Рабочая программа по курсу «охрана воздушного и водного бассейна»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКалужский государственный педагогический университет им. К. Э. ЦиолковскогоУтверждено на заседании кафедры(протокол № __________ от ___________________ )Зав. кафедрой. ________________________________
по курсу «ОХРАНА ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО БАССЕЙНА» на __5___ курсе биолого-химического факультета
на ____1_____ семестр ____2008-2009_____ уч. года.
Рабочую программу осуществляют:Лекции ____Клименко Елена Александровна, к. б. нпрактические занятия ___ Клименко Елена Александровна, к. б. н. (должность, ученая степень, ф.и.о.)
Учебных недель в семестре ________________________Учебных часов лекций _____36_____________________семинарских ___________18_____________________практических ______18_____________________лабораторных ____________________________консультаций ____________________________зачет ________6____________ (1 семестр)экзамен ____________________ (семестр)самостоятельная работа студентов ___________ час
№п/п
Тема и содержание
Форма изучения материала
Количество часов
Межпредметные связи
1
2
3
4
5
1.
Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества.
ЛК
2
Экология человека
2.
Понятие кризис. Кризис экологический. Экологическая катастрофа.
СМ
2
Социальная экология
3.
Краткий очерк истории охраны природы. Начальные этапы развития охраны природы.
ЛК
2
Социальная экология
4.
История охраны природы в нашей стране. Современный этап охраны природы. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая 2005г.).
ПР
2
Правовые основы природопользования
5.
Характеристика атмосферного воздуха, поверхностных, подземных вод и вод Мирового океана как природных ресурсов.
ЛК
2
Учение об атмосфере
6.
Аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы.
СМ
2
7.
Физико-химические процессы в атмосфере. Состав незагрязненного воздуха.
ЛК
2
Учение об атмосфере
8.
Микрокомпонентные примеси в атмосфере. Геохимические источники. Биологические источники. Антропогенные источники. Способы определения.
ПР
2
Учение об атмосфере
9.
Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние атмосферы крупных городов и промышленных центров.
ЛК
2
Учение об атмосфере
10.
Радиоактивное загрязнение. Озоновый слой. «Парниковый эффект». Кислотные осадки.
СМ
2
№п/п
Тема и содержание
Форма изучения материала
Количество часов
Межпредметные связи
11.
Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.
ЛК
2
12.
Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы.
ПР
2
Техногенные системы и экологический риск
13.
Техногенно изменённая воздушная среда городов – этиологический фактор развития заболеваний. Воздействие атмосферных загрязнений на человека. Острое действие атмосферных загрязнений. Хроническое действие атмосферных загрязнений.
ЛК
2
Экология человека
14.
Медико-экологическая реабилитация. Принципы организации и методы проведения.
СМ
2
Экология человека
15.
Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека.
ЛК
2
Экология человека
16.
Определение уровня физического развития и уровня здоровья граждан, проживающих в зданиях с различным уровнем химического и биологического загрязнения воздушной среды. Ионизация воздушной среды помещений.
ПР
2
17.
Мониторинг окружающей среды. Виды мониторинга. Критерии оценки качества окружающей среды. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
ЛК
2
Правовые основы природопользования
18.
Методы охраны атмосферы от химических загрязнений. Методы контроля состояния воздуха и газовых потоков.
СМ
2
№п/п
Тема и содержание
Форма изучения материала
Количество часов
Межпредметные связи
19.
Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Направления охраны государством атмосферного воздуха. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
ЛК
2
20.
Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.
ПР
2
21.
«Воздушный Кодекс Российской Федерации» от 19. 03. 1997г. № 60-ФЗ. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ.
ЛК
2
22.
Региональное законодательство. Региональное законодательство в области охраны атмосферы.
ПР
2
23.
Свойства воды. Распространение и состояние вод.
ЛК
2
Учение о гидросфере
24.
Физико-химические процессы в гидросфере. Химия пресных поверхностных вод. Химия воды и режим выветривания.
ПР
2
Учение о гидросфере
25.
Мировые ресурсы воды. Водные ресурсы России.
СМ
2
26.
Проблема недостатка пресной воды.
ЛК
2
27.
Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.
СМ
2
№п/п
Тема и содержание
Форма изучения материала
Количество часов
Межпредметные связи
28.
Методы анализа природных вод. Методы контроля состава сточных вод. Методы очистки сточных вод. Питьевая вода. Контроль качества и охрана водных ресурсов.
ПР
2
Техногенные системы и экологический риск
29.
Микробиологическое качество воды. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды.
ЛК
2
30.
Правовые основы охраны водных ресурсов. «Водный Кодекс Российской Федерации» от 16. 11. 1995 № 167-ФЗ. Водный фонд РФ. Право собственности на водные объекты. Аренда водных объектов.
ЛК
2
Правовые основы природопользования
31.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима территорий и их водоохранных зон. Осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов. Подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Право водопользования и его виды.
СМ
2
32.
Региональное законодательство в области охраны водных ресурсов. Правовая охрана городских и пригородных водных объектов. Правовой режим водных объектов и занятых ими земель.
ЛК
2
№п/п
Тема и содержание
Форма изучения материала
Количество часов
Межпредметные связи
33.
Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и на территории Калужской области.
СМ
2
34.
Основы законодательства Российской Федерации в области охра­ны здоровья граждан.
СМ
2
35.
Природоохранная деятельность в зарубежных странах.
ЛК
2
36.
Международные экологические организации. Международное сотрудничество в области охраны воздушного и водного бассейна.
ЛК
2
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
6
7
8
9
10
11, 12
Понятие «экологический кризис». Глобальные экологические кризисы в истории человечества.
2
Рефераты
6
Вопросы терминологии в разделе «Охрана природы».
1
Опрос
3
Государственный мониторинг окружающей среды.Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
1
Опрос
11,12
Образование земной коры и атмосферы.
2
Рефераты
13
Каковы особенности хронического специфического действия химических загрязнений атмосферного воздуха.
2
Доклады
2
Основные источники поступления в воздушную среду по­мещений веществ, способных вызвать расстройство здоровья.
1
Опрос
11,12
Классификация видов мониторинга. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
1
Опрос
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
Таблицы, фотографии
5,6
Влияние загрязнений и изменения газового баланса атмосферы на климат.
1
Опрос
Таблицы
3
Хроническое специфическое действие атмосферных загрязнений. Хроническое неспецифическое действие атмосферных загрязнений.
2
доклады
Мультимедиа-презентация
13,16
«Синдром больных зданий». Ионизация воздушной среды помещений.
1
опрос
Таблицы, ростомер, весы
16
Методы определения уровня физического развития и уровня здоровья
1
доклады
Мультимедиа-презентация
3
Критерии оценки качества окружающей среды.
1
опрос
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
Мультимедиа-презентация
11,12
Правовые аспекты охраны озонового слоя.
2
опрос
Мультимедиа-презентация
11
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства по охране атмосферного воздуха.
2
опрос
АК РФ
11
Наказание, предусмотренное АК РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
1
сообщения
Таблицы
15, 13
Проблема недостатка пресной воды. Загрязнение океанов и морей. Загрязнение рек и озёр.
2
опрос
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
Таблицы
4
Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения вод.
2
опрос
Мультимедиа-презентация
14, 15
Роль микробиологического качества питьевой воды в заболеваемости населения.
2
опрос
Мультимедиа-презентация
11
Полномочия органов государственной власти РФ в области использования и охраны природных объектов.
2
доклады
АК РФ, УК РФ
11
Ответственность за нарушение водного законодательства.
2
опрос
Мультимедиа-презентация
11
Проблемы межрегионального сотрудничества в области охраны водного бассейна. Водные объекты и рост площади мегаполисов.
2
опрос
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
Мультимедиа-презентация
13
Какие условия должны учитываться при расчете необходимого количества сил и средств при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Калужской области.
2
опрос
Мультимедиа-презентация
11
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
2
опрос
Наглядные пособия, технические средства
Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку)
Задание по самостоятельной работе студентов
Количество часов
Форма контроля самостоятельной работы студентов
6
7
8
9
10
1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.
9. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986.
17. Ю. П. Гичев Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (печальный опыт России). – Новосибирск, СО РАМН, 2002. – 230 с
2. Потапов А.Д. Экология. М.: Высшая школа, 2002.
10. Биосфера. Мысли и наброски. Сборник научных работ В.И. Вернадского. М.: Ноосфера, 2001.
3. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2004.
11.Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия, 2005
18. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.: ил.
4. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию. М.: КМК, 2005
12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: ООО «Профобразование», 2003.- 656 с.
19. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / В. К. Донченко, В. М. Питтулько, В. В. Растоскуев и др.; Под ред. В. М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
5. Губарева Л.И. и др. Экология человека. – М.: Владос, 2004.
13. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 3-е изд., испр. и доп./ Ю. В. Новиков — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 736 с.
6. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. – М.: Владос, 2004
14. Гусаков Н. В. Химия окружающей среды. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.
7. Губарева Л.И. и др. Экология человека. Практикум для вузов. М.: Владос, 2003.
15. Гидрохимические показатели окружающей среды: справочные материалы / Под ред. Т. В. Гусевой. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.
8. Большаков В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. Екатеринбург: Сократ, 2003.
16. Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А. А. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с
Рабочая программа разрабатывается на основе типовой методики учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ с учетом «Методических указаний к составлению рабочих программ и технологических карт, одобренных коллегией Министерства образования РФ».
Рабочая программа является единой для всех преподавателей, ведущих данную дисциплину.
Объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы. Время, планируемое на самостоятельную работу, не должно превышать 80% от числа часов аудиторных занятий.
В графе «Форма занятий» для обозначения различных видов учебной работы рекомендуется следующая система шифров: лекция – ЛК, практические занятия – ПР, семинар –СМ, лабораторные занятия – ЛБ, контрольная работа –КР, коллоквиум – КЛ.
В графе «Наглядные пособия, технические средства» для удобства заполнения проставляется шифр наглядного пособия и его номеров по кафедральному каталогу. Рекомендуемая система шифров: кинофильм – КФ, диафильм – ДФ, магнитофон – МФ, диапозитив – ДП, грамзапись – ГЗ, таблица – Т, лекционный эксперимент – ЛЭ.
В графе «Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам» указывается номер книги по списку, приложенному к рабочей программе, а также параграф или номер страницы.
В графе «Межпредметные связи» указывается учебная дисциплина (тема, раздел), на которую опирается или с которой связана изучаемая тема.

Оцените статью
Добавить комментарий