Рабочая программа педагога

  • От :
  • Категории : Без рубрики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.ТРАКТОРНЫЙ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано» Руководитель МО _____________/С.В.Савин/ Протокол № ___ от «__» ____________20 ___г. «Согласовано» Зам.директора по УВР МОУ ООШ п.Тракторный _____________/Т.В.Борисова/ «__»____________20 ___г. «Согласовано» Директор МОУ ООШ п. Тракторный ____________________/Н.Н.Матвеева/ Приказ № ___ от «__»____20 ___г.

^ Борисовой Татьяны Валентиновны, 1 квалификационной категории По биологии для обучающихся 8 класса Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______20 _ г.

2011 — 2012 учебный год

^
(70 часов, 2 часа в неделю) Рабочая программа составлена
авторского коллектива под руководством ^ (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев — М., изд. "Дрофа", 2001 г. — стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:

^ "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2003 год)

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

через систему разнообразных заданий создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО Учебно-тематическое планирование «Человек и его здоровье» 8 класс

п/п

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Форма организации познавательной деятельности

^

Контроль

Творчес-тво

1 2 3 4 5 6 7 8
1. Введение. Науки о человеке, их значение. урок изучения нового материала вводная лекция фронтальная репродуктивный
^
2. Части и полости тела. Уровни организации организма. клетка урок-актуализация тематическая лекция фронтальная репродуктивный устный: текущий сообщения об ученых-физиологах и анатомах
3. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения устный: текущий
4. Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. урок обобщения и систематизации знаний беседа парная объяснительно- иллюстративный устный: текущий письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»
5 Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга. урок комплекс-ного применения знаний лабораторные ра-боты № 1 и № 2 «получение мигательного рефлексаи его торможение. Просмотр под микроскопом разных видов тканей» парная частично-поисковый письменный: по результатам лаборат. работ
6 Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм. урок изучения нового материала Парная репродуктивный Устный, текущий
Опорно-двигательная система.
7 Компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей. Строение сустава. урок изучения нового материала рассказ фронтальная объяснительно- иллюстративный
8. Строение и состав костей, их форма и функции. Рост костей в длину и толщину. Внутреннее строение костей. урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный устный: текущий тест
9. Основные отделы скелета. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей.. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с учебником индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека»
10.-11 Мышцы, типы мышц; их строение, значение. Основные группы мышц. урок изучения нового материала рассказ парная объяснительно- иллюстративный устный: текущий
12. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Утомление мышц при статической и механической работе. комбинированный урок Беседа лабораторные работы № 3 Определение гибкости позвоночника; местоположение мышц и костей, изучение позвоночника. фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения устный: текущий
13. Предупреждение нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения устный: текущий
14. Развитие опорно-двигательной системы. Распределение физической нагрузки в течение дня. урок комплексного применения знаний парная частично-поисковый письменный: по результатам лаборат. работ
Кровь. Кровообращение.
15 Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Их круговорот и обмен. Состав крови. урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная репродуктивный
16.-17 Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Тканевая совместимость и переливание крови. урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения устный: текущий тест
18. «Строение и работа сердца. ». комбинированный урок рассказ с элементами беседы индивидуальная объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммунитет»
19. «Круги кровообращения Движение лимфы и крови по сосудам». комбинированный урок рассказ с элементами беседы парная метод проблемного обучения устный: текущий
20 Движение крови по сосудам, разность давления в начале и в конце пути. комбинированный урок рассказ с элементами беседы парная метод проблемного обучения устный: текущий
21 Гипертония и гиподинамия, их пичины, изменения пи инфаркте миокарда. Комбинированный урок Рассказ с элементами беседы. Л.р.№4 Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах. парная репродуктивный устный
22 Пульс. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Комбинированный урок Беседа Л.р.№ 5 Измерение пульса на лучевой артерии Парная Репродуктивный
23 Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная репродуктивный Устный текущий
24 «первая помощь при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях». урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником индивидуальная репродуктивный письменный: по результатам заполнения таблицы в тетради сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы
Дыхание.
25 «Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения кроссворд
26 «Газообмен в легких и тканях». Дыхательные движения. Регуляция дыхания». комбинированный урок рассказ индивидуальная репродуктивный. метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»
27. Регуляция дыхательных движений. Функция дыхательного центра продолговатого мозга. урок обобщения и систематизации знаний беседа, самостоятельная работа с учебником индивидуальная репродуктивный письменный: по результатам работы в тетради сообщения о болезнях органов дыхания
28 Болезни органов дыхания. урок комплексного применения знаний Лабораторная работа №6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. парная частично-поисковый письменный: по результатам лабораторных работ
29 Гигиена дыхания. Укрепление органов дыхания. Жизненная емкость легких Комбинированный урок Беседа Л.р.№ 7 Вычисление расчетной ЖЕЛ исходя из возраста и пола индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения Тематический: устный и письменный
30 Первая помощь при поражении органов дыхания. Первая помощь при электротравмах. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Комбинированный урок Беседа Л.р.№ 8 Выявление загрязнения воздуха учебных помещений. Парная Репродуктивный Частично-поисковый письменный: по результатам работы в тетради
Пищеварение.
31 Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Экологическая чистота пищевых продуктов. урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная репродуктивный
32 « Значение пищеварения. Органы пищеварения» урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная объяснительно- иллюстративный, метод проблемного обучения устный: текущий тест
33 «Пищеварение в рото-вой полости и желуд-ке». Строение и функции зубов. урок изучения нового материала Рассказ Л.р.№9 Действие ферментов слюны на крахмал индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищеварения»
34 Пищеварение в кишечнике. Всасывание. «Изменение питательных веществ в кишечнике» первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. урок изучения нового материала рассказ фронтальная метод проблемного обучения устный: текущий
35 «Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Питание и здоровье. комбинированный урок рассказ с элементами беседы фронтальная репродуктивный устный: текущий сообщения о болезнях органов пищеварения
36 Инфекционные заболевания органов пищеварения. Профилактика глистных заболеваний. Правила хранения и использования пищевых продуктов. урок комплексного применения знаний беседа парная частично-поисковый Устный Сан бюллетень
Обмен веществ и энергии.
37 Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста т энергообразования. Обменные процессы в организме. урок изучения нового материала тематическая лекция л.р.№ 10 Примерное определение энергозатрат по числу пульсовых ударов. фронтальная репродуктивный
38 «Нормы питания и их связь с энергетическими тратами организма. урок комплексного применения знаний Беседа Л.р,№ 11 Определение норм питания, составление пищевого рациона. фронтальная метод проблемного обучения устный: текущий Суточное меню
39 «Витамины» урок изучения нового материала Рассказ Л.р. № 12 функциональная проба Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, выявляющая особенности обмена веществ. фронтальная объяснительно- иллюстративный устный: текущий Кроссворд Галерея витаминов
Выделение
40 Значение выделения. Строение и функции почек». урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная объяснительно- иллюстративный тест
41 «Предупреждение заболеваний почек». комбинированный урок рассказ с элементами беседы л.р.№13 Оценка загрязненности воды из талого снега путем определения её прозрачности фронтальная репродуктивный устный: текущий
Кожа.
42 «барьерная роль кожи. Строение и функции кожи». урок изучения нового материала тематическая лекция л.р.№ 14 изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы фронтальная объяснительно- иллюстративный
43 Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Грибковые заболевания. комбинированный урок рассказ с элементами беседы л.р.№15 Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер раб. № 6 «Кожа»
44 «Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Закаливание». комбинированный урок беседа, самостоятельная работа с учебником. Л.р.№ 16 Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки. индивидуальная репродуктивный письменный: по результатам работы с учебником сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи
^
45 «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции». урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная репродуктивный
46 Роль вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции в адаптации организма к новым условиям и нагрузкам. урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения устный: текущий
47 «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма». урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения тематический: устный и письменный
Нервная система.
48 «Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система» урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная репродуктивный
49 Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга; центральный канал. Значение спинного мозга. урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный устный: текущий
50 «Головной мозг. Отделы головного мозга. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. комбинированный урок рассказ с элементами беседы л.р.№ 17 штриховое раздражение кожи индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 7 «Большие полушария головного мозга» кроссворд
^
51 Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов. урок обобщения и систематизации знаний беседа индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 8 «Головной мозг»
52 «Орган зрения. Зрительный анализатор». урок изучения нового материала тематическая лекция л.р.№ 18 Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна фронтальная объяснительно- иллюстративный устный: текущий
53 «Заболевания и повреждения глаз. Близорукость и дальнозоркость». комбинированный урок рассказ с элементами беседы фронтальная репродуктивный устный: текущий сообщение о заболеваниях глаз
54 «Органы слуха и равновесия. Их анализаторы». урок изучения нового материала Рассказ Л.р.№ 19 Определение остроты слуха фронтальная объяснительно- иллюстративный устный: текущий
55 «Органы осязания, обоняния и вкуса». комбинированный урок рассказ, самостоятельная работа с учебником л.р.№ 20 Определение чу4вствительности тыльной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти. индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха»
Поведение и психика.
56 «Врожденные и приобретенные формы поведения». урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный
57 «Закономерности работы головного мозга». урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный, метод проблемного обучения устный: текущий
58 «Биологические ритмы. Сон и его значение». урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный устный: текущий Составление биоритма
59 «Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции». комбинированный урок рассказ с элементами беседы, психологические тесты парная репродуктивный устный: текущий
59 Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. комбинированный урок рассказ с элементами беседы, психологические тесты парная репродуктивный устный: текущий
60 Личность и её особенности. Кем быть? комбинированный урок рассказ с элементами беседы индивидуальная репродуктивный письменный: провер. раб. № 10 «Высшая нервная деятельность»
61 Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность». контрольный урок зачет индивидуальная репродуктивный, метод проблемного обучения тематический: устный и письменный тест
Индивидуальное развитие организма.
62 Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. урок изучения нового материала видео-урок индивидуальная репродуктивный
63 Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Планирование семьи. урок изучения нового материала тематическая лекция фронтальная репродуктивный устный: текущий
64 Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Роды. урок изучения нового материала рассказ фронтальная репродуктивный устный: текущий
65 Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Биологический и календарный возраст. комбинированный урок мини-конференция индивидуальная метод проблемного обучения устный: по результатам выступления на мини-конференции сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков
66 Наследственные и врожденные заболевания. Венерические болезни. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на различные органы. урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная репродуктивный устный: текущий
67 «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах. контрольный урок игра парная репродуктивный устный
68 Итоговое повторение. урок обобщения и систематизации знаний беседа фронтальная метод проблемного обучения устный: по итогам участия в беседе

Резерв – 2 часа.

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

^

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторные работы:

  1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

^

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …