Рабочая программа курса «искусство»

02 – 20 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕКУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА«Рассмотрено» «Утверждаю». на заседании Директор школыпедагогического совета школы Калюжная К.К. ___________Протокол № _9______________ Приказ № 25от «28» августа 2013 г от «30» августа 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСКУССТВО»8 – 9 классыСоставитель рабочей учебной программы:Разумная Е.В., учитель биологии,ВККМКОУ Куйбышевская ООШ.х. Индычий 2013 год.

Статус документа.
Рабочая программа курса «Искусство» составлена на основе нормативно — правовой базы:
Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 – 1 (редакция от 28.02.2012 № 11 – ФЗ).
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 г).
Федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г).
Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области (утверждённого приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.05.2011 № 441).
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год, реализующих программы общего образования (Утверждённого приказом Министерства образования РФ № 167 от 19.12.12 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год).
Программы «Искусство 8-9 классы». Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2011.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2013 – 2014 учебный год.
– развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;- воспитание художественного вкуса;- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;- формирование учений и навыков художественного самообразования.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. М.: Просвещение, 2011г.;
Учебник. Искусство 8 – 9 классы. М.: Просвещение, 2013 г.;
Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 8 класс.
Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 9 класс.
Согласно действующему основного общего образования из федерального компонента на изучение курса «Искусство» в 8 – 9 классах выделено 70 часов — 1 час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и структуры и учебника.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.

Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно – тематический план изучения предмета; содержание программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета; описание материально – технического обеспечения образовательного процесса; календарно – тематическое планирование.

Наименование темы.
Количество часов
Контроль
I
Раздел № 1.«Искусство в жизни современного человека».
3

II
Раздел № 2: «Искусство открывает новые грани мира»
7

III
Раздел № 3.«Искусство как универсальный способ общения»
7

IV
Раздел № 4.«Красота в искусстве и жизни»
11

V
Раздел №5.“Прекрасное пробуждает доброе»
7

Итого за год:
35
1

Наименование темы.
Количество часов в авторской программе

Контроль
I
Раздел № 1.«Воздействующая сила искусства»
9
9

II
Раздел № 2.«Искусство предвосхищает будущее»
7
7

III
Раздел № 3.«Дар созидания. Практическая функция».
11
11

IV
Раздел № 4.«Искусство и открытие мира для себя»
8
7
1
Итого за год:
35
34
1
Авторская программа курса «Искусство» в 9 классе рассчитана на 70 часов. Согласно Базисному учебному плану, на обучение в 9 классе отводится 34 учебные недели. Выполнение программного материала осуществляется за счёт сокращения количества часов, отведённых на изучение отдельных тем учебного курса. Общее количество часов в рабочей программе – 68.
Основное содержание программы курса «Искусство» 8 – 9 классы..
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. (3 ч.).
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка.
Музыкальный фольклор.Духовные песнопения.Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература.
Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины.Жития святых.Лирическая поэзия.
Экранные искусства и театр.
Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство.
Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка.
Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература.
Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных видов искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Оцените статью
Добавить комментарий