Рабочая программа по географии основное общее образование, 9 «А», «Б», классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 3
«Рассмотрена»Рассмотрена Протокол заседания ШМО учителей истории и обществознанияот «28» 08.2014г. № 1Руководитель ШМО_____ /Л.А.Костенко/
Рекомендована
к утверждениюпедагогическим советом школыот «29» августа 2014г.№14
«Утверждаю»Директор МБОУ Матвеево-Курганской СОШ № 3Приказ от «29» августа 2014г. №207_______/А.В. Рудковская/

по географии
основное общее образование, 9 «А», «Б», классы
Количество часов 68
Учитель Гончарова Наталья Николаевна
2014 — 2015 учебный год
Пояснительная записка к программе за 9 класс.Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
Программой для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.
Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3.
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
Учебного плана образовательного учреждения МБОУ Матвеево-Курганскойсош №3 на 2014/2015 учебный год, принятый педагогическим советом от 30.05.14 №7, утвержденный приказом директора школы №3 от 30.05.14г. №144
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Матвеево-Курганскойсош №3, принятого на педагогическом совете от 15 августа 2014г №13.
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводится 2 – учебных часа в неделю, для обязательного изучения учебного предмета «География. Россия. Население и хозяйство». Данная рабочая программа рассчитана на 68- часовой курс (2 часа в неделю) по программно методическим материалам « Программы для общеобразовательных учреждений. География»; изд-во «Дрофа», Москва, 2009 г. Курс ориентирован на Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии в его базовом уровне, продолжает линию учебников по географии для 6-9 классов основной школы.Структура программы соответствует структуре учебника «География. Россия. Население и хозяйство» под редакцией А.И. Алексеева. ( Издательство «Дрофа» 2007-2009гг.).Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач. Она направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. В 9 классе изучается 2 часть курса «География России»- «Хозяйство и географические районы», которая состоит из 2-х разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». Содержание программы включает ряд новых подходов. При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенностей; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с общемировыми показателями, другими странами и регионами.Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам.При изучении тем курса предусмотрена тесная связь с краеведческим материалом, а также обобщающие уроки, работе с мультимедиа, с применением новых педагогических технологий, а также практические работы.Темы практических работ вынесены в отдельный каталог.Тематика практических 9 класс по курсу « География. Россия. Хозяйство и географические районы» составлена на основе программ авторов: А.И. Алексеева, Э.В. Кима, Г. Я. Лисенкова, В.И.Сиротина, И.В. Душиной, а также на основании протокола № 1 от 26.08.2011 года о методических рекомендациях по проведению оценочных практических работ по географии в 6-11 классах по РМС (районному методическому совету).

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего воз- раста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно — исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
Метапредметные результаты.
Учащийся 5- 9 класса должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой и сложный план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников;
выявлять причинно — следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
давать характеристику географических объектов;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
создавать презентационные материалы.
Учащийся 8- 9 класса должен уметь:
планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно — следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;
составлять качественное и количественное описание объекта;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;
создавать презентации;
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно — коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно — коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя изучебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты:
Учащийся 9 класса должен уметь:
объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций»,
«транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера ус
луг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;
уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;
называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов; объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны; называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;
объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;
объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;
объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;
называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;
объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;
приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;
объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;
приводить примеры современных видов связи;
сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;
объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда. Объяснять значение понятий: «экономико — и политико — географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально — хозяйственные связи»,
«уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;
читать и анализировать комплексные карты географических районов;
составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;
отбирать необходимые источники информации для работы;
выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;
перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;
перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;
объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;
называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;
объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района;
объяснять хозяйственные различия внутри района;
определять показатель специализации по статистическим данным;
сопоставлять показатели специализации географических районов;
называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;
называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;
объяснять природные и социально — экономические особенности географических районов европейской части России;
называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;
объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;
приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;
объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;
объяснять роль России в мировой экономике и политике,приводить примеры;
оценивать современное состояние и перспективы социально — экономического развития России.
Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо — и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

9 класс(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2 ч резервное время)
№п/п Основные блоки программы.
1 Введение. 1
2 Хозяйство России. 20
3 Районы России. 39
4 Россия в мире. 3
Региональный компонент 4
Резерв 1 ч.
Введение. 1ч
Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.
^

Оцените статью
Добавить комментарий