Рабочая программа по курсу литература в 11 классе составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год),

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению МО учителей русского языка и литературы Протокол № __________ от________«___»________________2011г
«Согласовано»Заместитель директора школы по УВР МОУ Первомайская СОШ______________Грауберг О. В.«___»___________2011 г
«Утверждено»Директор МОУ Первомайская СОШ________________Шаповалова Н. Б.Приказ№___________От «___»___________2011 г

учебного курса литература в 11 классе
Украинская Зоя АлександровнаУчитель русского языка и литературы 1ККПринято на заседании педагогического советаПротокол №____________от «___»_______2011г2011-2012 учебный год

Рабочая программа по курсу литература в 11 классе составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год), Примерной программы среднего полного общего образования по литературе (2004) , учебного плана МОУ Первомайская СОШ Ориентирована на учебник «Русская литература 20 века в 2-х частях» под ред. В. П. Журавлева (М.: Просвещение. 2004)

Всего 102 часа (3 ч в неделю)Из них развития речи — 11
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать/понимать:
— образную природу словесного искусства;- содержание изученных литературных произведений;- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ века;- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; — основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
— воспроизводить содержание литературного произведения;- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; Выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;- определять род и жанр произведения;- выявлять авторскую позицию;- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
литературного образования в 11 классе
Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры»
Совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности
Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох
Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи
Развивать потенциальные творческие способности школьников
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России 20 века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Письменный и устный анализ литературных произведений, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков.
Содержание курса
Введение
Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Обращение к народному сознанию в поимках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них вечных проблем бытия.

Традиции и новаторство в литературе рубежа 19-20вв. реализм и модернизм. Трагические события первой половины 20 века и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть»

Жизнь и творчество(обзор). Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!…», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы «господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Деревня». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки» . Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина. Психологизм бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры.

Жизнь и творчество. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок». Своеобразие сюжета произведений. Споры героев об истинной, бескорыстной любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа. Смыл финала.
Сочинение по творчеству Бунина и Куприна
Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века
Л. Андреев, И. С. Шмелев, Б.К Зайцев, В. В. Набоков, Тэффи
Символизм
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа. Конструирование мира в процессе творчества. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» и «младосимволисты»

Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны», «Сонет к форме». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.Жизнь и творчество (обзор). Ст. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.Жизнь и творчество (обзор). Ст «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма. Идея поэта-ремесленника.
Жизнь и творчество Ст. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтическая традиция в лирике Гумилева. Своеобразие лирических сюжетов.
Ранняя лирика
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы, «Центрифуга».И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор) Ст. «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
сочинение
М. Горький
Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поисков смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма.. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение. Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, притч, песен, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.. Роман «Мать» (обзор). Публицистика: «Несвоевременные мысли»
Сочинение по творчеству Горького
А. А. Блок
Жизнь и творчество. Ст. «Незнакомка», «Россия», «На поле Куликовом», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «Соловьиный сад». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего блока. Тема города в творчестве Блока. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины. Тема исторического пути России. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.Поэма «двенадцать» История создания поэмы, авторский опыт осмысления революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы, символы поэмы. Образ Христа, многозначность финала. Сочинение.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Ст. « Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…»С Клычков, П. Орешин (обзор)

Жизнь и творчество . Ст. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину».Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Жизнь и творчество. Художественные мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся».Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».
сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

Творчество А. А. Фадеева
Обзор творчества Бабеля, Пильняка, Зощенко
Е. И. Замятин
Литература 30-х годов
А. Платонов
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи «общей жизни». Герои Платонова. Самобытность языка писателя.
по произведениям Замятина и Платонова.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа. Анализ эпизода из романа (по выбору). Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Библейские мотивы и образы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей ценности. Проблема творчества.
сочинение
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» .Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Тема русской истории в творчестве. Роман «Петр Первый». Панорама русской жизни. Образ Петра.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество. Ст. «Февраль. Достать чернил и плакать!…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти..», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии. Тема человека и природы. Роман «Доктор Живаго» (обзор)

М. А. Шолохов
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова. «Вечные» темы. Женские образы. Пейзаж в романе. Смысл финала.
сочинение
Литература периода Великой Отечественной войны
Военная поэзия. «Лейтенантская проза»

Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
сочинение
Авторская песня
Б. Окуджава. Особенности «Бардовской» поэзии 60-х годов. Жанровое своеобразие песен Окуджаввы.

Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествования.
В Астафьев
Литература последних десятилетий
И. Бродский. Стихотворения. Своеобразие поэтического мышления и языка. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Тема одиночества.Проза Т. Толстой, В. Пелевина, С. Довлатова..Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

* Учебник «Русская литература 20 века». 11 класс. В двух частях. (В. А. Чалмаев, О. Н. Михайлов, А. И. Павловский и др.; сост. Е. П. Пронина); под редакцией В. П. Журавлева, М, «Просвещение», 2005.* Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века.11 класс. 1 и 2 полугодие. – М.,ВАКО, 2004.* Литература. 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке/ авт.-сост. О. А. Зажигина (и др).- Волгоград: Учитель, 2011.*Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы/И. Е. Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2008* Литература в схемах и таблицах/авт.-сост. Миронова Ю. С. –Тригон, 2008.* Литература. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие/Е. В. Секачева, Н. В. Логунова; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2011* ЕГЭ. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Е.Л. Ерохина.-М.: Издательство «Экзамен», 2011г

Оцените статью
Добавить комментарий