Рабочая программа по истории 6 а,б

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 412
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованиюРуководитель МО учителей русского языка и литературы:__________________Протокол №___от «___»_________20___г.
«Согласовано»Зам. директора по УВР:«___»____________20___г.
Утверждаю:Директор ГБОУ школы№ 412Приказ №___от «__» _________ 20____г.
^
по истории
6 а,б
(класс)
Срок реализации программы: 201415 учебный годРассмотрено на заседаниипедагогического советаПротокол №___ от «___»___________ 20____г.Разработчик программы: учитель Ибрагимова Ирина ВикторовнаСанкт-Петербург2014
^
Статус документа
Настоящая программа по истории для 6 класса создана на основе
— Закона РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; — Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Андреевской Т.П. «История Средних веков»,2013 г; и авторской программы «История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение»,2008Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 класс, М., «Просвещение», 2010г — учебного плана ГБОУ школы № 412 федерального и регионального компонента;
^
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Андреевской Т.П. «История Средних веков»,2013 г; и авторской программы «История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение»,2008
^ учащимся 6 класса общеобразовательной основной школы.
6а класс: высокая успеваемость по предмету, учащиеся хорошо усваивают материал, можно проводить различные виды работ: индивидуальные задания (в виде сообщений, работа с таблицами и др.), работа в парах, в группах. Причем, индивидуальная работа наиболее эффективна в данном коллективе. Активны на уроках. Многие ребята при подготовке домашних заданий используют дополнительные материалы.6б класс: учащиеся в основном имеют хороший потенциал, но некоторые не используют его в полном объеме. Активны на уроке, интерес вызывают презентации по учебным темам, учебные фильмы. Индивидуальная работа и творческие задания и для данного класса наиболее эффективны.
^
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
— рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; — соответствует стандарту основного общего образования по истории, социальному заказу родителей;
— построена с учётом принципов системности, научности, доступности, преемственности, наглядности, учета возрастных особенностей;
— способствует развитию коммуникативной, познавательной и информационной компетенции обучающихся; -обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой – сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории.Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 6 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование Межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом. Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);– составлять план, тезисы конспекта;– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
^ состоит из следующих компонентов:
• Титульный лист• Пояснительная записка• Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);• Тематический план• Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));• Контроль знаний учащихся• Учебно-методическое обеспечение• Календарно-тематическое (или поурочное) планирование с определением основных видов УУД обучающихся (характеристика деятельности учащихся)• Приложения к программе: Критерии оценивания.
^
Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов — «Всеобщей истории» и «Истории России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5–9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времён до начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в кур се «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» — по хронологическо-тематическому. Про слеживается единство стержневых содержательных линий(географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом:Разделы рабочей программыВсеобщая История, История России — 68 ч. История Средних Веков 28 ч. История России с древнейших времен до конца XVI века 40 ч Учитель оставляет за собой право изменять количество часов при изучении тем курса истории в течение учебного года.
Система оценки достижений учащихся
Система оценки достижений учащихся состоит из
тематического контроля (зачет, самоконтроль, проект);
промежуточного контроля (тест, зачет, проект);
итогового контроля (тест, проект).
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование
В рабочую программу внесены следующие изменения: а) «История средних веков» — добавлены уроки к темам «Католическая церковь в 11-13 вв (урок «Эпоха плохих пап»), к теме «Столетняя война» (урок «Захваты англичан во Франции и подкуп феодалов»). История России: к теме «Первые киевские князья» добавлен урок «Гибель Игоря и реформа Ольги». Изменения внесены в рамках антикоррупционной программы. Добавлены часы для повторения в 6б классе для закрепления материала.
Количество учебных часов
В 6 классе — 68 ч (2 часа в неделю).
^
Формы обучения:
• фронтальная • групповая (в том числе и работа в парах)• индивидуальная
^ :
Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процессе элементов таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов, личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные (включая) здоровьесберегающие технологии.
^
Виды и формы контроля
— текущий контроль: тематические срезы, устный опрос;- промежуточный контроль: проверочные работы, тесты, самостоятельные работы;- итоговый контроль: тестОсновной формой организации образовательного процесса является — классно-урочная форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, самостоятельных работ, и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инновационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ Кроме средств контроля предусмотрены следующие формы учёта достижений обучающихся: участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, презентациях.
К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся
следующие убеждения и качества:– осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;– осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;– понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.
Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в
следующих качествах:– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:
– овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.); – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей (например, Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана IV Грозного и др.).– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.Критерии оценивания смотри в Приложении.
^ )
Приоритетными формами учебной работы являются: традиционный урок, урок-проект, урок-виртуальная экскурсия, урок-лекция, урок-зачет и др.
^ :
Традиционные методы обучения:• Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,• Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, слайдами, презентациями. • Практические методы: письменные работы, работа со схемами и картами, работа в печатной тетради.Активные и интерактивные методы обучения: • Творческие задания• Проблемные ситуации• Обучение через деятельность• Групповая и парная работа• Использование технологий развивающего обучения, критического мышления.
^
«История Средних веков» (28 ч).
Введение.
История Средних веков, 28 часов (6 класс)
Введение. Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.Тема 1. Раннее Средневековье. Становление средневековой Европы (VI – XI века). Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Тема 3. Арабы в VI – XI веках. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.Тема 4. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов. Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия. Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей.Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509). Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании. Тема 7. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Тема 8. Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Тема 9. Османская империя в 14-16 вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки. Заключение. 1 час. Наследие Средних веков в истории человечества.
«История России с древнейших времен до конца XVI века». (40 ч.)
Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. (9 часов)Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972). Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное ремесло. Жилище. Одежда. Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. (Политическая раздробленность на Руси) (9 часов)Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности. Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество. Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности культуры XII – XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. (16 часов)Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I(1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III(1462-1505). Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. Московское государство в конце XV – начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим». Реформы Избранной рады. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского ханства. присоединение Астраханского ханства. значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны. Опричнина. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XV веков. Развитие литературы XVI века. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Зодчество в XIV – XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV – XIV веков. Андрей Рублев. Быт XV – XVI веков. Города. Русская изба. Одежда. Еда.
^
изучения учебного предмета.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:1. Знание хронологии, работа с хронологией:указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;группировать (классифицировать) факты по различным признакам.3. Работа с историческими источниками:читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.4. Описание (реконструкция):рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.5. Анализ, объяснение:различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления;называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.6. Работа с версиями, оценками:приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.
^
Наименование разделов
Количество часов
История Средних веков
Введение
1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 412

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованиюРуководитель МО учителей русского языка и литературы:__________________Протокол №___от «___»_________20___г. «Согласовано»Зам. директора по УВР:«___»____________20___г. Утверждаю:Директор ГБОУ школы№ 412Приказ №___от «__» _________ 20____г.

^

по истории

6 а,б

(класс)

Срок реализации программы: 201415 учебный годРассмотрено на заседаниипедагогического советаПротокол №___ от «___»___________ 20____г.Разработчик программы: учитель Ибрагимова Ирина ВикторовнаСанкт-Петербург2014

^

Статус документа

Настоящая программа по истории для 6 класса создана на основе

— Закона РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; — Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Андреевской Т.П. «История Средних веков»,2013 г; и авторской программы «История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение»,2008Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 класс, М., «Просвещение», 2010г — учебного плана ГБОУ школы № 412 федерального и регионального компонента;

^

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Андреевской Т.П. «История Средних веков»,2013 г; и авторской программы «История России, 6-9 классы, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение»,2008

^ учащимся 6 класса общеобразовательной основной школы.

6а класс: высокая успеваемость по предмету, учащиеся хорошо усваивают материал, можно проводить различные виды работ: индивидуальные задания (в виде сообщений, работа с таблицами и др.), работа в парах, в группах. Причем, индивидуальная работа наиболее эффективна в данном коллективе. Активны на уроках. Многие ребята при подготовке домашних заданий используют дополнительные материалы.6б класс: учащиеся в основном имеют хороший потенциал, но некоторые не используют его в полном объеме. Активны на уроке, интерес вызывают презентации по учебным темам, учебные фильмы. Индивидуальная работа и творческие задания и для данного класса наиболее эффективны.

^

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

— рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; — соответствует стандарту основного общего образования по истории, социальному заказу родителей;

— построена с учётом принципов системности, научности, доступности, преемственности, наглядности, учета возрастных особенностей;

— способствует развитию коммуникативной, познавательной и информационной компетенции обучающихся; -обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой – сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории.Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 6 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование Межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом. Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);– составлять план, тезисы конспекта;– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

^ состоит из следующих компонентов:

• Титульный лист• Пояснительная записка• Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);• Тематический план• Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));• Контроль знаний учащихся• Учебно-методическое обеспечение• Календарно-тематическое (или поурочное) планирование с определением основных видов УУД обучающихся (характеристика деятельности учащихся)• Приложения к программе: Критерии оценивания.

^

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов — «Всеобщей истории» и «Истории России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5–9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времён до начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в кур се «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» — по хронологическо-тематическому. Про слеживается единство стержневых содержательных линий(географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом:Разделы рабочей программыВсеобщая История, История России — 68 ч. История Средних Веков 28 ч. История России с древнейших времен до конца XVI века 40 ч Учитель оставляет за собой право изменять количество часов при изучении тем курса истории в течение учебного года.

Система оценки достижений учащихся

Система оценки достижений учащихся состоит из

  • тематического контроля (зачет, самоконтроль, проект);
  • промежуточного контроля (тест, зачет, проект);
  • итогового контроля (тест, проект).

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование

В рабочую программу внесены следующие изменения: а) «История средних веков» — добавлены уроки к темам «Католическая церковь в 11-13 вв (урок «Эпоха плохих пап»), к теме «Столетняя война» (урок «Захваты англичан во Франции и подкуп феодалов»). История России: к теме «Первые киевские князья» добавлен урок «Гибель Игоря и реформа Ольги». Изменения внесены в рамках антикоррупционной программы. Добавлены часы для повторения в 6б классе для закрепления материала.

Количество учебных часов

В 6 классе — 68 ч (2 часа в неделю).

^

Формы обучения:

• фронтальная • групповая (в том числе и работа в парах)• индивидуальная

^ :

Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процессе элементов таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов, личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные (включая) здоровьесберегающие технологии.

^

Виды и формы контроля

— текущий контроль: тематические срезы, устный опрос;- промежуточный контроль: проверочные работы, тесты, самостоятельные работы;- итоговый контроль: тестОсновной формой организации образовательного процесса является — классно-урочная форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, самостоятельных работ, и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инновационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ Кроме средств контроля предусмотрены следующие формы учёта достижений обучающихся: участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, презентациях.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся

следующие убеждения и качества:– осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;– осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;– понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в

следующих качествах:– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:

– овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.); – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей (например, Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана IV Грозного и др.).– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.Критерии оценивания смотри в Приложении.

^ )

Приоритетными формами учебной работы являются: традиционный урок, урок-проект, урок-виртуальная экскурсия, урок-лекция, урок-зачет и др.

^ :

Традиционные методы обучения:• Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,• Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, слайдами, презентациями. • Практические методы: письменные работы, работа со схемами и картами, работа в печатной тетради.Активные и интерактивные методы обучения: • Творческие задания• Проблемные ситуации• Обучение через деятельность• Групповая и парная работа• Использование технологий развивающего обучения, критического мышления.

^

«История Средних веков» (28 ч).

Введение.

История Средних веков, 28 часов (6 класс)

Введение. Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.Тема 1. Раннее Средневековье. Становление средневековой Европы (VI – XI века). Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Тема 3. Арабы в VI – XI веках. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.Тема 4. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов. Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия. Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей.Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509). Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании. Тема 7. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Тема 8. Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Тема 9. Османская империя в 14-16 вв. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки. Заключение. 1 час. Наследие Средних веков в истории человечества.

«История России с древнейших времен до конца XVI века». (40 ч.)

Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. (9 часов)Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972). Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное ремесло. Жилище. Одежда. Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. (Политическая раздробленность на Руси) (9 часов)Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности. Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество. Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности культуры XII – XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. (16 часов)Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I(1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III(1462-1505). Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. Московское государство в конце XV – начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – Третий Рим». Реформы Избранной рады. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского ханства. присоединение Астраханского ханства. значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны. Опричнина. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XV веков. Развитие литературы XVI века. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. Зодчество в XIV – XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV – XIV веков. Андрей Рублев. Быт XV – XVI веков. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

^

изучения учебного предмета.

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:1. Знание хронологии, работа с хронологией:указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;группировать (классифицировать) факты по различным признакам.3. Работа с историческими источниками:читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.4. Описание (реконструкция):рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.5. Анализ, объяснение:различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления;называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.6. Работа с версиями, оценками:приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.

^

Наименование разделов Количество часов
История Средних веков
Введение 1

ступени основного общего образования,сформировали предпосылки социально-политического кризиса,завоевание турками-османами балканского полуострова,рекомендована министерством образования рф,греческие города-государства северного причерноморья,развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности,реализация рабочей программы рассчитана,позволяет уделить необходимое внимание,формы проверки зун учащихся,использование потенциала исторической науки

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …