Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области,

  • От :
  • Категории : Без рубрики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
города Нового Оскола Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО___________________Протокол № ______от «___»_______2011 г.
«Согласовано»Заместитель директора школы по ВР МОУ «СОШ №3»г.Нового Оскола____________________ «___»__________2011г
«Утверждаю»Директор МОУ «СОШ №3Г. Нового Оскола Белгородской области»_________ГорбаткоЛ.Н.Приказ №____от «___»________2011 г
^
по учебному курсу «Православная культура»
учителя православной культуры
Сушковой Анны Анатольевны
учебный предмет
«Православная культура»
7 класс (7 год обучения)
2011-2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
Ведущей темой программы 6 года обучения является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых», «Святая Русь» (18-20 вв)
Целью программы 6 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.
Задачи программы:
Обобщение и углубление знаний об основах православной культуры.
Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.
На примере житий великих святых в историческом контексте разви­тия христианской культуры, истории Церкви, показа­ть ведущие добродетели и нормы христианской этики. высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.
Ознакомление учащихся событиями истории Отечества (18-20 вв), христианской Церкви в житиях ее свя­тых.
Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.
Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.
Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.
Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.
Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.
В программу внесены изменения: за счет сокращения часов на изучение отдельных тем программы, введены темы изучения произведений древнерусской литературы, представленных в учебной программе Учебно-методического комплекса для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатова. Т.В. Рыжова, ОН. Кобец. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2О06.-220с:.илл.Программа дополнена уроками изучения краеведческого материала на основе программы «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-36с.
Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. Музыкальное пособие «Звуковая палитра», программа «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-36с., Методические рекомендации к курсу «Духовное краеведение Белгородчины» Чернова С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-103с, «Методических рекомендаций по организации личностно — ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура»; 2006 г., Учебно-методического комплекса для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатова. Т.В. Рыжова, ОН. Кобец. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2О06.-220с:.илл.
Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 35 часа в год ( 1 час в неделю).В конце 1, 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменных работ, разноуровнего тестирования. Запланирована экскурсия к православным святыням, в краеведческий музей в 4 четверти. В программу внесены темы на изучение регионального краеведческого материала.Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы игры на тему нравственного выбора, доклады и др.
^
Учащиеся должны знать:
События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых, произведениях древнерусской литературы.
Основные источники по истории Отечества.
Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
Основные даты и события развития духовной культуры Руси и Белгородчины.
Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.
Понимать язык христианской православной культуры.
Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.
Учащиеся должны уметь:
Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.
Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ, Белгородчины, МХК в ее духовном аспекте.
^

п/п
Тема урока
Кол-во часов
Стран.
Дата провед.
Примечания
I четверть
« Святая Русь (18-20 вв)
а
б
в
1-2
14. Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежс-кий и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский
2
4-19
3-4
15. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский
2
19-28
5,6,7
16. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский
3
29-43
8
^
Вопросы краеведения.
1
9
Контрольная работа по теме: «Святая Русь.(18-20вв)»
1
Итого:
10-11
2 четверть17. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московс-кий
2
44-56
12-13
18. Великие старцы Оптиной Пустыни
2
57-70
14-15
19. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
2
71-87
16
Контрольная работа по теме: Святая Русь. (18-20вв)»
1
Итого:
17-18
3 четверть20. Царственные мученики
2
88-99
19-20
21. Новомученики и Исповедники российские
2(3)
100-111
21-22
22. Христианские мученики ГУЛАГа
2(3)
112-133
23-24
23. Православная культура России свидетельствует
2(3)
134-152
25
^
Вопросы краеведения.
1
26
Контрольная работа по теме: «Святая Русь (18-20 вв).
1
Итого:
27-28-29
4 четверть24. Православная культура в жизни христиан
3
153-169
30-31-32
25. Золотая цепь святых
3
170-188
33
^
Вопросы краеведения.
1
190
34
Итоговая контрольная работа по теме: «Святая Русь.18-20 век»
1
35*
Экскурсия по святым местам родной земли
1
Итого:
^
7 год обучения Святая Русь. (18-20 века)
Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовс­кий. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святи­теля Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры пред царской властью.
Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Ди­митрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий свя­тых.Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Духовные завещания. Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Как русские писатели и поэты использовали жития святых (Четьи-Минеи) при работе над своими произведениями (А.С. Пушкин).Почитание памяти святых. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Его святы­ни.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век называли «блестя­щим » веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины П. Закрытие монастырей.
«Великий милостивец» святитель Тихон Задонский. О чем рассказывает­ся в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. Завещание святителя. Церковное искусство 17-18 как отражение состояния внутреннего (душевного и ду­ховного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерус­ского зодчества (храм Покрова на Нерли) и храмового зодчества 18 века (Смольный мо­настырь в Петербурге). Стиль барокко.Изменения стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.
^ Положение Православной Церк­ви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление Цер­кви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подви­гами христианской веры святых того времени.
О смысле жизни человека отвечает преподоб­ный Серафим Саровский. Явления Пресвя­той Богородицы преподобному Серафиму. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи препо­добного Серафима, Свято-Троицкий собор, Канавка Божией Матери (предсказание пре­подобного Серафима), святые источники. Святые дивеевские жены.
^ Мудрый наставник. 50-летнее служение Церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени: святи­тель Филарет отвечает поэту А.С.Пушкину на вопрос о том, для чего Богом даны челове­ку жизнь и талант. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древ­нерусского зодчества. Русско-византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве. Иконы храма Христа Спасителя. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Его святыня -чудотворная икона Божией Матери « Казанская ».
^ Оптина Пустынь — центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы — пример великой любви к Богу. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии.
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пророчества святого Иоанна Кронш­тадтского. Пророчества Исайи.
^ Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Раз­рушение традиций государственной власти — изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии.
Иконография Царственной семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу. Церковнославянский язык о покаянии.
^ . Святой Патриарх Тихон. Раскольники — обновленцы. Священномученик Вениамин, митропо­лит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
^ Рус­ская Голгофа. Новомученпки и Исповедники Российские.. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
^ .. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры — о России. Поэты 19-20 веков раз­мышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры Рос­сии. Рассказ «Алтарь затворенный» писателя В.А. Никифорова-Волгина.
^ . Священная история — о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение — центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия — главное богослужение Православной Церк­ви. Ее основное событие — Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Бо­жественной любви к людям.
^ Судьбы православных храмов и судьбы православ­ных христиан. Разрушение православной святыни — храма Христа Спасителя. Разруше­ние православных храмов России. Историческая память — качество человека культур­ного. О путях возрождения культуры России размышляют писатели.. Имена христианских мучеников 20 века.
Изучаем церковнославянский язык — тексты, в которых прославляются святые Но-вомученики.
^ Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, со­единяющей всех в Боге Едином. Святые дети — святой отрок Мамант, святые отроки царевич Димитрий Угличский, Артемий Веркольский, страстотерпец царевич Алексий.
Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии — рассказ о святости родной земли. Повторение — о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Рос­сию-Владимирской, Казанской, Донской, Тихвинской, Смоленской.Изучаем церковнославянский язык — торжество и христианская радость в тексте Еван­гелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопенпиях святым. О христианской ра­дости свидетельствовали миру святые. Бессмертие.«Формы и средства контроля»
^
Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4),7 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4),7 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2003-2007.- 177 с.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 220 с.Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 136 с.Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 300 с.Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.
Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…: Сборник научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ссузов и вузов Белгородской области / Управление образования и науки Белгородской области, БелРИПКППС. — Белгород: Издательство ООО "Логия", 2005. — 160
Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО "Логия", 2005. — 104 с.Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО "Логия", 2005. — 40 с.Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 — М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. — 656 с.
Литература для учителя
Иванова С.Ф. Как вести себя в храм слова._М.: «Отчий дом», 2004
Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-
Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-
Православная культура. УМП для учителей школа.-М.: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004.
Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.
Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.
Евгений Шестун, протоиерей, Огудина Наталья. Православная семья. — Самара, 2001.
Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. — М., 1999.
Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.
Шмелев И.С. Лето Господне. — СПб., 1996.
Этические альтернативы. Словарь учителя / Сост. Л.Л. Шевченко. — М., 2002.
Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.
Литература для учащихся
Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

города Нового Оскола Белгородской области

«Согласовано» Руководитель МО___________________Протокол № ______от «___»_______2011 г. «Согласовано»Заместитель директора школы по ВР МОУ «СОШ №3»г.Нового Оскола____________________ «___»__________2011г «Утверждаю»Директор МОУ «СОШ №3Г. Нового Оскола Белгородской области»_________ГорбаткоЛ.Н.Приказ №____от «___»________2011 г

^
по учебному курсу «Православная культура»

учителя православной культуры

Сушковой Анны Анатольевны

учебный предмет
«Православная культура»
7 класс (7 год обучения)

2011-2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Ведущей темой программы 6 года обучения является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых», «Святая Русь» (18-20 вв)

Целью программы 6 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Задачи программы:

  • Обобщение и углубление знаний об основах православной культуры.
  • Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.
  • На примере житий великих святых в историческом контексте разви­тия христианской культуры, истории Церкви, показа­ть ведущие добродетели и нормы христианской этики. высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.
  • Ознакомление учащихся событиями истории Отечества (18-20 вв), христианской Церкви в житиях ее свя­тых.
  • Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.
  • Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.
  • Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.
  • Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.
  • Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.

В программу внесены изменения: за счет сокращения часов на изучение отдельных тем программы, введены темы изучения произведений древнерусской литературы, представленных в учебной программе Учебно-методического комплекса для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатова. Т.В. Рыжова, ОН. Кобец. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2О06.-220с:.илл.Программа дополнена уроками изучения краеведческого материала на основе программы «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-36с.

Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. Музыкальное пособие «Звуковая палитра», программа «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-36с., Методические рекомендации к курсу «Духовное краеведение Белгородчины» Чернова С.С. Белгород. Издательский центр ООО «Логия», 2005-103с, «Методических рекомендаций по организации личностно — ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура»; 2006 г., Учебно-методического комплекса для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатова. Т.В. Рыжова, ОН. Кобец. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2О06.-220с:.илл.

Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 35 часа в год ( 1 час в неделю).В конце 1, 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменных работ, разноуровнего тестирования. Запланирована экскурсия к православным святыням, в краеведческий музей в 4 четверти. В программу внесены темы на изучение регионального краеведческого материала.Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы игры на тему нравственного выбора, доклады и др.

^

Учащиеся должны знать:

  • События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых, произведениях древнерусской литературы.
  • Основные источники по истории Отечества.
  • Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
  • Основные даты и события развития духовной культуры Руси и Белгородчины.
  • Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.
  • Понимать язык христианской православной культуры.
  • Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
  • Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
  • Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
  • Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.
  • Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
  • Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ, Белгородчины, МХК в ее духовном аспекте.

^

п/п

Тема урока Кол-во часов Стран. Дата провед. Примечания
I четверть

« Святая Русь (18-20 вв)

а б в
1-2 14. Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежс-кий и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский 2 4-19
3-4 15. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский 2 19-28
5,6,7 16. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский 3 29-43
8 ^

Вопросы краеведения.

1
9 Контрольная работа по теме: «Святая Русь.(18-20вв)» 1
Итого:
10-11 2 четверть17. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московс-кий 2 44-56
12-13 18. Великие старцы Оптиной Пустыни 2 57-70
14-15 19. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский 2 71-87
16 Контрольная работа по теме: Святая Русь. (18-20вв)» 1
Итого:
17-18 3 четверть20. Царственные мученики 2 88-99
19-20 21. Новомученики и Исповедники российские 2(3) 100-111
21-22 22. Христианские мученики ГУЛАГа 2(3) 112-133
23-24 23. Православная культура России свидетельствует 2(3) 134-152
25 ^

Вопросы краеведения.

1
26 Контрольная работа по теме: «Святая Русь (18-20 вв). 1
Итого:
27-28-29 4 четверть24. Православная культура в жизни христиан 3 153-169
30-31-32 25. Золотая цепь святых 3 170-188
33 ^

Вопросы краеведения.

1 190
34 Итоговая контрольная работа по теме: «Святая Русь.18-20 век» 1
35* Экскурсия по святым местам родной земли 1
Итого:

^

7 год обучения Святая Русь. (18-20 века)

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовс­кий. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святи­теля Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры пред царской властью.

Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Ди­митрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий свя­тых.Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Духовные завещания. Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Как русские писатели и поэты использовали жития святых (Четьи-Минеи) при работе над своими произведениями (А.С. Пушкин).Почитание памяти святых. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Его святы­ни.

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век называли «блестя­щим » веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины П. Закрытие монастырей.

«Великий милостивец» святитель Тихон Задонский. О чем рассказывает­ся в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. Завещание святителя. Церковное искусство 17-18 как отражение состояния внутреннего (душевного и ду­ховного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерус­ского зодчества (храм Покрова на Нерли) и храмового зодчества 18 века (Смольный мо­настырь в Петербурге). Стиль барокко.Изменения стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

^ Положение Православной Церк­ви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление Цер­кви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подви­гами христианской веры святых того времени.

О смысле жизни человека отвечает преподоб­ный Серафим Саровский. Явления Пресвя­той Богородицы преподобному Серафиму. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи препо­добного Серафима, Свято-Троицкий собор, Канавка Божией Матери (предсказание пре­подобного Серафима), святые источники. Святые дивеевские жены.

^ Мудрый наставник. 50-летнее служение Церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени: святи­тель Филарет отвечает поэту А.С.Пушкину на вопрос о том, для чего Богом даны челове­ку жизнь и талант. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древ­нерусского зодчества. Русско-византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве. Иконы храма Христа Спасителя. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Его святыня -чудотворная икона Божией Матери « Казанская ».

^ Оптина Пустынь — центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы — пример великой любви к Богу. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пророчества святого Иоанна Кронш­тадтского. Пророчества Исайи.

^ Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Раз­рушение традиций государственной власти — изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии.

Иконография Царственной семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу. Церковнославянский язык о покаянии.

^ . Святой Патриарх Тихон. Раскольники — обновленцы. Священномученик Вениамин, митропо­лит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

^ Рус­ская Голгофа. Новомученпки и Исповедники Российские.. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

^ .. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры — о России. Поэты 19-20 веков раз­мышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры Рос­сии. Рассказ «Алтарь затворенный» писателя В.А. Никифорова-Волгина.

^ . Священная история — о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение — центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия — главное богослужение Православной Церк­ви. Ее основное событие — Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Бо­жественной любви к людям.

^ Судьбы православных храмов и судьбы православ­ных христиан. Разрушение православной святыни — храма Христа Спасителя. Разруше­ние православных храмов России. Историческая память — качество человека культур­ного. О путях возрождения культуры России размышляют писатели.. Имена христианских мучеников 20 века.

Изучаем церковнославянский язык — тексты, в которых прославляются святые Но-вомученики.

^ Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, со­единяющей всех в Боге Едином. Святые дети — святой отрок Мамант, святые отроки царевич Димитрий Угличский, Артемий Веркольский, страстотерпец царевич Алексий.

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии — рассказ о святости родной земли. Повторение — о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Рос­сию-Владимирской, Казанской, Донской, Тихвинской, Смоленской.Изучаем церковнославянский язык — торжество и христианская радость в тексте Еван­гелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопенпиях святым. О христианской ра­дости свидетельствовали миру святые. Бессмертие.«Формы и средства контроля»

^

Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4),7 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4),7 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2003-2007.- 177 с.Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 220 с.Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 136 с.Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 300 с.Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет: Сборник научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ссузов и вузов Белгородской области / Управление образования и науки Белгородской области, БелРИПКППС. — Белгород: Издательство ООО "Логия", 2005. — 160

Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО "Логия", 2005. — 104 с.Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. — Белгород: ООО "Логия", 2005. — 40 с.Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 — М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. — 656 с.

Литература для учителя

  1. Иванова С.Ф. Как вести себя в храм слова._М.: «Отчий дом», 2004
  2. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-
  3. Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-
  4. Православная культура. УМП для учителей школа.-М.: Редакция еженедельника «Воскресная школа», 2004.
  5. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.
  6. Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.
  7. Евгений Шестун, протоиерей, Огудина Наталья. Православная семья. — Самара, 2001.
  8. Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. — М., 1999.
  9. Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.
  10. Шмелев И.С. Лето Господне. — СПб., 1996.
  11. Этические альтернативы. Словарь учителя / Сост. Л.Л. Шевченко. — М., 2002.
  12. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.

Литература для учащихся

  1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
  2. . Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.

центр поддержки культурно-исторических традиций,исторических источниках духовно-краеведческого характера,учебной программе учебно-методического комплекса,согласовано заместитель директора школы,учебному предмету православная культура,начальных классов общеобразовательных школ,редакция еженедельника воскресная школа,язык христианской православной культуры,изучение регионального краеведческого материала,преданности традициям жизни предков

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …