Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.

  • От :
  • Категории : Без рубрики
1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника — М.: Дрофа, 2010. При составлении рабочей программы также учитывались нормативные документы (ОБУП)- областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений области (приказ управления образования и науки Белгородской области от 26..04.2006 г. № 656). Согласно которому на ступени основного общего образования,следует обратить особое внимание реализации краеведческой направленности в регионе. В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль « Биологическое краеведение» — 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма о преподавании биологии в образовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году.) Автор составитель программы Г.М.Пальдяева 2010.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю , 0.5 часа – региональный компонент. Всего соответственно на уроки биологии в 6 классе отведено 1.5 часа в неделю, 52 в год. Первое полугодие -1 час в неделю, второе полугодие- 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

Цели программы:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма.
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде
  6. усиление краеведческой направленности курса биологии, через реализацию программы модуля «Биологическое кпаеведение»

^ Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях на примере • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, изме­рение, опыт, эксперимент, моделирование и др.); • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи; • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгорит­мов; • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или несколь­ким предложениям, основаниям, критериям; • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание ре­зультатов этих работ; • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различ­ных творческих работ, участие в проектной деятельности; • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности; • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. УМК: Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечника В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

^

  • в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требования к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 1 час. Темы «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.
  • при изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».
  • Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).

^ Развитие растительного мира» —1 час, так как эта тема присутствует в государственном стандарте основного общего образования от выпускника. Данная рабочая программа предназначена для 6 «А», «Б» и «В». В данных классах учатся ребята с разными уровнями обучаемости. В данных классах выделяются 3 уровня обучаемости. 1 репродуктивный – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму 2 уровень высокий прикладной — дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации 3 уровень наиболее высокий творческий – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умений проектировать новые способы решения. Большинство учащихся относятся к второму уровню обучаемости, поэтому одной из ведущих форм работы является групповая форма работы по ТОГИС- технологии, которая позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение. Для учащихся каждого уровня обучаемости разработаны задания минимального, общего и творческого (продвинутого) уровней. Согласно решению РМО проведение краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология осуществляется отдельным блоком. В течение года запланировано 6 лабораторных и 10 практических работ.

^

№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы» №2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом №3« Изучение строения цветка» №4« Ознакомление с различными видами соцветий» №5« Ознакомление с сухими и сочными плодами» №6 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

^

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека.
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;

Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.

^

Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.

урока Наименование раздела и тем Часы учебного времени ^

факт

Опорные средства

обучения

Повторение
1

^

Биология – наука о живой природе Царства живой природы. Связь организмов со средой обитания. Влияние человека на природу, её охрана. Взаимосвязь организмов в природе

1 Таблицы: строение растительной, животной клетки. Царства природы. Ведение фенологического дневника. Тема: Организмы: что это такое? п.34-35- 5 класс.
2 ^ Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

1 Микроскоп, лупы, готовые микропрепараты. Тема: Организмы: что это такое? П. 36- 5 класс.
3 Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды

Лабораторная работа2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

1 Микроскоп, таблица строение растительной клетки, демонстрация готовых микропрепаратов. Тема: Организмы: что это такое? П. 37- 5 класс.
4 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки) Понятие ткань. 1 Готовые микропрепараты, лабораторное оборудование для выполнения л/р. Тема: Признаки растений, п. 38- 5 класс
5 ^ Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнеде­ятельность бактерий. Размножение бакте­рий. Разнообразие бактерий, их распрост­ранение в природе 1 Табл. «Бактерии» Тема: Грибы-растения ли это? П.44-45 5 класс.
6 Грибы. Общая характеристика, грибов их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. (Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравлений грибами. ) Роль грибов в природе и жизни человека 1 Табл. Грибы; готовые микропрепараты, фотографии, презентация по теме.
7 Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты 1 . Табл. Грибы; готовые микропрепараты, презентация по теме.
8 Лишайники, их строение, раз­нообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. 1 . Таблица по теме: Лишайники. Презентация по теме. Коллекция лишайников. Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40 5 класс.
9 ^ Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Ох­рана растений 1 . Таблицы. По теме. Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40 5 класс.
10 Водоросли. Многообразие водорослей. Среда оби­тания водорослей. Строение одноклеточных и мно­гоклеточных водорослей. Роль водорослей в приро­де и жизни человека, охрана водорослей 1 Таблицы и презентация по теме. Гербарии с различными водорослями.
11 Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, мно­гообразие, среда обитания и роль в природе и жиз­ни человека, их охрана 1 Таблицы и презентация по теме.
12 Голосеменные, их строение и разнообразие. Сре­да обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. 1 Таблицы и презентация по теме. Коллекция голосеменных.
13 Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в приро­де и жизни человека. 1 Таблицы и презентация по теме. Гербарий покрытосеменных.
14 Обобщение: Клеточное строение организмов. Царство Растения. Царства Бактерии и Грибы 1 .
15 ^ Строение семян однодольных и двудольных растений 1 . Таблицы и презентация по теме. Коллекция семян. Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.
16 Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. 1 . Таблицы и презентация по теме. Гербарий растений с различным типом корневых систем.
17 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега 1 Таблицы и презентация по теме. Коллекция побегов.
18 Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. 1 Таблицы и презентация по теме. Гербарий по теме.
19 Многообразие стеблей. Видоиз­менение побегов. Строение стеблей. Рост стебля в толщину 1 . Таблицы и презентация по теме. Гербарий по теме. Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.
20 Цветок и его строение.

Л/Р 3: « Изучение строения цветка»

1 Таблицы и презентация по теме. Коллекция цветков.
21 Соцветия. Л/Р 4: « Ознакомление с различными видами соцветий» 1 Таблицы и презентация по теме. Коллекция разных типов соцветий.
22 Плоды и их классификация.

Л/Р 5: « Ознакомление с сухими и сочными плодами»

1 Таблицы и презентация по теме. Коллекция разных типов плодов. Тема: Признаки растений п. 38- 5 класс.
23 ^ Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное пита­ние растений. 1 Таблицы и презентация по теме. Результаты опытов, заложенных ранее.
24 Минеральное и воздушное пита­ние растений. Передвижение воды и питательных веществ 1 Таблицы по теме. Комнатные растения.
25 Фотосинтез, дыхание 1 Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта по фотосинтезу.
26 Испарение, листопад 1 Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , доказывающего испарение.
27 Рост растений. Растительный организм как единое целое 1 Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , демонстрирующего рост растений.
28 Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. 1 Таблицы по теме. Комнатные растения. ( для вегетативного размножения)
29 Размножение растений. Размножение споровых растений. 1 Таблицы по теме.
30 ^ Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений 1 Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
31 Класс двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых. 1 Демонстрация живых и
гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
32 Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных 1 Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
33 Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков 1 Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов .
34 ^ Основные экологические факто­ры и их влияние на растения. Характе­ристика основных экологических групп растений. (Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека).

Лаб. Раб. 6:«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

1 Таблицы и презентация по теме. Гербарии растений различных экологических групп.
35

Развитие растительного мира-

1 час

Многообразие растений. И их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы эволюции растений

1 Таблицы и презентация по теме.
36 Обобщение: Покрытосеменные растения, классы и основные семейства, роль в природе и жизни человека 1 Тест часть АВС
37

Модуль « Биологическое краеведение»

Теоретический блок- 6 часов

Тема 1. Распространение живых организмов на территории Белгородской области-2 часа

Растения и животные территории проживания

1 Рисунки представителей растений и животных Белгородской области Лишайники П. 13 (6 кл.)
38 Представители растений, животных природной зоны территории проживания и их приуроченность к ней 1 Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области Мхи П. 14 (6 кл.)
39

^

Живые организмы, занесённые в Красную книгу Белгородской области и обитающие на территории проживания.

1 Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области Плауны, хвощи, папоротники. П. 15 (6 кл.)
40 Лекарственные растения Белгородской области, произрастание на территории проживания. 1 Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области Голосеменные. П. 16 (6 кл.)
41 ^ Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. 1 Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области Покрытосеменные. П. 17 (6 кл.)
42 Памятники природы, национальные парки и заповедники Белгородской области. 1 Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области Строение семян. П. 18 (6 кл.)
43 ^ Методы полевых исследований 1 Справочный материал Виды корней. Зоны корня. Видоизменения корней. П. 19-21 (6 кл
44 Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания 1 . Справочный материал Побег и почки П. 22 (6 кл.)
45 Методы полевых исследований 1 Справочный материал Внешнее и внутреннее строение листа. П. 23,24 (6 кл.)
46 Описание и определение животных, обитающих на территории проживания 1 Справочный материал Видоизменения листьев. П. 19-21 (6 кл.)
47 Описание памятников природы, национальных парков Белгородской области. 1 Справочный материал Строение стебля. Видоизменения побегов. П. 26, 27 (6 кл
48 Описание заповедников Белгородской области 1 Справочный материал Цветок, соцветия. П. 28,29 (6 кл.) Справочный материал
49 Возможно, ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ 1 Справочный материал Плоды. Распространение 1плодов. П. 30,31 (6 кл.
50 Влияние сельскохозяйственной деятельности на природные сообщества 1 Справочный материал Фотосинтез. П. 34 (6 кл.)
51 Что мы знаем об экологических проблемах нашей области 1 Справочный материал
52 Итоговое занятие. 1 Итоговое тестирование.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …