дыхание (5 часов)
32 (1)
8 А, Б 27.12.13
8 А, Б 27.12.13
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица “Органы дыхания”
§20
33 (2)
8 А, Б 10.01.14
8 А, Б 10.01.14
Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.
Л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Органы дыхания», диафильм «Регуляция дыхательных движений. Приемы искусственного дыхания», модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха, раздаточный материал.
§21
34 (3)
8 Б 13.01.14
8 А 14.01.14
8 Б 13.01.14
8 А 14.01.14
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Л/р «Определение частоты дыхания. Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Органы дыхания»
§22
35 (4)
8 А, Б 17.01.14
8 А, Б 17.01.14
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
презентация по заболеваниям органов дыхания
§23; повтор. §20 – 23
36 (5)
8 Б 20.01.14
8 А 21.01.14
8 Б 20.01.14
8 А 21.01.14
Обобщающий урок
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§20 – 23
ГЛАВА 7
Питание (6 часов)
37 (1)
8 А, Б 24.01.14
8 А, Б 24.01.14
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Строение пищеварительной системы человека»
§24
38 (2)
8 Б 27.01.14
8 А 28.01.14
8 Б 27.01.14
8 А 28.01.14
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение
гортани при глотании.
Л/р «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Строение пищеварительной системы человека»
§25
39 (3)
8 А, Б 31.01.14
8 А, Б 31.01.14
Пищеварение в желудке и кишечнике
Л/р «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Строение пищеварительной системы человека»,
§26
40 (4)
8 Б 03.02.14
8 А 04.02.14
8 Б 03.02.14
8 А 04.02.14
Всасывание питательных веществ в кровь.
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Строение пищеварительной системы человека»
§27
41 (5)
8 А, Б 07.02.14
8 А, Б 07.02.14
Регуляция пищеварения. Гигиена питания
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Органы пищеварения и их функции»
§28; повтор. §24 – 28
42 (6)
8 Б 10.02.14
8 А 11.02.14
8 Б 10.02.14
8 А 11.02.14
Обобщающий урок
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
таблица «Строение пищеварительной системы человека»
§24 – 28
ГЛАВА 8
Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)
43 (1)
8 А, Б 14.02.14
8 А, Б 14.02.14
Пластический и энергетический обмен
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии”
§29
44 (2)
8 Б 17.02.14
8 А 18.02.14
8 Б 17.02.14
8 А 18.02.14
Ферменты и их роль в организме человека
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
§30
45 (3)
8 А, Б 21.02.14
8 А, Б 21.02.14
Витамины и их роль в организме человека
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины»
§31
46 (4)
8 Б 24.02.14
8 А 25.02.14
8 Б 24.02.14
8 А 25.02.14
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ
Пр/р: «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
§32
ГЛАВА 9
Выделение продуктов обмена (3 часа)
47 (1)
8 А, Б 28.02.14
8 А, Б 28.02.14
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
Распознавание на
наглядных пособиях органов мочевыделительной
системы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Таблица «Органы мочевыделения»
§33
48 (2)
8 Б 03.03.14
8 А 04.03.14
8 Б 03.03.14
8 А 04.03.14
Заболевания органов мочевыделения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Выделение»
§34
49 (3)
8 А, Б 07.03.14
8 А, Б 07.03.14
Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§33 – 34
ГЛАВА 10
Покровы тела (4 часа)
50 (1)
8 Б 10.03.14
8 А 11.03.14
8 Б 10.03.14
8 А 11.03.14
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.
Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
строения кожи в виде презентации, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты.
§35
51 (2)
8 А, Б 14.03.14
8 А, Б 14.03.14
Болезни и травмы кожи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Покровы тела»
§36
52 (3)
8 Б 17.03.14
8 А 18.03.14
8 Б 17.03.14
8 А 18.03.14
Гигиена кожных покровов.
Самонаблюдение: определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Покровы тела»
§37; повтор. §35 – 37
53 (4)
8 А, Б 21.03.14
8 А, Б 21.03.14
Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§35 – 37
ГЛАВА 11
Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
54 (1)
8 Б 31.03.14
8 А 01.04.14
8 Б 31.03.14
8 А 01.04.14
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
Л/р: «Изучение строения зрительного анализатора» (по моделям или наглядным пособиям).
Л/р: «Изучение изменения размеров зрачка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза
Разбор заданий ГИА по теме «Зрительный анализатор»
§45
55 (1)
8 А, Б 04.04.14
8 А, Б 04.04.14
Слуховой анализатор.
Изучение строения слухового анализатора» (по моделям или наглядным пособиям)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица «Слуховой анализатор», разборная модель уха
Разбор заданий ГИА по теме «Слуховой анализатор»
§46
56 (2)
8 Б 07.04.14
8 А 08.04.14
8 Б 07.04.14
8 А 08.04.14
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
§47
57 (3)
8 А, Б 11.04.14
8 А, Б 11.04.14
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Органы чувств. Анализаторы»
§48; повтор. §45 – 48
58 (4)
8 Б 14.04.14
8 А 15.04.14
8 Б 14.04.14
8 А 15.04.14
Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§45 – 48
ГЛАВА 12
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. (6 часов)
59 (1)
8 А, Б 18.04.14
8 А, Б 18.04.14
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», схемы «Полисинаптические рефлексы», «Виды рефлекторных дуг», портреты И.М.Сеченова и И.П. Павлова.
§49
60 (2)
8 Б 21.04.14
8 А 22.04.14
8 Б 21.04.14
8 А 22.04.14
Память и обучение.
Выполнение тестов на логическую и механическую память
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
карточки с заданиями
§50
61 (3)
8 А, Б 25.04.14
8 А, Б 25.04.14
Врожденное и приобретенное поведение.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
§51
62 (4)
8 Б 28.04.14
8 А 29.04.14
8 Б 28.04.14
8 А 29.04.14
Сон и бодрствование.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
таблица с изображением головного мозга
Разбор заданий ГИА по теме «Психика и поведение человека»
§52
63 (5)
8 А, Б 02.05.14
8 А, Б 02.05.14
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
тесты
Разбор заданий ГИА по теме «Высшая нервная деятельность»
§53; повтор. §49 – 53
64 (6)
8 Б 05.05.14
8 А 06.05.14
8 Б 05.05.14
8 А 06.05.14
Итоговый контроль. Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
§49 – 53
ГЛАВА 13
Размножение и развитие человека (4 часа)
65 (1)
8 А, Б 09.05.14
8 А, Б .05.14
Особенности репродукции человека
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
§54
66 (2)
8 Б 12.05.14
8 А 13.05.14
8 Б 12.05.14
8 А 13.05.14
Органы размножения. Оплодотворение.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
видеофильм "Внутриутробное развитие человека"
§55
67 (3)
8 А, Б 16.05.14
8 А, Б 16.05.14
Беременность и роды.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
видеофильм "Внутриутробное развитие человека"
§56
68 (4)
8 Б 19.05.14
8 А 20.05.14
8 Б 19.05.14
8 А 20.05.14
Рост и развитие ребенка после рождения
Л/р: «Определение собственного веса и измерение роста»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Размножение и развитие человека»
§57
ГЛАВА 14
Человек и окружающая среда. (2 часа)
69 (1)
8 А, Б 23.05.14
8 А, Б 23.05.14
Социальная и природная среда человека.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Разбор заданий ГИА по теме «Окружающая среда и здоровье человека»
§58
70 (2)
8 Б 26.05.14
8 А 27.05.14
8 Б 26.05.14
8 А 27.05.14
Окружающая среда и здоровье человека.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
§59
СОДЕРЖАНИЕ
программы учебного курса «Биология»

Значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина – науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная, их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Гомеостаз. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: строение и разнообразие клеток организма человека; ткани организма человека; органы и системы органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный рефлекс и др.; определение собственного веса и измерение роста.
Лабораторная работа: Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

организма (8 часов)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблицы «Железы внешней и внутренней секреции», «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система», гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; модели головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Лабораторные и практические работы:
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической систем автономной нервной системы при раздражении.

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работа основных мышц; роль плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные и практические работы:
Изучение микроскопического строения кости.
Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.
Глава 4. Внутренняя среда организма (5 часов)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека (СПИД, аллергия). Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа: • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце: его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модели сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы:
Измерение кровяного давления.
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Глава 6. Дыхание (5 часов)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: модель торса человека; таблицы «Система органов дыхания», «Механизм вдоха и выдоха», приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные и практические работы:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания.
Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Глава 7. Питание (6 часов)
Значение питания для жизнедеятельности организма. 11родукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: : определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные и практические работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Глава 8. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)
Обмен веществ и превращение энергии – необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа: • Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки; рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа: • Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек, обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха, зрительные иллюзии.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).
Изучение изменения размеров зрачка.
Глава 12. Психика и поведение человека (6 часов)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; тесты на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Лабораторная работа (самонаблюдение):
• Определение собственного веса и измерение роста.

К учебному курсу «Биология. Человек»
8 класс
Входной контроль
Тема: СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ.
ТКАНИ. РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.

Оцените статью
Добавить комментарий