Рабочая программа педагога бурцевой Марии Васильевны, учителя высшей категории по информатике для 10 класса 2014 / 2015 учебный год

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Новозыбкова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бурцевой Марии Васильевны,

учителя высшей категории

по информатике для 10 класса

2014 / 2015 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах, и осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются:

  1. «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года
  2. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
  3. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» (авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К.)
  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 4»
  5. Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №4»

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011)
  2. Компьютерный практикум (Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011)
  3. Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
  4. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  5. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие для учителя — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих:

  • освоение системы базовых знаний,
  • овладение умениями информационной деятельности,
  • развитие и воспитание учащихся,
  • применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основное содержание базового уровня по информатике и информационным технологиям в 10-11 классах, в целом за 2 года обучения рассчитано на 70 часов, из них в 10 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 11 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. Содержание данной рабочей программы соответствует содержанию примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, но внесены некоторые структурные изменения. В связи с тем, что ряд уроков в 10 классе выпадают на праздничные дни (23.02 – День Защитника Отечества и 4 мая) тематическое планирование составлено из расчета – 34 часа в год. Чтобы программа была выполнена полностью, считаю целесообразным уменьшить количество часов на повторение изученного материала.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы являлось освоение информационной технологии решения задачи (типовые задачи с использованием типовых программных средств).

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

^ : лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Критерии оценивания практической работы в прикладной программе

На «5»: Задание выполнено полностью. Ученик демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе. Задание грамотно, наглядно, аккуратно оформлено по плану с учетом техники безопасности.

На «4»: а) при выполнении заданий допущена незначительная ошибка;

б) задание выполнено верно, но оформление задания не отражает полностью суть задачи.

На «3»: При выполнении задачи допущены существенные ошибки, однако ученик демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе.

На «2»: При выполнении задания допущено большое количество существенных ошибок, ученик не демонстрирует знание основных приемов обработки информации в данной прикладной программе или ученик не выполнил задание.

^

На «5»: Программа, составленная учеником, решает поставленную задачу. На тестовые входные данные выдает верные результаты. Учащийся без ошибок читает блок-схему, алгоритм.

На «4»: В программе допущена незначительная синтаксическая или логическая ошибка. При получении отрицательных результатов тестирования программы ученик самостоятельно исправляет ошибки.

Блок-схема, алгоритм составлены логически правильно, но могут быть допущены 1-2 ошибки или 2-3 недочета.

На «3»: В программе допущена синтаксическая и (или) логическая ошибка. Ученик не может самостоятельно найти и исправить все ошибки.

В алгоритме допущены ошибки, неправильно используются структурные элементы, при объяснении алгоритма, ученик испытывает затруднения, которые исправлены с помощью учителя.

На «2»: Допущены существенные ошибки в оформлении программы (алгоритма), ученик не владеет основными правилами оформления программы (алгоритма). Ученик не может исправить грубые ошибки с помощью наводящих вопросов учителя. Ученик показывает полное незнание алгоритмических конструкций и структурных элементов блок-схемы, отсутствуют знания в написании программы, отказывается от решения задачи.

^

На «5»: Задача решена верно. Ученик может изложить ход решения задачи. Решение грамотно и аккуратно оформлено.

На «4»: В решении задачи допущены незначительная ошибка вычислительного и логического характера.

На «3»: В решении задачи допущены значительные ошибки логического характера, демонстрирующие недостаточное представление ученика об алгоритмах решения данного вида задач.

На «2»: При решении задачи допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере или он отказался от выполнения работы

^

Факторы, влияющие на оценку:

  • Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • Погрешность – отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого явления;
  • Недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

На «5»: Оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей. Возможно наличие 1-2 мелких погрешностей.

На «4»: Оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.

На «3»: Оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса. Имеется 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей.

На «2»: При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

^ При оценке ответов учитывается:

  • аккуратность работы
  • работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.

^ ставится за работу, выполненную полностью без ошибок. (95-100%)

Оценка «4» ставится, если выполнено 80-95% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 50-79% всей работы.

^ ставится, если выполнено менее 50% всей работы.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

^ старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

^

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

^

Общее число часов – 33 час. Резерв учебного времени – 1 час.
Тема 1. Введение. Структура информатики (1 час)

Учащиеся должны знать:

— в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах- из каких частей состоит предметная область информатики

^

Понятие системы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

^ знать: понятие системы, как происходят информационные процессы в естественных и искусственных системах, процесс хранения и передачи информации, автоматическую обработку информации, основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер; HTML WWW.

^ уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета.

Тема 3. Информационные модели (6 часов)

Компьютерное информационное моделирование: информационные модели, этапы разработки компьютерной информационной модели. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Типы связи и системы управления: естественные и искусственные системы. Структура ситемы управления. Графы и сети, их свойства. Иерархические структуры и деревья. Табличная организация данных. Решение задач информационного моделирования.

Требования к уровню подготовки учащихся

^ знать: понятие компьютерной информационной модели; основные понятия системологии: система, структура, подсистема, системный эффект; знать понятия естественных и искусственных систем, систем управления, их отличия; определение и свойства графа, понятие иерархической структуры.

^ уметь: приводить примеры систем и структур, уметь выделять подсистемы в системах; строить графы и сети для решения конкретных информационных задач; выбирать рациональный способ представления информации с помощью различных структур.

^

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: этапы развития компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, каналы связи и их характеристики; программные ресурсы интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и IP;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер; HTML WWW.

^ уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета, создавать Web- страницы.

^

Тема Кол-во часов по примерной программе ^
Введение. Структура информатики. 1 1
Информация 4 4
Информационные процессы в системах 10 10
Информационные модели 6 6
Программно-технические системы реализации информационных процессов 12 12
Резерв 3 1
Всего 36 34

^

на 2012-2013 учебный год

по информатике

Класс:10

Учитель: Бурцева М.В.Количество часов: 34, в неделю: 1 Зачеты: 2Практические работы: 11Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ, допущенной Министерством образования и науки РФ.

^

10 класс (1 час в неделю)

урока Дата Тема Количество часов Вид деятельности Практика Разделы

учебника

1 01.09.14 Введение. Структура информатики. 1 Беседа Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе ^
1 полугодие – 17 часов
Информация – 4 ч
2 08.09.14 Информация. Представление информации 1 Повторение и систематизация знаний §1
3 15.09.14 Представление информации, языки, кодирование 1 Повторение и систематизация знаний Задания из раздела 1 §2
4 22.09.14 Измерение информации. Объемный подход 1 Повторение и систематизация знаний § 3
5 29.10.14 Измерение информации. Содержательный подход 1 Повторение и систематизация знаний Работа №2.1 § 4
Информационные процессы в системах – 10 ч
6 06.10.14 Введение в теорию систем 1 Изучение нового материала §5
7 13.10.14 Информационные процессы в естественных и искусственных системах 1 Изучение нового материала Задания из раздела 1 §6
8 20.10.14 Хранение информации 1 Комбинированный § 7
9 27.10.14 Передача информации 1 Комбинированный Задания из раздела 1 §8
10 10.11.14 Обработка информации и алгоритмы 1 Изучение нового материала С/работа § 9
11 17.11.14 Автоматическая обработка информации 1 Изучение нового материала § 10
12 24.11.14 Практическая работа №2 «Автоматическая обработка информации» 1 Комбинированный Работа №2.2 «Автоматическая обработка информации» § 9-§ 10
13 01.12.14 Поиск данных 1 Изучение нового материала §11
14 08.12.14 Защита информации 1 Изучение нового материала §12
15 15.12.14 Практическая работа №3 «Шифрование данных» 1 Комбинированный Работа № 2.3 «Шифрование данных» §12
Информационные модели – 6 ч
16 22.12.14 Компьютерное информационное моделирование 1 Изучение нового материала §13
17 29.12.14 Структуры данных: деревья, сети, графы 1 Комбинированный Работа №2.4 «Структуры данных: графы» §14
2 полугодие —
18 12.01.15 Структуры данных: таблицы. 1 Комбинированный Работа №2.5 «Структуры данных: таблицы» §14
19 19.01.15 Структуры данных – модели предметной области 1 Изучение нового материала §15
20 26.01.15 Алгоритм как модель деятельности 1 Изучение нового материала §16
21 02.02.15 Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» 1 Комбинированный Работа №2.6 «Управление алгоритмическим исполнителем» §16
Программно-технические системы реализации информационных процессов – 12 ч
22 09.02.15 Компьютер – универсальная техническая система обработки информации 1 Изучение нового материала §17
23 16.02.15 Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера» 1 Комбинированный Работа №2.7 «Выбор конфигурации компьютера» §17
24 02.03.15 Программное обеспечение компьютера 1 Изучение нового материала §18
25 09.03.15 Практическая работа «Настройка BIOS» 1 Комбинированный Работа №2.8 «Настройка BIOS» §18
26 16.03.15 Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел 1 Изучение нового материала §19
27 30.03.15 Практическая работа «Представление чисел» 1 Комбинированный Работа №2.9 «Представление чисел» §19
28 06.04.15 Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. 1 Изучение нового материала §20
29 13.04.15 Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текстов» 1 Комбинированный Работа №2.10 «Представление текстов. Сжатие текстов» §20
30 20.04.15 Практическая работа «Представление изображения и звука» 1 Комбинированный Работа №2.11 «Представление изображения и звука» §20
31 27.04.15 Развитие архитектуры вычислительных систем 1 Изучение нового материала §21
32 11.05.15 Организация локальных сетей 1 Изучение нового материала §22
33 18.05.15 Организация глобальных сетей 1 Изучение нового материала §23
34 25.05.15 Повторение изученного материала 1 Повторение и систематизация знаний §1-§23
Всего: 34

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

знать/понимать

  1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
  2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
  1. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
  1. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
  2. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
  3. Назначение и функции операционных систем.

уметь

  1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
  2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
  3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
  4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
  5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
  6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
  7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
  8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
  9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
  10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  2. автоматизации коммуникационной деятельности;
  3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Учебно-методический комплекс

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
  5. Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …