Рабочая программа педагога деркачева Ольга Ивановна, 1 кк

Рассмотрено на заседании педагогического советапротокол № _____ от «___»_________ 20__г.
«Утверждаю»Директор школы:_____ /Г.А. Варванцева/ФИОПриказ № ______ от«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Деркачева Ольга Ивановна, 1 КК
Ф.И.О., категория
по литературе , 6 класс
предмет, класс и т.п.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе федерального базисного учебного плана без изменений и рассчитана на 70 часов. Для реализации данной программы рекомендуется использование:
учебника для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2008),
поурочных разработок по литературе для 6 класса Золотаревой И.В., Н.В. Егоровой (М.: ВАКО, 2008),
педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Запланировано уроков развития речи- 9
Уроков внеклассного чтения – 6
Контрольных работ — 2
Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 2-х часов на протяжении 35 учебных недель.
На каждый раздел отводится определенное количество часов:
Введение. Художественное произведение и автор. – 1
Устное народное творчество – 3
Древнерусская литература – 1
Русская литература XVIII в. – 3Русская литература XIX в. – 24Русская литература XX в – 22Зарубежная литература – 14Обобщающий урок — 1
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам. Естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи. Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Класс 6Учитель: Деркачева О.И.Количество часовВсего 70 часов; в неделю 2 часа.Уроков внеклассного чтения – 6 ч., уроков развития речи – 9 ч., контрольных работ — 2 Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
№ п/п

Кол-во часов
1
Введение. Художественное произведение и автор.
1 час
3
Устное народное творчество
3 часа (2 + 1 р/р.)
4
Древнерусская литература
1 час
5
Русская литература XVIII в.
3 часа(2+1 к/р)
5.1
Русские басни. И. Дмитриев
1
5.2
И.А. Крылов
1
5.3
Административная работа
1
6
Русская литература XIX в.
24 часа (18 + 3 вн.чт. + 3 р/р.)
6.1.
А.С. Пушкин.
5
6.2
Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха
1
6.3
Развитие речи
1
6.4
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Повести Белкина»
1
6.5
М.Ю. Лермонтов
2
6.6
И.С. Тургенев.
2
6.7
Ф.И. Тютчев
1
6.8
А.А. Фет
1
6.9
Н.А. Некрасов
1
6.10
Внеклассное чтение Н.А. Некрасов
1
6.11
Трехсложные размеры стиха
1
6.12
Н.С. Лесков
2
6.13
Развитие речи
1
6.14
Рассказы А.П. Чехова.
1
6.15
Внеклассное чтение.
1
6.16
Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в.
1
6.17
Развитие речи. Поэты XIX в. О Родине и родной природе.
1
7
Русская литература XX в.
22 часа(16 + 2 вн.чт. + 4 р/р.)
7.1.
Внеклассное чтение. А.С. Грин.
1
7.2.
А.Платонов
1
7.3
М.М. Пришвин
4
7.4
Развитие речи
2
7.5
В.П. Астафьев
2
7.6
Развитие речи
1
7.7
В.Г. Распутин
4
7.8
Развитие речи
1
7.9
В.М. Шукшин
2
7.10
Ф. Искандер
1
7.11
Внеклассное чтение. Родная природа в стихотворениях поэтов XX в.
1
7.12
Г. Тукай
1
7.13
К. Кулиев
1
8
Зарубежная литература
14 часов (11+1к/р+1р/р+1вн/чт)
8.1.
Мифы
1
8.2.
Развитие речи
1
8.3.
Легенда
1
8.4.
Гомер
2
8.5.
М. Сервантес
1
8.6.
Ф. Шиллер
2
8.7
Экзюпири
2
8.8
Административная работа
1
8.9
М. Твен
2
8.10
Внеклассное чтение.
1
9
Подведение итогов.
1 час
10
Резервные уроки
1 час
Итого:
70

Введение. (1 час)
Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.
Устное народное творчество (3 часа)
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.( 1 час)Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. (1 час)Р/р Ответ на вопрос (устно) «В чем красота и мудрость русских обрядов?»( 1 час)
Древнерусская литература (1 час)

Оцените статью
Добавить комментарий