Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 03.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ивановская основная общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено и принято
Протокол заседания методического
объединения
№ 1 от 30 августа 2013г.
Руководитель МО
___________Копицына Е.Г.
Согласовано с зам. по УВР
30 августа 2013 г.
______________Лысенко Н.Е.
Утверждаю
Директор школы
_____________Родионов Н.А.
Приказ № 29/12
От « 31 » августа 2013 г.

по учебному предмету «Литература»
основного общего образования
5 класс
Срок реализации 2013-2014 гг.
Составитель: Голобородько Елена Викторовна,
учитель, первая категория,
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, основной образовательной программы школы на 2012-2015уч. г.пр.№301 от 31.08.12, учебного плана школы на текущий год пр.№29 общ. от 31.08.13, положения МКОУ Ивановская ООШ «О рабочей программе по предмету, курсу» пр. №301 от 31.08.12 и ориентирована на использование учебника по литературе «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин (Просвещение, 2011).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературыОснову содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко — и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные с взаимоотношениями человека и природы.
В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии, ориентированные на результат:
обучения в сотрудничестве;
проектного обучения.
Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 70 часов из расчёта 2 часа в неделю (35 рабочих недель).
Требования к уровню подготовки обучающихся. Результаты освоения учебного предмета.
знать/ понимать:
образную природу словесного искусства;
авторов и содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы, жанры литературы, басня, аллегория, понятие об эзоповом языке, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, бродячие сюжеты сказок, метафора, звукопись и аллитерация, фантастика в литературном произведении, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, пьеса-сказка, автобиографичность литературного произведения.
уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности языка и построения произведений простейших жанров;
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге;
выразительно читать тексты-повествования, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведений (сказка, загадка, басня, рассказ);
готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
аргументировать своё отношение к героям произведений, объяснять мотивы поведения, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
видеть общность и различие писателей в пределах тематически близких произведений;
писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорных жанров;
создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Содержание тем учебного курса
1. Роль книги в жизни человека.
2.Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора.
Понятие о древнерусской литературе. Жанр летописи. «Повесть временных лет».
4. Русская литература 18 века. Ломоносов М.В. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Волк на псарне». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Трагические события баллады. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила» ( пролог). «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. «Бородино».А.Погорельский. Сказка «Чёрная курица или подземные жители». В.М.Гаршин. Н.В.Гоголь. Цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя.Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос», «Крестьянские дети».И.С. Тургенев. Рассказ "Муму". Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». А.П.Чехов. «Хирургия». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры. Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики. И.А.Бунин Рассказ «Косцы». В.Г.Короленко. «В дурном обществе».Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Рассказ «Никита». П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса.С. Есенин особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями …»В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Творчество А.Т.Твардовского и К. Симонова о ВОВ. С.Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон», Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». М. Твен "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Дж.Лондон «Сказание о Кише». Ж.Санд «О чём плачут цветы». Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд».
Тематическое планирование

Название темы
Кол-во часов
1.
Роль книги в жизни человека
1
2.
Устное народное творчество
7
3.
Из древнерусской литературы
1
4.
Из русской литературы 18-19 века.
33
5.
Из русской литературы 20 века.
19
6.
Из зарубежной литературы.
8
7.
Итоговый урок
1
70

Оцените статью
Добавить комментарий