Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы ( Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО ______Волкова С.А. Протокол № ______ от «____»_________2013 г.
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета № от
« » августа 2013 г.
«Утверждаю» Директор МОУ «Должанская ООШ» __________ Т.М. Ломакина Приказ № от
« » августа 2013 г.
Рабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины Викторовны по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы ( Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова, -М., «Вентана-Граф», 2012 год,- 192с.- (Начальная школа 21 века) и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (2009 г.). При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013 — 2014 учебном году» Департамента образования Белгородской области Белгородского института развития образования.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Изменения, внесенные в программу. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
УМК:
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях, Ч.1 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова- 3-е изд., доработанное -М.: Вентана-Граф, 2013 г.-160с.
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях, Ч.2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова- 3-е изд., доработанное -М.: Вентана-Граф, 2013 г.-160с.
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб. -М.: Вентана-Граф, 2013 г.-48с.
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб. -М.: Вентана-Граф, 2013 г.-48с
Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова, -М., «Вентана-Граф», 2012 год,- 192с.- (Начальная школа 21 века)
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов
Количество учебных недель – 34; количество часов в год – 68; количество часов в неделю – 2; количество контрольных работ – 4
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение
традиционных уроков,
обобщающих уроков,
урок-викторина,
урок-КВН.
При проведении урока используются методы здоровьесберегающих технологий, которые повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется: рациональной организации урока, психологической обстановке на занятиях. На каждом уроке проводятся эмоциональная разрядка, физминутки, корректировка осанки обучающихся, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм в учебном кабинете. На уроке используются формы работы
индивидуальные,
фронтальные,
работа в парах.
Ценностные ориентирысодержания учебного предмета «Окружающий мир».
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «^ адекватно отражается и всредствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность,реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и
школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля
и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч)
Введение (1ч)Где ты живёшь.
Земля — наш общий дом ( 7 ч).Историческое время. Счёт лет в истории.Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира.. изображение Земли. Глобус — модель Земли. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных.
Животные — живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений. Растения — живые тела. Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Название русского государства в разные исторические времена: Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели.

Портрет славянина в Древней , Московской Руси, в России. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта. Одежда. Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Принятие христианства на Руси.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремёсла. Торговля. Возникновение денег.. Развитие техники в России. Освоение космоса. Первые славянские поселения, древние города. Уроки — обобщения. Экскурсии. Опыты.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Название раздела и темы урока
Характеристика деятельности ученика
Часы учебного времени
Дата проведения
по плану
фактически
Введение
1
1
Где и когда ты живешь
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
1

7
2
Солнечная система
характеризовать Солнечную систему: называть,
краткоописывать планеты, входящие в нее;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха),
приводитьпримеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
1
3
Земля – планета Солнечной системы
1
4
Условия жизни на Земле Солнце — источник тепла.
1
5
Условия жизни на Земле Солнце — источник света. Практическая работа №1
1
6
Вода – условие жизни на Земле
1
7
Охрана воды. Правила поведения на водоёмах в разные времена года.
1
8
Воздух – условие жизни на Земле.

Оцените статью
Добавить комментарий