Рабочая программа педагога бурцевой Марии Васильевны, учителя высшей категории по информатике для 10 класса 2014 / 2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Новозыбкова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бурцевой Марии Васильевны,
учителя высшей категории
по информатике для 10 класса
2014 / 2015 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах, и осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются:
«Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» (авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К.)
Учебный план МБОУ «СОШ № 4»
Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №4»
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011)
Компьютерный практикум (Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011)
Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие для учителя — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих:
освоение системы базовых знаний,
овладение умениями информационной деятельности,
развитие и воспитание учащихся,
применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Основное содержание базового уровня по информатике и информационным технологиям в 10-11 классах, в целом за 2 года обучения рассчитано на 70 часов, из них в 10 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 11 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. Содержание данной рабочей программы соответствует содержанию примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, но внесены некоторые структурные изменения. В связи с тем, что ряд уроков в 10 классе выпадают на праздничные дни (23.02 – День Защитника Отечества и 4 мая) тематическое планирование составлено из расчета – 34 часа в год. Чтобы программа была выполнена полностью, считаю целесообразным уменьшить количество часов на повторение изученного материала.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы являлось освоение информационной технологии решения задачи (типовые задачи с использованием типовых программных средств).
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Критерии оценивания практической работы в прикладной программе
На «5»: Задание выполнено полностью. Ученик демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе. Задание грамотно, наглядно, аккуратно оформлено по плану с учетом техники безопасности.
На «4»: а) при выполнении заданий допущена незначительная ошибка;
б) задание выполнено верно, но оформление задания не отражает полностью суть задачи.
На «3»: При выполнении задачи допущены существенные ошибки, однако ученик демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе.
На «2»: При выполнении задания допущено большое количество существенных ошибок, ученик не демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе или ученик не выполнил задание.

На «5»: Программа, составленная учеником, решает поставленную задачу. На тестовые входные данные выдает верные результаты. Учащийся без ошибок читает блок-схему, алгоритм.
На «4»: В программе допущена незначительная синтаксическая или логическая ошибка. При получении отрицательных результатов тестирования программы ученик самостоятельно исправляет ошибки.
Блок-схема, алгоритм составлены логически правильно, но могут быть допущены 1-2 ошибки или 2-3 недочета.
На «3»: В программе допущена синтаксическая и (или) логическая ошибка. Ученик не может самостоятельно найти и исправить все ошибки.
В алгоритме допущены ошибки, неправильно используются структурные элементы, при объяснении алгоритма, ученик испытывает затруднения, которые исправлены с помощью учителя.
На «2»: Допущены существенные ошибки в оформлении программы (алгоритма), ученик не владеет основными правилами оформления программы (алгоритма). Ученик не может исправить грубые ошибки с помощью наводящих вопросов учителя. Ученик показывает полное незнание алгоритмических конструкций и структурных элементов блок-схемы, отсутствуют знания в написании программы, отказывается от решения задачи.

На «5»: Задача решена верно. Ученик может изложить ход решения задачи. Решение грамотно и аккуратно оформлено.
На «4»: В решении задачи допущены незначительная ошибка вычислительного и логического характера.
На «3»: В решении задачи допущены значительные ошибки логического характера, демонстрирующие недостаточное представление ученика об алгоритмах решения данного вида задач.
На «2»: При решении задачи допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере или он отказался от выполнения работы

Факторы, влияющие на оценку:
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
Погрешность – отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого явления;
Недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
На «5»: Оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей. Возможно наличие 1-2 мелких погрешностей.
На «4»: Оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.
На «3»: Оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса. Имеется 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей.
На «2»: При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
При оценке ответов учитывается:
аккуратность работы
работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.
ставится за работу, выполненную полностью без ошибок. (95-100%)
Оценка «4» ставится, если выполнено 80-95% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 50-79% всей работы.
ставится, если выполнено менее 50% всей работы.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Общее число часов – 33 час. Резерв учебного времени – 1 час.
Тема 1. Введение. Структура информатики (1 час)
Учащиеся должны знать:
— в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах- из каких частей состоит предметная область информатики

Понятие системы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать: понятие системы, как происходят информационные процессы в естественных и искусственных системах, процесс хранения и передачи информации, автоматическую обработку информации, основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW.
уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета.
Тема 3. Информационные модели (6 часов)
Компьютерное информационное моделирование: информационные модели, этапы разработки компьютерной информационной модели. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Типы связи и системы управления: естественные и искусственные системы. Структура ситемы управления. Графы и сети, их свойства. Иерархические структуры и деревья. Табличная организация данных. Решение задач информационного моделирования.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать: понятие компьютерной информационной модели; основные понятия системологии: система, структура, подсистема, системный эффект; знать понятия естественных и искусственных систем, систем управления, их отличия; определение и свойства графа, понятие иерархической структуры.
уметь: приводить примеры систем и структур, уметь выделять подсистемы в системах; строить графы и сети для решения конкретных информационных задач; выбирать рациональный способ представления информации с помощью различных структур.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: этапы развития компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, каналы связи и их характеристики; программные ресурсы интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и IP;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW.
уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета, создавать Web- страницы.

Тема
Кол-во часов по примерной программе

Введение. Структура информатики.
1
1
Информация
4
4
Информационные процессы в системах
10
10
Информационные модели
6
6
Программно-технические системы реализации информационных процессов
12
12
Резерв
3
1
Всего
36
34

на 2012-2013 учебный год
по информатике
Класс:10
Учитель: Бурцева М.В.Количество часов: 34, в неделю: 1 Зачеты: 2Практические работы: 11Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ, допущенной Министерством образования и науки РФ.

10 класс (1 час в неделю)
№ урока
Дата
Тема
Количество часов
Вид деятельности
Практика
Разделы
учебника
1
01.09.14
Введение. Структура информатики.
1
Беседа
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

1 полугодие – 17 часов
Информация – 4 ч
2
08.09.14
Информация. Представление информации
1
Повторение и систематизация знаний
§1
3
15.09.14
Представление информации, языки, кодирование
1
Повторение и систематизация знаний
Задания из раздела 1
§2
4
22.09.14
Измерение информации. Объемный подход
1
Повторение и систематизация знаний
§ 3
5
29.10.14
Измерение информации. Содержательный подход
1
Повторение и систематизация знаний
Работа №2.1
§ 4
Информационные процессы в системах – 10 ч
6
06.10.14
Введение в теорию систем
1
Изучение нового материала
§5
7
13.10.14
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
1
Изучение нового материала
Задания из раздела 1
§6
8
20.10.14
Хранение информации
1
Комбинированный
§ 7
9
27.10.14
Передача информации
1
Комбинированный
Задания из раздела 1
§8
10
10.11.14
Обработка информации и алгоритмы
1
Изучение нового материала
С/работа
§ 9
11
17.11.14
Автоматическая обработка информации
1
Изучение нового материала
§ 10
12
24.11.14
Практическая работа №2 «Автоматическая обработка информации»
1
Комбинированный
Работа №2.2 «Автоматическая обработка информации»
§ 9-§ 10
13
01.12.14
Поиск данных
1
Изучение нового материала
§11
14
08.12.14
Защита информации
1
Изучение нового материала
§12
15
15.12.14
Практическая работа №3 «Шифрование данных»
1
Комбинированный
Работа № 2.3 «Шифрование данных»
§12
Информационные модели – 6 ч
16
22.12.14
Компьютерное информационное моделирование
1
Изучение нового материала
§13
17
29.12.14
Структуры данных: деревья, сети, графы
1
Комбинированный
Работа №2.4 «Структуры данных: графы»
§14
2 полугодие —
18
12.01.15
Структуры данных: таблицы.
1
Комбинированный
Работа №2.5 «Структуры данных: таблицы»
§14
19
19.01.15
Структуры данных – модели предметной области
1
Изучение нового материала
§15
20
26.01.15
Алгоритм как модель деятельности
1
Изучение нового материала
§16
21
02.02.15
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»
1
Комбинированный
Работа №2.6 «Управление алгоритмическим исполнителем»
§16
Программно-технические системы реализации информационных процессов – 12 ч
22
09.02.15
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации
1
Изучение нового материала
§17
23
16.02.15
Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера»
1
Комбинированный
Работа №2.7 «Выбор конфигурации компьютера»
§17
24
02.03.15
Программное обеспечение компьютера
1
Изучение нового материала
§18
25
09.03.15
Практическая работа «Настройка BIOS»
1
Комбинированный
Работа №2.8 «Настройка BIOS»
§18
26
16.03.15
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел
1
Изучение нового материала
§19
27
30.03.15
Практическая работа «Представление чисел»
1
Комбинированный
Работа №2.9 «Представление чисел»
§19
28
06.04.15
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука.
1
Изучение нового материала
§20
29
13.04.15
Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текстов»
1
Комбинированный
Работа №2.10 «Представление текстов. Сжатие текстов»
§20
30
20.04.15
Практическая работа «Представление изображения и звука»
1
Комбинированный
Работа №2.11 «Представление изображения и звука»
§20
31
27.04.15
Развитие архитектуры вычислительных систем
1
Изучение нового материала
§21
32
11.05.15
Организация локальных сетей
1
Изучение нового материала
§22
33
18.05.15
Организация глобальных сетей
1
Изучение нового материала
§23
34
25.05.15
Повторение изученного материала
1
Повторение и систематизация знаний
§1-§23
Всего:
34
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности
Учебно-методический комплекс
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home

Оцените статью
Добавить комментарий