Рабочая программа по дисциплине «Культурология»

ГОУ ВПО УГМА РОСЗДРАВА РФМедико – профилактический факультетКафедра философии, биоэтики и культурологииУтверждаю:«02» октября 2008 г.Проректор по учебной работепрофессор Давыдова Н.С.Рабочая программа по дисциплине «Культурология»для специальности: «Фармация»-060108Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и типовой программой по культурологии для студентов высших медицинских и фармакологических учебных заведений ВУНМЦ МЗ РФ 2001 2008 г.Составители: старший преподаватель кафедры философии, биоэтики и культурологии Белоусова Е.В., ассистент кафедры Горшкова С.А.Рецензент: зав. кафедрой истории, экономики и права, д. ист. н., профессор Шапошников Г.Н.Одобрено цикловой методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим наукам 15 апреля 2008 г. Протокол № 3.Председатель комиссии, д.ф.н., профессор ………./Баталов А.А. Дисциплина «Культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данная рабочая программа рассчитана на студентов первого курса и предполагает путем изучения дисциплины «Культурология» расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования. Преподавание культурологии опирается на междисциплинарный подход и вовлекает данные смежных наук — истории, психологии, социологии, философии, антропологии, лингвистики и других.Задачи высшей медицинской школы — готовить не просто высококвалифицированного специалиста-медика, а личность, способную применить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимающую компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни. Время показало, что культурология становится одной из ведущих дисциплин социо-гуманитарного цикла. Культурология как учебный предмет является школой гуманитарного мышления, необходимой для всестороннего развития студента медицинского вуза. Единство философско-теоретического и исторического подходов позволяет увидеть во множестве фактов, явлений и событий целое культуры, понять закономерности ее развития. Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 116 часов (20 часов – лекций, 20 часов — семинарских занятий, 76 часов самостоятельной работы студентов). Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой типовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно – научно – методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ (март 2001 г.) Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведены в соответствии с нормами, утвержденными учебно – методическим управлением УГМА. При выборе тем лекционного курса и семинаров (см. соответствующие разделы программы) составители руководствовались тем, что студенты первого курса имеют только основы знаний по общественным дисциплинам, не имеют навыков учебы в высшей школе. Отсюда — повышенное внимание к контролю и проверочным мерам. В течение всего курса предусмотрены организация дискуссий, постоянные опросы и контрольные работы, в т.ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности.

— Дать представление о предмете и основных проблемах культурологии. — Способствовать подготовке студенческой молодёжи к самостоятельной личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества.- Способствовать пониманию студентами культур разных стран и народов и, на основе этого, вырабатывать в них уважение к другим народам, к людям иных культур.- Выработать у студентов представление о роли и месте культуры России и её народов в культуре человечества, воспитывать в них любовь к отечественной культуре, гордость лучшими её достижениями.- Помочь студентам создать систематизированное представление об основных чертах мировой художественной культуре, её формах и стилях, что позволит им лучше понимать отечественную и мировую культуру.- Обобщить знания студентов по проблемам культуры, полученные ранее и существенно дополнить их .- Расширить кругозор, способствовать развитию художественных вкусов студентов.- Способствовать формированию гуманистических идеалов будущих медиков, основанных на овладении знанием отечественной и мировой культуры.Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:- Дать студентам представление об основных проблемах теории культуры.- Выявить объективные закономерности мирового и национального культурных процессов.- Выяснить генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследования.- Рассмотреть культурные аспекты различных областей общественной жизни.- Выявить особенности культурной жизни разных стран, регионов, исторических эпох, культурно-исторических типов.- Проанализировать тенденции и процессы в современной социокультурной среде.- Рассмотреть конкретно- исторические формы существования культуры на различных этапах человеческой истории и в различных районах мира.- Все культурные процессы, происходящие в России рассматривать в связи и в сравнении с европейским и мировым развитием культуры.В результате изучения дисциплины, студенты должны обладать следующими навыками и умениями:- Иметь представления об основах теориях развития культуры: предмете, важнейших понятиях, структуре, функциях культурологии, а также о главных школах , направлениях и концепциях культурологии. — Иметь представление о генезисе и основных исторических этапах развития мировой культуры- Знать основные периоды развития особенности и конкретные формы проявления культуры России на всём протяжении отечественной истории.- Осознавать место российской культуры в мировом культурном процессе.- Уметь использовать знания, полученные в курсе культурологии для оценки явлений культурной жизни современного общества.- Ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом к культурной, развитой личности.Виды и объем учебной работы.
Документ
Всего часов
Самостоятельная работа
Аудиторная работа в часахВсего Лекций Практическихзанятий
в часах
В часах
ГОС ВПО по специальности 060108 – фармация
116
Учебный план ГОУ ВПО УГМА
116
76
40 20 20
Типовая программа по дисциплине «культурология» 2001 г.
74

74 37 37
Рабочая программа кафедры
116
76
40 20 20
Тематический план лекций.
№№П / п
Тема
Объем в часах
1
Историческое изменение понятий о культуре. Структура, состав и методология современного культурологического знания.
3
2
Культурогенез. Культура и природа. Мифология, её место в культуре. Динамика культуры. Типология социокультурных миров.
3
3
Религия и мораль как источник фундаментальных культурных ценностей и норм.
2
4
Искусство как зеркало культуры. Наука как форма духовно-практического освоения мира. Роль науки и техники в развитии цивилизации.
2
5
Диалог культур. «Восток» и «Запад» как понятия культурологии. Сопоставление восточного и западного типов культур.
2
6
Особенности развития русской культуры. Место и роль России в мировой культуре.
2
7
Культурная картина мира. Семиотика культуры. Межкультурная коммуникация.
2
8
Культура, личность, общество. Понятия социализации и инкультурации. Культура и глобальные проблемы современности.
2
Тематическиий план семинарских занятий.
№№П / п
Тема
Объем в часах
1
Культура как предметообразующая сфера культурологии.
3
2
Культурогенез. Мифология и ее место в культуре. Миф как ядро первобытной культуры.
3
3
Религия как социальный институт культуры. Священные книги как памятники мировой культуры.
2
4
Искусство как язык и зеркало культуры.
2
5
История развития и особенности российской культуры.
2
6
Проблемы и особенности развития современной культуре. Культура постмодернизма.
2
7
Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в истории культуры.
2
8
Культура и общество. Культурные механизмы социализации, инкультурации, идентификации.
2
Самостоятельная работа студентов.по специальности – 060108 – «фармация».
Тема
Количество часов
Форма работы
Отчетность
1. Что такое культура?
8
Самостоятельное изучение учебной литературы, написание академического эссе
Индивидуальный зачет
2. Массовая и элитарная культура.
6
Самостоятельное изучение учебной литературы, сочинение-рассуждение на тему: «Что такое кич?».
Индивидуальный зачет
3. Культура и цивилизация.
8
Самостоятельное изучение учебной литературы, написание эссе на тему: «Судьба культуры в современном мире».
Индивидуальный зачет
4. Россия-Восток-Запад
8
Самостоятельное изучение литературы, написание эссе на тему: «Россия как Востоко-Запад»
Индивидуальный зачет
5. Этикет в формировании культуры личности.
6
Самостоятельное изучение литературы. Тест для самопроверки
Индивидуальный зачет
6. История западноевропейского искусства.
8
Самостоятельное изучение учебной литературы. Заполнение хронологической таблицы.
Индивидуальный зачет
7. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
8
Самостоятельное изучение учебной литературы. Заполнение хронологической таблицы.
Индивидуальный зачет
8. Молодежные субкультуры как ритуально-игровые формы культуры
6
Самостоятельное изучение учебной литературы, составление анкеты для опроса.
Индивидуальный зачет
9. Пережитки культуры в обыденном сознании современной молодежи.
6
Самостоятельное изучение учебной литературы, ответы на вопросы анкеты: «Верите ли вы в магию?»
Индивидуальный зачет
10. Особенности российского менталитета
6
Самостоятельное изучение учебной литературы, составление таблицы.
Индивидуальный зачет
11. Культура и природа.
8
Самостоятельное изучение учебной литературы, сочинение-рассуждение на тему: «Отношение к природе в различных культурах».
Индивидуальный зачет

Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав современного культурологического знания.
