Рабочая программа кружка «Речевое творчество»

Аннотация
Рабочая программа кружка «Речевое творчество» для обучающихся 4 класса содержит:- пояснительную записку, включающую актуальность, цели и задачи преподавания кружка, способы усвоения знаний;- требования к уровню подготовки учащихся;- календарно-тематическое планирование;- содержание программы кружка;- перечень учебно-методических средств обучения.Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год. Количество часов в неделю — 1 час.
.
Актуальность.Кружок “Речевое творчество” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.
Основные цели кружка.
1. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.2. Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.3. Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.4. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.5. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.6. Развитие артистических данных.7. Расширение кругозор детей, развитие воображения, памяти.
Способы усвоения знаний.
Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский. Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует общеучебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления.Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.

Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

1. От практики к теории и опять к практике.2. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.Программа кружка рассчитана на детей от 7 – 10 лет и состоит из трех разделов.Речь и ее значение в жизни (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями меду людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей). Текст (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение.Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке). Культура общения. (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.) Кружок “Речевое творчество ” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Учащиеся должны уметь:составлять план текста;соотносить пункты плана с содержанием текста;работать с деформированным предложением, текстом и планом;анализировать морфологические и синтаксические характеристики слова;составлять текст на заданную тему и оформлятьего на письме

№п/п
Содержание тем
Количество часов
Дата проведения
Примечание
1
Сочинение на тему «Сентябрь холоден, да сыт».
1
04.09
2
Слово и образ, или поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.
1
11.09
3
Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.
1
18.09
4
Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.
1
25.09
5
Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта»
1
05.10
6
Сочинение стихотворений по заданной рифме
1
12.10
7
Моя мечта
1
19.10
8
Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов
1
26.10
9
Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба»
1
02.11
10
Сравнительное описание птиц
1
09.11
11
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство»
1
16.11
12
Моя любимая одежда
1
23.11
13
Моя любимая фотография
1
30.11
14
Что я умею делать
1
07.12
15
Я хочу быть
1
14.12
16
Олимпиада
1
21.12
17
Моя любимая игра
1
28.12
18
Моя школа.Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день.
1
11.01
19
Сравнительное описание кошки и собаки
1
18.01
20
Кактусы
1
25.01
21
Сочинение загадки наоборот
1
01.02
22
Весенние загадки
1
08.02
23
Бабушка и дедушка в моей жизни
1
15.02
24
Волшебная сказка
1
22.02
25
Волшебная сказка
1
01.03
26
Реклама. Заметку в газету
1
15.03
27
Сочинение миниатюра по небольшому началу «Если вдруг…»
1
22.03
28
Укрась слово
1
05.04
29
Укрась слово
1
12.04
30
Сочинение на свободную теме
1
19.04
31
Что я знаю о цифре 7
1
26.04
32
Аквариумы
1
03.05
33
Вулканы.
1
10.05
34
Дожди
1
17.05
35
Олимпиада
1
24.05

Кол-во часов
Содержание занятия
1
Сочинение в рисунках (пиктография). Знакомство с пиктографией. Изображение истории или рассказа в рисунках.
1
Осенний листок. Листопад. Беседа признаки осени. Лингвистическая работа с текстом.
1
Цветная сказка. Жёлтая, белая, чёрная, зелёная сказка. Фантазия на тему «Цветная сказка», сочинение.
1
Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать». Толкование слов, работа с деформированными предложениями.
1
Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта». Беседа о доброте, работа с рассказом-сказкой «Щедрое дерево»Ш. Сильверстейна.
1
Сочинение стихотворения по заданной рифме. Знакомство с алгоритмом сочинения стихов.
1
Моя мечта. Сочинение – миниатюра «Моя мечта».
1
Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов.
1
Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба». Беседа о дружбе, составление правил дружбы.
1
Сравнительное описание птиц. Сравнение птиц по их сходству и различию. Работа с пословицами. Решение ребусов.
1
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство». Толкование слов, работа с деформированным текстом, проведение языковой игры.
1
Моя любимая одежда. Сочинение – миниатюра. Иллюстрирование.
1
Моя любимая фотография. Беседа о любимых фотографиях, сочинение на данную тему.
1
Что я умею делать. Беседа о любимых занятиях, языковая игра, работа с деформированным текстом.
1
Я хочу быть. Сочинение на заданную тему.
1
Олимпиада по русскому языку.
1
Моя любимая игра. Беседа по теме, Работа с текстом, пословицами.
1
Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день. Сочинение на одну из тем.
1
Сравнительное описание кошки и собаки. Составление сравнительных характеристик – описаний.
1
Кактусы. Работа с деформированным планом, текстом.
1
Сочинение загадки наоборот. Сочинение загадок наоборот, литературная викторина.
1
Весенние загадки. Беседа о весне, ее признаках, сочинение загадок о весне.
1
Бабушка и дедушка в моей жизни. Работа рассказом В. Сухомлинского «Посмеялись над бабушкой». Иллюстрирование.
2
Волшебная сказка (работа в группах). Сочинение волшебной сказки и инсценирование.
1
Реклама. Заметка в газету. Написание заметки в газету, подготовка к сочинению рекламы.
1
Сочинение миниатюра по небольшому началу «Если вдруг…»
1
Укрась слово. Составление рассказов, словосочетаний, предложений, украшение речи словами, словосочетаниями.
1
Сочинение на свободную тему (работа в парах).Работа с деформированным планом, сочинение – миниатюра на свободную тему.
1
Что я знаю о цифре 7? Беседа о цифре 7, работа с фразеологизмами.
1
Аквариум. Беседа о необычном доме для рыб, словарная работа.
1
Вулканы. Беседа о вулканах как об одном из стихийных бедствий. Сочинение с иллюстрированием.
1
Дожди. Беседа о дождях, сочинение – миниатюра. Иллюстрирование.
1
Что красивее всего? Обобщение. Беседа о красоте в нашей жизни, сочинение – миниатюра, иллюстрирование. Подведение итогов в виде викторины.
Учебно-методическая литература
Волина В.В. «Учимся, играя», Москва, 1994г.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 4 класс.- М.: Вако, 2010

Оцените статью
Добавить комментарий