Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии

МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по биологии в 8 классе.
Составитель: Учитель биологии Горбунова Г.И. Сосновка 2012 — Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Программы по биологии созданная под руководством В.В.Пасечника / автор состовитель Г.М.Пальдяева — М.: Дрофа, 2009) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 68 часов). Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: 1.освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; 2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения биологии. ученик должен знать/понимать -признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; -сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,; -особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь : -объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; — родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; — -зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; -причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; —рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; -оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; -проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Распределение часов программы по темам.
Тема.
Кол- во часов.
Лабораторная работа.
1.введение
1
2. Происхождение человека.
4
3. Общий обзор организма
1.
4.Клеточное строение организма.
3.
2
5.Рефлекторная регуляция органов и систем организма.
1.
6. Опорно — двигательная система.
7
4.
7. Внутренняя среда организма.
3
1.
8. Кровеносная и лимфатическая системы организма
7
5
9. Дыхательная система.
6
1.
10. Пищеварительная система.
6
1.
11. Обмен веществ и энергии.
3.
2.
12. Выделительная система.
1
13.Кожа и теплорегуляция.
3
14.Нервная система человека.
5.
2.
15. Анализаторы.
5
1.
16. Железы внутренней секреции.
2
17. Индивидуальное развитие организма.
5
18. Высшая нервная деятельность
5.
2
Всего часов
68
21
Календарно – тематическое планирование к программе по темам.
дата
№ урока
Тема урока
лабораторная работа
примечание
1.
Введение ( 1час ) Науки , изучающие организм человека: анатомия, физиология, Психология и гигиена.

2.
Становление наук о человеке.
3.
Систематическое положение человека.
4.
Историческое прошлое людей.
5.
Расы человека.

Общий обзор организма ( 1 час ).
6.
Уровни организации . Структура тела. Органы и системы органов.

7.
Клеточное строение организма. Л.Р.»Рассматривание клеток и тканей под микроскопом
№1..
8.
Ткани.
9.
Нервная ткань. Л.Р. « Рассматривание нервной ткани под микроскопом»
№2..
Рефлекторная регуляция органов и систем организма ( 1 час )
10.
Рефлекторная регуляция.

11.
Значение опорно- двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л.р.»Микроскопическое строение кости».
№3.
12.
Скелет человека. Осевой скелет.
13.
Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет.
14.
Строение мышц. Л.Р. « Мышцы человеческого тела»
№4.
15.
Работа скелетных мышц и их регуляция . Л.Р.» Утомление при статистической работе».
№5.
16.
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. « Осанка и плоскостопие».
№6.
17.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.
Внутренняя среда организма ( 3 часа).
18.
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.Р. « Микроскопическое строение эритроцитов человека и лягушки».
№ 7.
19.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
20.
Иммунология на службе здоровья.
Кровеносная и лимфатическая системы организма ( 6 часов ).
21.
Транспортные системы организма.
22.
Круги кровообращения. Л.Р. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л.Р. . « Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
№ 8. №9.
23.
Строение и работа сердца.
24.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Л.Р. « Изменение скорости кровотока сосудов ногтевого ложе». Л.Р. « Подсчет пульса в разных условиях «.
№10. №11..
25.
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.Р. «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».
№12.
26.
Первая помощь при кровообращениях.
27.
Обобщающий урок по теме : « кровь и кровообращение».
).
28.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
29.
Легкие . Легочное тканевое дыхание.
30.
Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
31.
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Л.Р. « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Л.Р. «Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе «.
№ 13.. №14
32.
Обобщающий урок по теме : « дыхательная система «.
33.
Урок зачет по теме : « кровь и кровообращение» , « дыхательная система «.

34.
Питание и пищеварение.
35.
Пищеварение в ротовой полости. Л.Р. «Действие слюны на крахмал.»
№ 15.»
36.
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.
37.
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.
38.
Регуляция пищеварения.
39.
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечной инфекции.
).
40.
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.
41.
Витамины.
42.
Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л.Р. «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
№ 16 № 17
Выделение (1 час ).
43.
Выделение.

44.
Кожа- наружный покровный орган.
45.
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.
46.
Терморегуляция организма. Закаливание.

47.
Значение нервной системы.
48.
Строение нервной системы. Спиной мозг.
49.
Строение головного мозга и его функции. Л.Р. « Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
№ 18
50.
Функции переднего мозга.
51.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Л.Р. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
№ 19

52.
Анализаторы.
53.
Зрительный анализатор. Л.Р. « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».
№ 20 .
54.
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
55.
Слуховой анализатор.
56.
Органы равновесия , кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

57.
Роль эндокринной секреции.
58.
Функции желез внутренней секреции.

59.
Размножение в органическом мире.
60.
Беременность . Развитие зародыша и плода.
61.
Развитие человека после рождения.
62.
Наследственные и врожденные заболевания.
63.
Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков.

64.
Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.
65.
Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. «Вработка навыка зеркального письма».
№ 21
66.
Сон и сновидение.
67.
Речь и сознание.
68.
Воля, эмоции, внимание. Л.Р. «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в
№22
Литература. Список дополнительной литературы для учителя: 1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000 2.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991 3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. — М. Акварель, 1998. 4.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. — М.: Мнемозина, 1998 5.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир, 6.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995 7.«Открытая биология» — СД-диск компании «Физикон» Список дополнительной литературы для учащихся: 1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986 2.Журнал «Биология для школьников». 3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
4.Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
Добавить документ в свой блог или на сайт Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий