Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведению 8-9 классы
Пояснительная записка
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С.Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе- придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь, в науку о природе и обществе.Краеведение – важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии т экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодейство- вал с ним;- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;- интересовался жизнью края;- умел самостоятельно находить нужную информацию;- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности предполагает право учителя вносить изменения в программу при определении часов, учитывать сложившиеся традиции своего района. не разрушая общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает процесс знакомства с краеведческим материалом как глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать личностный потенциал ученика.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения. Кроме того в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной,преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины. Пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.

— об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием;- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России.

— воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, свою культуру, свой язык;
— формирование активной гражданской позиции.

— создание условий для реализации интересов подростков, направленных на развитие и саморазвитие;- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

— ознакомление учащихся с историей Воронежского края и Богучарского края;
— обучение самостоятельным исследованиям, научно- исследовательской деятельности;- применение на практике учащимися знаний и умений полученных на занятиях.
:
— проведение экскурсий, лекций, выставок на базе школы и музея;- участие в краеведческих олимпиадах и конференциях;- помощь школьному музею.Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе познание, труд и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования. Обращаясь к истории своего края, своего народа, дети начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны. Поисково-исследовательская деятельность заставляет учащихся глубже познать истоки культуры, истории, духовности, патриотизма российского народа.В результате изучения истории края ученик должен:Знать (понимать): — основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края; изученные виды исторических источников.Уметь:- соотносить даты событий истории края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. Решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;- показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и источника, знать факты, даты, термины, использовать знания при написании творческих работ. Рефератов;- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты, объяснять смысл изученных понятий и терминов, выявлять общие черты и различия, определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий;- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни;
— высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература:
Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа.- Воронеж, 1994г.Амелькин А.О.История создания русского флота. – Воронеж,1997г.Воронеж – колыбель Российского военно-морского флота. – Воронеж. 1996г.Воронеж в документах и материалах. – Воронеж,1987г.Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города. – Воронеж. 1985г.Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж, 2007.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж. 1982 г.Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. Воронеж, 1973г.Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Исторический очерк.- Воронеж. 1996 г.Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. – Воронеж. 2003г.Инютин В.В. Долгий путь слова. – Воронеж, 2007г.Историко-культурное наследие Воронежа. – Воронеж,2000г.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. – Воронеж. 1985г.Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж. 1986г.Люби и знай родной край: учебно-методическое пособие.- Воронеж. 2007г.Кольцов А.В. Сочинения. – М., 1966г.Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979г.Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. – Воронеж. 1998г.Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. – Воронеж, 2000г.Навечно в памяти народной6 их именами названы воронежские улицы. – Воронеж, 1980г.Панова В.И. История Воронежского края:учебно-методическое пособие. –Воронеж. 2004г.Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области: хроника событий 1917-1991. –Воронеж. Русская провинциальная усадьба. – Воронеж, 2003г.Русская провинция: Записки краеведов. Вып. 1-2. – Воронеж 1992-1995г.Топонимические предания Воронежской области. Составил Е.А.Орлова.- Воронеж. 2004.Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону. – Воронеж. 2003 г.
О С Н О В Н О Е С О Д Е Р Ж А Н И Е ТЕМ
8-й класс.
Тема 1. История Воронежского края в истории России. ( 2 час)История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые краеведы Воронежской области.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – «жемчужина палеолита». Особенности степной зоны в Воронежской области. Памятники древностей истории в крае.

Расселение славян. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177). Монгольское нашествие.Запустение края в 14-15 веках. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Образование Воронежского уезда. Строительство Белгородской черты(1635-1658) Города-крепости на «черте», заселение земель « за чертой». «Богучарский ухожей».

Азовский поход Петра в 1695 году. Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Второй поход на Азов в 1696 году. Легенда о происхождении названия города Богучар. Суровые указы Петра об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Богучар). Роль русской православной церкви в создании флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Возникновение и развитие местной промышленности. Русские и иностранные мастера кораблестроители.»Работные люди».Первые учебные заведения. Воронежские заботы Петра перед Полтавской битвой.Посещение Петром Острогожска, Коротояка. Павловска. Дивногорского монастыря и других. Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их состояние.

Образование Воронежской губернии (1725) Окончательное заселение края.С 1716 года Богучар становится слободой. В 1723 году геодезисты впервые наносят Богучар на карту. 1779 год создан Богучарский уезд. 1781 год утвержден герб города.Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета. Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий. Развитие торговли. Воронеж- центр губернии. Повседневная жизнь жителей края.Развитие культуры и образования.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 года Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки. Газета «Воронежские губерские ведомости» (1838)
Богучарский уезд в первой половине 19 века. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в крае. Улицы города. Застройка города Богучара по «регулярному плану» в 80-е годы 19 века. Памятники архитектуры нашего города. Учебные заведения города Богучара в 19 веке. Знаменитые люди нашего города.

Вклад воронежцев в культуры России.
Застройка Воронежа и других городов губернии. Развитие образования в губернии и учебные заведения. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Пребывание известных деятелей культуры России на воронежской земле.
Приезд А.С.Грибоедова в Воронеж. Улица Грибоедова в Воронеже. Памятные места в Воронеже, связанные с пребыванием Лермонтова.Памятные места Воронежа и области.связанные с Кольцовым. Памятники А.В.КольцовуФ.Н.Глинка – гость Кольцова. Улица Кольцовская. Улица Белинского. Воронеж в рисунках В.А.Жуковского. Литературный музей в селе Новоживотинное Рамонского района (имение Веневитиновых).

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине 19 века.Реформа 1861 года в губернии. Особенности ее проведения и последствия..Развитие капитализма и изменение структуры населения. Народническое движение в крае.»Наши».»Земля и воля». «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций. Деятели культуры – уроженцы Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих. Крестьян.Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 годов в Воронеже и Воронежской губернии. Февральская стачка. Восстание солдат дисциплинарного батальона..Декабрьская политическая стачка. Крестьянские выступления зимой-весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение Советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов советской власти. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии 1918-1919гг.Окончание Гражданской войны в крае в 1922 году. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях войны.
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930-е годы.
Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области в 1928 году. Ее преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Индустриализация в крае. Трудовой энтузиазм. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, церковнослужителей.Культурная жизнь в Воронежской губернии.

Начало мобилизации в армию. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части заводов. Начало налетов фашистской авиации на город.Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 год) Образование Воронежского фронта (генерал Н.Ф.Ватутин). З 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на Воронежской земле. Наступательная операция «Малый Сатурн» и ее значение. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, который запечатлен в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц. Героизм восстановления народного хозяйства после войны. Подростки-минерыНародное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950)

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий: Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов. Завод радиодеталей, Нововоронежская атомная электростанция, реконструкция ранее построенных.Развитие сельского хозяйства области ,ее концентрация и специализация. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство.Достижения наших земляков в области культуры.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе. Перспективы развития области. Система управления областью, местное самоуправление: их функции. Взаимодействие и эффективность.
Развитие образование и культуры в Воронежской области.

Оцените статью
Добавить комментарий