Культура как историческое явление. Этимология и генезис понятия культуры. Проблема определения культуры. Культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура.Структура и функции культуры. Актуальность изучения проблем культуры. Культурология как учебная дисциплина: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Междисциплинарный статус культурологии, её интегральная функция. Культурология как наука. Структура и состав культурологического знания. Культурология и философия, социология культуры. Методы культурологических исследований. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий.Литература и источники по курсу. Культура и природа. Проблема происхождения человека и культуры. Ранние формы культуры.Характерные черты первобытной культуры. Синкретизм. Миф как отражение мира в сознании первобытного человека. Древнейшие культурные символы.Проблема возникновения религии. Актуальность проблемы культурных изменений и типы социокультурной динамики. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры Историческая (линейная) типология культуры.Локально-типологическое рассмотрение культуры (О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, М. Вебер).Концепция осевого времени. Основные формы духовной культуры. Искусство как форма культуры Место искусства в структуре культуры на различных этапах ее развития. Связи искусства с мифом, религией, наукой, философией.Функции искусства: коммуникативная, познавательная, воспитательная, игровая, гедонистическая.Религия как форма культуры. Генезис религии, характеристики мировых религий (Буддизм, мусульманство, христианство), индуизм. Функции религии. Религия сегодня.Наука как форма культуры. Характеристика научного знания. Сущность и специфика научного знания и научной деятельности. Понятие «наука», ее структура и функции.Мораль нравственность право как формы социальной культуры. Культурная значимость морали. Механизмы моральной мотивации. Проблема обоснования этики.
«Восток» как понятие культуролгии.
Понятие "древний Восток". Восток глазами европейца.Возникновение древнейших цивилизаций Междуречья, Египта, Индии, Китая. Особенности их развития. Место и роль в культурной эволюции человечества.Дальнейшее развитие древневосточных культур. Культурные основы и традиции Индии, Китая, Японии.Исламская культура: возникновение, особенности.
«Запад» как понятие культурологии. Сопоставление восточного и западного типа культур.
Античность как основа европейской культуры. Средневековая картина мира. Истоки и характерные черты средневековой культуры Западной Европы.Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей. Особенности развития культуры Западной Европы в Новое время.Сопоставление восточного и западного типа культур. Специфика геополитического, этнического и культурно-исторического развития России. Резкие смены культурных парадигм, смещение устойчивых представлений и ценностей и связанный с этим сложный и противоречивый характер русской культуры. Характеристика основных периодоврусской культуры. Многомерность культуры. Культура как система языков, текстов. Культура как «семиосфера», сфера знаковой деятельности человека. Элементарная языковая единица – знак. Многоуровневость картины мира. Структура картины мира. Картина мира и ментальные установки. Представление картины мира на уровне обыденного сознания, система ориентации в мире. Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура. Контркультура. Массовая культура. Элитарная культура. Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития икультурной преемственности. Понятие социокультурной коммуникации и ее структура. Внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Массовая, групповая и межличностная коммуникация речи и его виды.Социокультурная коммуникация. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Проблемы единства мировой культуры и своеобразия региональных культур. Сохранение уникальности русской культуры и ее взаимодействие с культурами других стран и народов. Охрана и использование культурного наследия.
Информационное и учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Основная литература:
Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2007.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб., 1994
Культурология. Краткий тематический сло­варь. — Ростов Н/Д: “Феникс”, 2001. (Словари XXI века). Под редакцией: д. ф. н., проф. Драч Г.В. д. ф. н., проф. Матяш Т.П. Ростов-на-Дону “ФЕНИКС” 2001
Кравченко А.И. Культурология. Словарь. — М.:Академический проект, 2000. — 671с.
Дробышева Е.Э. Краткий словарь терминов и понятий курса культурологии: Учебное пособие. — Владивосток: ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского, 2000. — 37 с.
Культурология. XX век. Энциклопедия. в 2-х т. — СПб.: Университетская книга; “Алетейя”, 1998.
Протокол
согласования рабочей программыпо учебной дисциплине «Культурология»с учебными программами смежных дисциплин.Специальность: Фармация — 060108
Кафедра
Вопросы согласования
Подпись зав. кафедрой
1. Истории и экономики с курсом права
1. Историческая типология культуры. 2. История русской культуры. 3. Личность в истории мировой культуры.
2. Иностранных языков
1. Язык как инструмент культуры и сфера ее бытия.2. Культура русского языка и общения.
3. Педагогики и психологии
1.Греческая «пайдейя» как процесс воспитания ребенка.2. Психологические основы формирования культуры личности.личности2. Особенности российского менталитета в процессе социализации.
4. Общественного здоровья и здравоохранения
1. Осмысление здоровья и болезни в истории культуры.2. Знахарство, магия и народная медицина в культуре.
Добавить документ в свой блог или на сайтВы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий