Рабочая программа по логопедии для 1- 7 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной — страница 2

Базовая коррекционная программа по логопедии для учащихся специальных (коррекционных) школ VIIIвида с нарушениями чтения и письма и соответствующие учебники в настоящее время отсутствуют.Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой.- М: Просвещение, 1999.- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой.- М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. Использовала научно- методическую литературу по коррекции нарушений устной и письменной речи.Рабочая программа рассчитана на количество учебных часов в неделю:1 класс- 4 часа2 класс- 4 часа3 класс- 4 часа4-«а» и 4-«б» классы- 3 часа5-6-и класс ГУО — 3 часа5 класс- 3 часа6 класс- 2 часа7 класс- 2 часаОбщее количество учебных часов в год:1 класс- 116 часов2 класс- 120 часов3 класс- 120 часов4 «а» и 4 «б» классы- 90 часов5-6-и класс ГУО -90 часов 6 класс- 60 часов7 класс- 60 часовКоличество учебных часов для логопедического обследования в начале года (01.09- 15.09) в конце года (16.05- 30.05)1 класс- 8 часов2 класс- 8 часов3 класс- 8 часов4 классы- 6 часов5-6-и класс ГУО — 6 часов5 класс- 6 часов6 класс- 4 часа7 класс- 4 часаКоррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
Ликвидировать проявления речевой патологии.
Содействовать усвоению программы по родному языку.
Сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся.
Сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
Содержание программыСодержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обуславливает необходимость строить содержание логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида с учетом программы по русскому языку в данном классе.В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.Характерной для логопедической работы в специальной (коррекционной) школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Другой особенностью является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем -на более сложном.В графе «Наименование раздела» отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. В связи с тем, что речевое недоразвитие сопровождается, как правило, недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п., в программу включены такие важные разделы, как развитие неречевых процессов, общеучебных умений и навыков обучающихся.В графе « Содержание учебного материала» представлены основные направления взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволит добиться прочного овладения материалом и автоматизации навыков.Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит из предварительного этапа, основной задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Л и Р, заднеязычных согласных.Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится на начальном звене. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; оптической дисграфии. Программа направлена на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс). В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-7 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии.В графе «Ожидаемый результат» представлен предполагаемый уровень усвоения материала обучающимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума образования в коррекционном учреждении.1 класс — 116 часов.Тематическое планирование.
Наименование раздела
Содержание учебного материала
Ожидаемый результат(что должны знать и уметь обучающиеся)
Звуковая сторона речи
развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры.-последовательная обработка правильной артикуляции звуков, их характеристика.-гласные звуки «а», «у», «о»,»ы», «и», «э». Их обозначение буквами; гласные буквы е,ё,ю,я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных); согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, обозначение звуков буквами.-Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, формирование прочных звукобуквенных связей.-Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения.
Выделить звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции.-Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком; обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных позициях.-Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.-Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.
Лексико- грамматический строй речи
-Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: Органы речи, части тела, семья, дом, одежда, посуда, мебель, школа, класс, времена года, овощи, фрукты, труд людей, домашние и дикие животные, праздники и даты.-ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.-практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения).
-Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику.-Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова.-Единицы речи- понимать термины слово, предложение, текст.
Работа над предложением и связной речью.
-Интонация в предложениях.-Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное+глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делал?-Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п.). Их анализ, постановка вопросов, установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания.-Пересказ по вопросам.частям, выборочный пересказ.-Рассказ по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам, серии картинок.
-Усвоить понятие предложение, составлять предложения из 2-х и нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.-Составлять модель простого двусоставного предложения.-Уметь распространять предложения по моделям и вопросам.Правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале, (.) в конце.-Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
Мыслительные процессы.
Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, концентрация, распределение).-Закрепление временных и пространственных представлений.-Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
-Знать времена года, дни недели, части суток.-Определять пространственные направления и обозначать их вербально.-Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления; классифицировать предметы по заданному признаку.
Развитие общеучебных знаний и навыков.
-Формирование учебно- организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного).-Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное.-Формирование умения вести диалог с учителем.
-Готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия.-Воспринимать инструкции педагога и действовать последовательно по их выполнению.-Вести учебный диалог, выделять главное. Отвечать на вопросы полным предложением.
Пояснительная записка рабочая программа по «Чтению и развитию речи»…
Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на…

Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)…
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Рабочая программа по логопедии для 1, 2, 3, 4 «а», 4 «б», 5 «а», 5 «б», 6, 6-7 «гуо», 7 классов
Особенности проявлений речевого недоразвития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по курсу "Технология"
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5-8 классов основной общеобразовательной школы. Программа по «Технологии» для 5-8…
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной…
Целью программы является допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, необходимая…
Закона РФ «Об образовании»
Учебный план муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными…
Программа развития моу специальной ( коррекционной ) общеобразовательной…
Изменения в методическом блоке: создание уровневой методической службы; проектная деятельность
Рабочая программа по информатике и икт для 10 классов Срок реализации программы
Настоящая рабочая учебная программа курса по информационно-коммуникационным технологиям для 10 класса основной общеобразовательной…
Рабочая программа по информатике и икт 7 класс
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий