Рабочая программа по биологии 9 класс

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано Утверждено методическим объединением приказом директора учителей________________ МБОУ « Коношеозерская СОШ» ____________________ №____от «_ ___»______2013г. Протокол № ___от «_____» __________201 3г.

Рабочая программа по биологии

9 класс

(основное общее образование)

201 3-201 4 учебный год

Составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии

^

Составитель программы:

Шалегина С.Ф.

п Коноша

2013г

1

^

Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования

^

овладение учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; -формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; -гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; — установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле; — подготовка школьников к практической деятельности и профессиональной направленности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

^

  • изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
  • -развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
  • воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
  • применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.

^

пояснительная записка

-учебно – тематический план -содержание тем учебного курса — требования к уровню подготовки обучающихся -календарно – тематическое планирование -перечень учебно – методического обеспечения -контрольно – измерительные материалы.

^

Данная рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии для 5 -11 классов под редакцией В.В. Пасечника.

^

В данную программу введен региональный компонент, материал которого изучается на отдельных темах курса..Введение регионального компонента позволяет обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, в том числе и экологическую. Использование материалов регионального характера расширит и дополнит содержание школьного курса биологии конкретными фактическими материалами о природных комплексах Архангельской области, что позволит развивать биоцентрическое мышление.

^ 3

Данная программа по биологии 9 класса рассчитана на срок — один учебный год, а именно: с 1 сентября 2013года по 31 мая 2014 года.

^

В планировании предусматриваются разнообразные методы и формы работы : ле кции, беседы, наблюдения, эксперименты, лабораторные работы; проведение тестов, зачетов, контрольных работ, и т д.

^

Рабочая программа может быть успешно реализована при соблюдении следующих условий: — наличие УМК, соответствующего ФГОС, примерной и авторской программе по учебному предмету, -проведение запланированного количества уроков в установленных объемах-100% -наличие дополнительного оборудования: Средства на печатной основе ( демонстрационные печатные таблицы, дида ктический материал), муляжи, модели, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, приборы и лабораторное оборудование, технические средства обучения и др.

^

-устные ответы . зачетно – обобщающие уроки, лабораторные работы, тематические сообщения, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты.

^

Данный УМК и авторская программа В.В. Пасечника по биологии была выбрана на заседании районного методического объединения учителей биологии.

Учебно – тематический план

по биологии.

Класс -9

Учитель : Шалегина С.Ф. Количество часов: Всего- 68, в неделю -2часа лабораторных работ-5 Контрольных работ -2, тестов – 3,лабораторные работы, тесты и темы регионального компонента не рассчитаны на академический час, поэтому не вычитаются из общего количества уроков. Планирование составлено на основе авторской программы В.В.Пасечника. Учебник Каменский А.А, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.М:- Дрофа, 2010г

Название темы Количество часов Практические виды занятий,включенные в содержание разделов и тем в соответствии с примерной программой Реализация регионального компонента
Лабораторные работы Контрольные работы тесты
Введение 3
1 Молекулярный уровень 9 л/р1 тест
2 Клеточный уровень 14 л/р1 тест
3 Организменный уровень 14 л/р1 к/р №1
4 Популяционно – видовой уровень 3 л/р1
5 Экосистемный уровень 4 Основные экосистемы области. Агроклиматическая характеристика нашей области. Экологические сукцессии в области.
6 Биосферный уровекнь 5 тест Охрана природы в Архангельской области.
7 Основы учения об эволюции 7 л/р -1
8 Возникновение и развитие жизни на Земле. 7 к/р №2
9 Повторение 2
ИТОГО : 68 л/р -5 к/р -2 Тестов-3

^ Введение ( 3 часа) Биология как наука и методы ее исследования. Понятие « жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы ( белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды ). Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы. Вирусы. ^ : 1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Тема 2 Клеточный уровень ( 14 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка –структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, хромосомный набор клетки. ЭПС, Рибосомы, Комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр. Органоиды движения. Функции органоидов. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот, растительных и животных клеток. Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез и хемосинтез Рост, развитие и жизненные циклы клетки. Общие понятия о делении клетки ( митоз, мейоз).

^ : 1.Расщепление пероксида водорода с помощью фермента каталазы. 2. Рассматривание клеток растений и животных. Демонстрация модели клетки , микропрепаратов митоза в клетках корешках лука , хромосом; модели – аппликации, иллюстрирующих деление клеток.

^ Бесполое и половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Демонстрация микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида.

^ : 3. Выявление изменчивости организмов

Тема 4. Популяционно – видовой уровень ( 3 часа)

Вид. Критерии вида. Популяция –форма существования вида и единица эволюции. Биологическая классификация. Экология как наука. Экологические факторы. Лабораторные работы : 4. Изучение морфологического критерия вида. Демонстрация гербария, коллекции живых растений и животных

^ Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Саморазвитие экосистем. Основные экосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика нашей области. Экологические сукцессии в области.

^

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Охрана природы в Архангельской области. Демонстрация моделей – аппликаций « биосфера и человек».

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Лабораторные работы.5. Приспособленность организмов к среде обитания.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность.

^ Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое .Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, людей. Повторение ( 2 часа)

^

В результате изучения предмета учащиеся должны:
Называть:

  • общие признаки живых организмов;
  • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
  • причины и результаты эволюции.

Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;
  • природных и искусственных сообществ;
  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.

Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
  • вирусы как неклеточные формы жизни;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;
  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

^

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа, 2005. В.В.Пасечник. Пособие для учителя.- М: Дрофа, 2006г.

  1. Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  4. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
  6. Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука
  7. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  8. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009

^ л/р №1. Расщепление пероксида водорода каталазой №2 Рассматривание клеток растений и животных. л/р №3. Выявление изменчивости организмов. л/р №4. Изучение морфологического критерия вида. л/р № 5 .Приспособленность организмов к среде обитания.

2. Контрольных работ -2:

к/р №1 по теме « Организменный уровень»

кр № 2 по теме «Основы учения об эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле».

3.тестов — 3

По темам : «Молекулярный уровень» « Клеточный уровень» « Популяционно – видовой, экосистемный, биосферный уровень»

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …