Рабочая программа по истории 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, с приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по истории 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, с приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», на основе Примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана МБОУ СОШ №17 на 2014-2015 учебный год.Реализация рабочей программы способствует достижению следующих целей и задач:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение обучающимися представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания. Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ, о политическом и социальном строе мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
развитие познавательных способностей, учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания, учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в 8 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочей программой изменения не предусмотрены. Предмет «история» в 8 – ом классе включает два курса: «Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900». и «История России ХIХ век». (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. Учебники: История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.; А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс

История нового времени (30 часов)Вводный урок. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900 гг. (1 час)Раздел 1: Становление индустриального общества (7 часов)Раздел 2: Строительство новой Европы (8 часов)Раздел 3: Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)Раздел 4: Две Америки (3 часа)Раздел 5: Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)Раздел 6: Международные отношения в конце XIX – начале XX веков (2 часа)История России (40 часов)Вводный урок История России 19 век (1 час)Раздел 1: Россия в первой половине XIX века (19 часов)Раздел 2: Россия во второй половине XIX века (20 часов)

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (30 ч)
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи.Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX– начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг. Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля.Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы.Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымскойвойне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
Россия конце XIX в.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остаткикрепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы.Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первыерабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский.Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; —
работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Учебно-методическое обеспечение
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях
П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс
А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс
Учебник. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Рабочая тетрадь. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Поурочные разработки. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Тестовые задания. История России. 8 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.
Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
Литература:Виртуальная школа Кирилла и МефодияГригорьева Н.А. История и мировая художественная культура: интегрированныеИстория всемирной литературы т.1.- М.: Наука ,1983


Тема урока
Дом. задание
Дата проведенияПлан/факт

1
Введение
С. 3 – 5
2.09

2
Индустриальная революция: достижения и проблемы
§ 1 – 2
6.09
3
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
§ З
9.09
4
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
§ 4
13.09
5
Наука: создание научной картины мира
§5;
16.09
6
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература
§6
23.09
7
Искусство XIX века в поисках новой картины мира
§ 7 – 8
27.09
8
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство
§9-10;
27.09

9
Консульство и образование наполеоновской империи
§ 11
30.09
10
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
§ 12
4.10
11
Англия: сложный путь к величию и процветанию
§ 13
7.10
12
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 года к новому политическому кризису
§ 14
11.10
13
Франция: революция 1848г. и Вторая империя
§ 15
14.10
14
Германия: на пути к единству
§ 16
18.10
15
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
§ 17
21.10
16
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
§ 18
25.10

17
Германская империя в конце XIX – начале XX вв. борьба за место под солнцем.
§ 19
28.10
18
Великобритания: конец Викторианской эпохи
§ 20
1.11
19
Франция: Третья республика
§ 21
11.11
20
Италия: время реформ и колониальных захватов
§ 22
15.11
21
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
§ 23
18.11
Раздел 4: Две Америки (3 часа)
22
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
§ 24
22.11
23
США: империализм и вступление в мировую политику
§ 25
25.11
24
Латинская Америка в XIX – начале XX веков: время перемен
§ 26
29.11

25
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»
§ 27
2.12
26
Китай: сопротивление реформам
§ 28
6.12
27
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
§ 29
9.12
28
Африка: континент в эпоху перемен
§ 30
13.12
Раздел 6: Международные отношения в конце XIX – начале XX веков (2 часа)
29
Международные отношения: дипломатия или войны?
§ 31,
16.12
30
Урок контроля и оценки знаний учащихся по курсу «История Нового времени. 1800 – 1913гг.»
20.12
Вводный урок История России 19 век (1 час)
31
Введение
учить Записи в тетради
23.12

32
Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах
§ 1
27.12
33
Внешняя политика в 1801 – 1812 годах
§2
13.01
34
Реформы М.М.Сперанского
§3
17.01
35
Отечественная война 1812 года
§4
20.01
36
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813 – 1825 гг.
§5
24.01
37
Внутренняя политика Александра 1 в 1815 – 1825гг.
§6
27.01
38
Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года
§ 7
31.01
39
Общественное движение при Александре 1
§8
3.02
40
Династический кризис 1825г. Выступление декабристов
§9
7.02
41
Внутренняя политика Николая 1
§10
10.02
42
Социально – экономическое развитие в 20 – 50 – е гг. XIX века
§11
14.02
43
Внешняя политика Николая 1 в 1826 – 1849гг.
§12
17.02
44
Общественное движение в годы правления Николая 1
§13
21.02
45
Крымская война 1853 – 1856гг. Оборона Севастополя
§14
24.02
46
Образование и наука
§15
28.02
47
Русские первооткрыватели и путешественники
§16
3.03
48
Художественная культура
§17
7.03
49
Быт и обычаи
§18
10.03
50
Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»
14.03
Раздел 2: Россия во второй половине XIX века (20 часов)
51
Накануне отмены крепостного права
§ 19
17.03
52
Крестьянская реформа 1861 года
§ 20
21.03
53
Либеральные реформы 60 – 70 – х гг. XIX века
§ 21
4.04
54
Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права
§2З
7.04
55
Общественное движение: либералы и консерваторы
§24
11.04
56
Зарождение революционного народничества и его идеология
§25
14.04
57
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX века
§26
18.04
58
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878гг.
§27 – 28
21.04
59
Внутренняя политика Александра III
§29 – 30
25.04
60
Экономическое развитие в годы правления Александра III
§31
28.04
61
Положение основных слоев общества
§32 – 33
5.05
62
Общественное движение в 80-90-е гг. XIX века
§34
12.05
63
Внешняя политика Александра III
§35
16.05
64-65
Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство
§36 – 37
19.05
66-67
Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
§38
23.05
68
Быт: новые черты в жизни города и деревни
§39
26.05
69
Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX века»
30.05
70
Урок контроля и оценки знаний учащихся по курсу «История России. XIX век»
резерв

Оцените статью
Добавить комментарий