Рабочая программа по географии 6 класс на 2011-2012 учебный год

  • От :
  • Категории : Без рубрики

МОУ «Новосолдатская средняя школа»Рабочая программапо географии 6 классна 2011-2012 учебный годучитель: Алпатова Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования и призвана сохранить традиции классического учебного предмета, и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы.
Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения п хозяйства разных территорий: о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающий среде, путях ее сохранения и рационального использования;• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международною общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных: применять географические (напия для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов:• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельною приобретения новых знаний;• воспитание любви к своей местности, своему peгиону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умении в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории: самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
^
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
^
В результате изучении географии ученик должен знать/понимать
• основные географические понятия и термины: различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность:• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территории и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации: особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов:• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры но сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделишь, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений:
• находишь в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, петров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших peгионов и стран мира;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек: географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы: представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание программы.
^
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.План местности. ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.Географическая карта – особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значесние каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации.Практические работы:Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.Чтение карты: определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте.Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане. Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.Составление характеристики карты, чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов.
^
Земля – планета Солнечной системы. Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; её ближайшие соседи. Луна – спутник Земли; их взаимодействие.Форма и размеры Земли. Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.Литосфера – твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.Рельеф земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, её последствия.Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле.Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим реки. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности.Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере; их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.Биосфера Земли. Разнообразие животного и растительного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. природно-антропогенное равновесие; пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. наблюдение за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойств почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы.
Составление и объяснение схем: а) «Рельеф дна Мирового океана», б) «Строение атмосферы», в) «Части реки», г) «Различие гор и равнин по высоте» и т.д.Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых.Описание по карте ГП гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на их хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек и других объектов.Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем.Организация наблюдений за погодой.Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.
^
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.УМК: 1. Учебник для 6 класса- Физическая география: — Т.П. Герасимова Г.Ю, Грюнберг, Н.П. Неклюкова.- М: Просвещение, 20102. Поурочные разработки по географии. Н.А. Никитина, -М.: «ВАКО», 2004г.3. Поурочные планы по географии 6 класс. Т.Н. Воробцова, Волгоград- 2004 г.4. Рабочая тетрадь по географии 6 класс. В.И. Сиротин. –М.: Просвещение, 2010 г.5. Атлас
Тематическое планирование
№ п.п
Название темы, раздела.
Кол-вочасов
1.
План и карта
10
2.
Литосфера
6
3.
Гидросфера
8
4.
Атмосфера
8
5.
Население
2
6.
Экология
1
Итого:
35
^
Поурочное планирование по географии 6 класс.
№ п.п
Тема урока
Дата
Примечание
Введение
1.
Что изучает география. Развитие географических знаний о Земле.
П.1-3
2.
План местности и условные знаки. Масштаб плана.
П. 4-5
3.
Съемка местности. Маршрутная и полярная съемка местности.
П. 6, 8
4.
Практическая работа: «Составление плана местности».
П.8
5.
Изображение неровностей земной поверхности.
П.7
6.
Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли.
П. 9
7.
Географическая карта. Градусная сетка.
П. 10-11
8.
Географическая широта.
П. 12
9.
Географическая долгота.
П. 13
10.
Географические координаты. Изображение высот и глубин на карте.
П. 14
Оболочки Земли. Литосфера.
11.
Строение Земли. Движение земной коры.
П. 16, 18
12.
Вулканы, гейзеры, горячие источники.
П. 19
13.
Породы, слагающие земную кору.
П.17
14.
Рельеф Земли. Горы суши.
П. 20
15.
Равнины суши.
П.21
16.
Рельеф дна мирового океана.
П.22
Гидросфера.
17.
Что такое гидросфера. Мировой океан и его части.
П.23-24
18.
Свойства вод Мирового океана.
П.25
19.
Движение вод в океана.
П. 26
20.
Течения в океане. Изучение и охрана вод океана.
П.27-28
21.
Воды суши.
П.29
22.
Реки.
П.30
23.
Озера, их происхождение.
П.31
24.
Ледники. Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.
П.32-33
Атмосфера.
25.
Атмосфера и её строение.
П. 35
26.
Атмосферное давление
П. 38
27.
Температура воздуха. Годовой ход температуры.
П. 36
28.
Ветер. Построение розы ветров.
П. 39
29.
Водяной пар и облака. Атмосферные осадки.
П.40-41
30.
Погода. Климат.
П.42-43
31.
Разнообразие организмов на Земле.
П. 46,48
32.
Воздействие организмов на земные оболочки.
П. 49
Население Земли.
33.
Человечество – единый биологический вид. Численность населения.
П.51-53
34.
Человек – часть биосферы. Стихийные природные явления.
П.54
35.
Урок — экскурсия
^
Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно — методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
^
Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.Общая характеристика учебного предмета:Краеведение — всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района, области; природные, климатические условия и т.д.Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.Краеведение, как предмет — одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.Программа курса рассчитана на учащихся 6 –х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – родное село (деревня), поселок, семья и природа, окружающая школьников.В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История населенного пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятелньости(изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.
^
Изучение краеведения в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.
Задачи:
1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
^
Районный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VI классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю
^
№ п.п.
Тема урока
Тип урока
Дата
План и карта
1.
План местности. определение направлений по компасу, местным признакам.
Практикум
2.
Определение расстояний на местности.
Практикум
3.
Движение по азимуту на местности.
Практикум
4.
Глазомерная съёмка с планшетом школьного двора.
Практикум
5.
Определение расстояний, направлений, географических координат объектов на карте области.
Практикум
6.
Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта .
Практикум
7.
Определение по карте России расстояний от своего села до крупных географических объектов с помощью масштаба.
Практикум
Литосфера.
8.
Изучение основных типов почв Черноземья.
9.
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых своей местности.
Практикум
10.
Описание по карте рельефа своей местности.
Практикум
11.
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей местности.
12.
Эколого-ладшафтное земледелие – это будущее нашего края.
Гидросфера.
13.
Характеристика внутренних вод Воронежской области.
14.
Описание реки Девица.
Практикум
15.
Определение по карте направление течения рек своей области, их связь с рельефом.
Практикум
16.
Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего села.
Атмосфера
17.
Характеристика климата своей области
18.
Организация наблюдений за элементами погоды.
19.
Обработка материалов. Построение графика хода температуры воздуха.
Практикум
20.
Составление розы ветров.
Практикум
Природный комплекс
21.
Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности.
22.
Описание природной зоны своей области.
Практикум
23.
Наиболее распространенные животные и растения нашей местности.
Население
24.
История возникновения нашего села
Урок-лекция
25.
О чем говорят названия улиц?
Сообщения учащихся
26.
Быт, нравы, традиции нашего села.
Беседа
27.
Название урочищ, балок, оврагов- топонимические легенды.
Сообщения учащихся
28.
Наше село в годы войны.
Экскурсия в музей
Экология
29.
Охрана природы нашего края.
30.
Ландшафтный памятник нашего села.
31.
Использование природных ресурсов нашего края населением.
Беседа
32.
Изучение и описание ПК «Анашкин лог»
Практикум
33.
Викторина: «Знай и люби свой край»
34.
Обобщающее повторение по курсу
35.
Резервный урок.

МОУ «Новосолдатская средняя школа»Рабочая программапо географии 6 классна 2011-2012 учебный годучитель: Алпатова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования и призвана сохранить традиции классического учебного предмета, и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы.

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения п хозяйства разных территорий: о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающий среде, путях ее сохранения и рационального использования;• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международною общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных: применять географические (напия для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов:• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельною приобретения новых знаний;• воспитание любви к своей местности, своему peгиону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умении в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории: самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

^

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

^

В результате изучении географии ученик должен знать/понимать

• основные географические понятия и термины: различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность:• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территории и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации: особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов:• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры но сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделишь, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений:

находишь в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, петров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших peгионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек: географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы: представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание программы.

^

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.План местности. ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.Географическая карта – особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значесние каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации.Практические работы:Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.Чтение карты: определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте.Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане. Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.Составление характеристики карты, чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов.

^

Земля – планета Солнечной системы. Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; её ближайшие соседи. Луна – спутник Земли; их взаимодействие.Форма и размеры Земли. Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.Литосфера – твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.Рельеф земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, её последствия.Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле.Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим реки. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности.Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере; их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.Биосфера Земли. Разнообразие животного и растительного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. природно-антропогенное равновесие; пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. наблюдение за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойств почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практические работы.

Составление и объяснение схем: а) «Рельеф дна Мирового океана», б) «Строение атмосферы», в) «Части реки», г) «Различие гор и равнин по высоте» и т.д.Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых.Описание по карте ГП гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на их хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек и других объектов.Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем.Организация наблюдений за погодой.Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.

^

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.УМК: 1. Учебник для 6 класса- Физическая география: — Т.П. Герасимова Г.Ю, Грюнберг, Н.П. Неклюкова.- М: Просвещение, 20102. Поурочные разработки по географии. Н.А. Никитина, -М.: «ВАКО», 2004г.3. Поурочные планы по географии 6 класс. Т.Н. Воробцова, Волгоград- 2004 г.4. Рабочая тетрадь по географии 6 класс. В.И. Сиротин. –М.: Просвещение, 2010 г.5. Атлас

Тематическое планирование

№ п.п Название темы, раздела. Кол-вочасов
1. План и карта 10
2. Литосфера 6
3. Гидросфера 8
4. Атмосфера 8
5. Население 2
6. Экология 1
Итого: 35

^

Поурочное планирование по географии 6 класс.

№ п.п Тема урока Дата Примечание
Введение
1. Что изучает география. Развитие географических знаний о Земле. П.1-3
2. План местности и условные знаки. Масштаб плана. П. 4-5
3. Съемка местности. Маршрутная и полярная съемка местности. П. 6, 8
4. Практическая работа: «Составление плана местности». П.8
5. Изображение неровностей земной поверхности. П.7
6. Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли. П. 9
7. Географическая карта. Градусная сетка. П. 10-11
8. Географическая широта. П. 12
9. Географическая долгота. П. 13
10. Географические координаты. Изображение высот и глубин на карте. П. 14
Оболочки Земли. Литосфера.
11. Строение Земли. Движение земной коры. П. 16, 18
12. Вулканы, гейзеры, горячие источники. П. 19
13. Породы, слагающие земную кору. П.17
14. Рельеф Земли. Горы суши. П. 20
15. Равнины суши. П.21
16. Рельеф дна мирового океана. П.22
Гидросфера.
17. Что такое гидросфера. Мировой океан и его части. П.23-24
18. Свойства вод Мирового океана. П.25
19. Движение вод в океана. П. 26
20. Течения в океане. Изучение и охрана вод океана. П.27-28
21. Воды суши. П.29
22. Реки. П.30
23. Озера, их происхождение. П.31
24. Ледники. Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод. П.32-33
Атмосфера.
25. Атмосфера и её строение. П. 35
26. Атмосферное давление П. 38
27. Температура воздуха. Годовой ход температуры. П. 36
28. Ветер. Построение розы ветров. П. 39
29. Водяной пар и облака. Атмосферные осадки. П.40-41
30. Погода. Климат. П.42-43
31. Разнообразие организмов на Земле. П. 46,48
32. Воздействие организмов на земные оболочки. П. 49
Население Земли.
33. Человечество – единый биологический вид. Численность населения. П.51-53
34. Человек – часть биосферы. Стихийные природные явления. П.54
35. Урок — экскурсия

^

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно — методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

^

Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.Общая характеристика учебного предмета:Краеведение — всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района, области; природные, климатические условия и т.д.Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.Краеведение, как предмет — одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.Программа курса рассчитана на учащихся 6 –х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – родное село (деревня), поселок, семья и природа, окружающая школьников.В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История населенного пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятелньости(изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

^

Изучение краеведения в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

Задачи:

1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

^

Районный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VI классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю

^

№ п.п. Тема урока Тип урока Дата
План и карта
1. План местности. определение направлений по компасу, местным признакам. Практикум
2. Определение расстояний на местности. Практикум
3. Движение по азимуту на местности. Практикум
4. Глазомерная съёмка с планшетом школьного двора. Практикум
5. Определение расстояний, направлений, географических координат объектов на карте области. Практикум
6. Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта . Практикум
7. Определение по карте России расстояний от своего села до крупных географических объектов с помощью масштаба. Практикум
Литосфера.
8. Изучение основных типов почв Черноземья.
9. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых своей местности. Практикум
10. Описание по карте рельефа своей местности. Практикум
11. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей местности.
12. Эколого-ладшафтное земледелие – это будущее нашего края.
Гидросфера.
13. Характеристика внутренних вод Воронежской области.
14. Описание реки Девица. Практикум
15. Определение по карте направление течения рек своей области, их связь с рельефом. Практикум
16. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего села.
Атмосфера
17. Характеристика климата своей области
18. Организация наблюдений за элементами погоды.
19. Обработка материалов. Построение графика хода температуры воздуха. Практикум
20. Составление розы ветров. Практикум
Природный комплекс
21. Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности.
22. Описание природной зоны своей области. Практикум
23. Наиболее распространенные животные и растения нашей местности.
Население
24. История возникновения нашего села Урок-лекция
25. О чем говорят названия улиц? Сообщения учащихся
26. Быт, нравы, традиции нашего села. Беседа
27. Название урочищ, балок, оврагов- топонимические легенды. Сообщения учащихся
28. Наше село в годы войны. Экскурсия в музей
Экология
29. Охрана природы нашего края.
30. Ландшафтный памятник нашего села.
31. Использование природных ресурсов нашего края населением. Беседа
32. Изучение и описание ПК «Анашкин лог» Практикум
33. Викторина: «Знай и люби свой край»
34. Обобщающее повторение по курсу
35. Резервный урок.

административно-территориального устройства российской федерации,объектами изучения являются социально-экономическое,примерная программа является ориентиром,основу содержания учебного предмета,пояснительная записка рабочая программа,этапе основного общего образования,структуре национально-регионального компонента,общая характеристика учебного предмета,содержание основного общего образования,предусматривает выделение этапов обучения

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …