Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии

  • От :
  • Категории : Без рубрики
МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по биологии в 8 классе.

Составитель: Учитель биологии Горбунова Г.И. Сосновка 2012 — Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Программы по биологии созданная под руководством В.В.Пасечника / автор состовитель Г.М.Пальдяева — М.: Дрофа, 2009) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 68 часов). Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: 1.освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; 2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения биологии. ученик должен знать/понимать -признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; -сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,; -особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь : -объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; — родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; — -зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; -причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; —рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; -оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; -проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Распределение часов программы по темам.

Тема. Кол- во часов. Лабораторная работа.
1.введение 1
2. Происхождение человека. 4
3. Общий обзор организма 1.
4.Клеточное строение организма. 3. 2
5.Рефлекторная регуляция органов и систем организма. 1.
6. Опорно — двигательная система. 7 4.
7. Внутренняя среда организма. 3 1.
8. Кровеносная и лимфатическая системы организма 7 5
9. Дыхательная система. 6 1.
10. Пищеварительная система. 6 1.
11. Обмен веществ и энергии. 3. 2.
12. Выделительная система. 1
13.Кожа и теплорегуляция. 3
14.Нервная система человека. 5. 2.
15. Анализаторы. 5 1.
16. Железы внутренней секреции. 2
17. Индивидуальное развитие организма. 5
18. Высшая нервная деятельность 5. 2
Всего часов 68 21

Календарно – тематическое планирование к программе по темам.

дата № урока Тема урока лабораторная работа примечание
1. Введение ( 1час ) Науки , изучающие организм человека: анатомия, физиология, Психология и гигиена.
^
2. Становление наук о человеке.
3. Систематическое положение человека.
4. Историческое прошлое людей.
5. Расы человека.
^
Общий обзор организма ( 1 час ).
6. Уровни организации . Структура тела. Органы и системы органов.
^
7. Клеточное строение организма. Л.Р.»Рассматривание клеток и тканей под микроскопом №1..
8. Ткани.
9. Нервная ткань. Л.Р. « Рассматривание нервной ткани под микроскопом» №2..
Рефлекторная регуляция органов и систем организма ( 1 час )
10. Рефлекторная регуляция.
^
11. Значение опорно- двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л.р.»Микроскопическое строение кости». №3.
12. Скелет человека. Осевой скелет.
13. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет.
14. Строение мышц. Л.Р. « Мышцы человеческого тела» №4.
15. Работа скелетных мышц и их регуляция . Л.Р.» Утомление при статистической работе». №5.
16. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. « Осанка и плоскостопие». №6.
17. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.
Внутренняя среда организма ( 3 часа).
18. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.Р. « Микроскопическое строение эритроцитов человека и лягушки». № 7.
19. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
20. Иммунология на службе здоровья.
Кровеносная и лимфатическая системы организма ( 6 часов ).
21. Транспортные системы организма.
22. Круги кровообращения. Л.Р. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л.Р. . « Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». № 8. №9.
23. Строение и работа сердца.
24. Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Л.Р. « Изменение скорости кровотока сосудов ногтевого ложе». Л.Р. « Подсчет пульса в разных условиях «. №10. №11..
25. Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.Р. «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку». №12.
26. Первая помощь при кровообращениях.
27. Обобщающий урок по теме : « кровь и кровообращение».
^ ).
28. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
29. Легкие . Легочное тканевое дыхание.
30. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
31. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Л.Р. « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Л.Р. «Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе «. № 13.. №14
32. Обобщающий урок по теме : « дыхательная система «.
33. Урок зачет по теме : « кровь и кровообращение» , « дыхательная система «.
^
34. Питание и пищеварение.
35. Пищеварение в ротовой полости. Л.Р. «Действие слюны на крахмал.» № 15.»
36. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.
37. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.
38. Регуляция пищеварения.
39. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечной инфекции.
^ ).
40. Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.
41. Витамины.
42. Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л.Р. «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». № 16 № 17
Выделение (1 час ).
43. Выделение.
^
44. Кожа- наружный покровный орган.
45. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.
46. Терморегуляция организма. Закаливание.
^
47. Значение нервной системы.
48. Строение нервной системы. Спиной мозг.
49. Строение головного мозга и его функции. Л.Р. « Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». № 18
50. Функции переднего мозга.
51. Соматический и автономный отделы нервной системы. Л.Р. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». № 19
^
52. Анализаторы.
53. Зрительный анализатор. Л.Р. « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». № 20 .
54. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
55. Слуховой анализатор.
56. Органы равновесия , кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
^
57. Роль эндокринной секреции.
58. Функции желез внутренней секреции.
^
59. Размножение в органическом мире.
60. Беременность . Развитие зародыша и плода.
61. Развитие человека после рождения.
62. Наследственные и врожденные заболевания.
63. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков.
^
64. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.
65. Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. «Вработка навыка зеркального письма». № 21
66. Сон и сновидение.
67. Речь и сознание.
68. Воля, эмоции, внимание. Л.Р. «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в №22

Литература. Список дополнительной литературы для учителя: 1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000 2.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991 3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. — М. Акварель, 1998. 4.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. — М.: Мнемозина, 1998 5.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир, 6.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995 7.«Открытая биология» — СД-диск компании «Физикон» Список дополнительной литературы для учащихся: 1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986 2.Журнал «Биология для школьников». 3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

4.Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Добавить документ в свой блог или на сайт Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …