Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе Разработала: учитель истории и обществознания Белецкая С. И

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю"Директор лицея ___________ Е.Б. ШипиловаПриказ №______ от "_____"___________2014 г.
"Согласовано"Заместитель директора лицея по УВР___________ ________________________
Рассмотрено на заседании кафедры/МОПротокол №______от "_____" ___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной культуры народов России
в 5 классе
Разработала: учитель истории и обществознания Белецкая С.И.(высшая квалификационная категория)Кантемировка2014 -2015 учебный год
^
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» автора Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
^ :
— знакомство с основами православной культуры;- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
^
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества. Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;- системы связей, между другими учебными предметами.- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
^
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей») учебный предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России изучается в количестве 0,5 часов в неделю, 17,5 часов в год. Из них 12 часов (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (5 часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Культурная мозаика». Изучение модуля предполагается в разных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.
^
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов;-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
^ .
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
^ :
— знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
^
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
^ . Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственныеустановки.Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«^ Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,Боотур, Урал-батыр и др.).
^ . Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, ИванСусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (СергийРадонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом.
^ . Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
^ Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
^ . Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи вфольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.Раздел 3. Религия и культураРоль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной идуховной культуры общества.Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.Колокольный звон. Особенности православного календаря.Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламскийкалендарь.Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.Раздел 4. Как сохранить духовные ценностиЗабота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятниковдуховной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примерыблаготворительности из российской истории. Известные меценаты России.Раздел 5. Твой духовный мир.Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.Нравственные качества человека.
^

Раздел, тема урока.
Кол-во часов.
Основные элементы содержания.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий).
Формы и виды контроля.
Домаш-нее задание.
Дата проведения урока.
^
1.
Величие многона-циональ-ной рос-сийской культуры.
1
Российская культура – плод усилий разныхнародов. Деятели науки и культуры – представи-телей разных нацио-нальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Стани-славский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
^ чтение и обсуждениетекста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили
Россию?».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня история развития культуры.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: обсудить, какое значение имеет многонациональный аспект культуры.
Устный опрос
Стр.7-11
2.
Человек – творец и носитель культуры.Урок-презента-ция.
1
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
^ Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры»,«Человек – творец культуры» (наоснове иллюстративного материала).
^ Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя
«Что такое этика?».
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какие законы жизни древних государств вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог
обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).
Тестовые задания
Стр.12-18
^
3.
«Береги землю родимую как мать любимую»
1
Представления о патрио-тизме в фольклоре разных народов. Герои нацио-нального эпоса разных народов (Улып, Сияжар ,Боотур, Урал-батыр и др.).
^ Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических
чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Оценка образца словесного портрета, представленного учителем.
^ Формулировать собственное мнение по обозначенной проблеме.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка», совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об
Урал-батыре.
Работа по карточ-кам
Стр.19-24
4.
Жизнь ратными подвигами полна.Урок-путешест-вие.
1
Реальные примеры выражения патриотичес-ких чувств в истории России (Дмитрий Дон-ской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – пат-риоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом.
^ Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мыслирассказа-дополнения учителя.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов
России.
^ Оценить нравственные принципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Работа с текстом учебника по вопросам
Стр.25-36
5.
В труде красота человека.
1
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
^ Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Чтение и анализ текста
«Микула Селянинович»
^ какие законы вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра».
Работа по карточ-кам
Стр.36-40
6.
«Плод добрых трудов сладок»Урок-знакомство
1
Буддизм, ислам, хрис-тианство о труде и тру-долюбии.
^ Определение главной
мысли текстов учебника. Формулирование вывода
по материалам урока.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.
^ Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы.
Устный опрос
Стр.41-42
7.
Люди труда.
1
Примеры самоотвер-женного труда людей разной национальности на благо родины (земле-проходцы, ученые, путе-шественники, колхозники и пр.).
^ Чтение и работа с текстами учебника
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Анализ и оценка ситуацийиз жизни сверстников.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Оценить нравственные принципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»
Тестовые задания
Стр.43-48
8.
Бережное отношение к природе.
1
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохра-нении природных объек-тов. Заповедники на карте России.
^ Оживление и исполь-зование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщенииучителя.
^ ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление об экологическом кризисе и почему?
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Оценить нравственные прин-ципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Совместная работа в
группах: анализ информации, представленной в текстах.
Составить синквейн.
Стр.49-55
9.
Семья – хранитель духовных ценностей
1
Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и под-держка – главные семей-ные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные цен-ности в православии, буддизме, исламе, иудаиз-ме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольк-лоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
^ Чтение и анализ текстастихотворения «Бабушкины сказки».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных
ценностей».
^ Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных
ценностях повествует история Петра и Февронии?»
^ Учебный диалог на основе
иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в
моей семье).
Работа с текстом учебника по вопросам
Стр.56-83
^
10.
Роль религии в развитии культуры.Урок-экскурсия.
1
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
^ подготовить сообщение о роли религии в развитии культуры.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формулировать собственное мнение о роль религии в развитии культуры.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Разыгрывание
сценок: «Коляда», «Святки»..
Стр.84-85
11.
Культурное наследие христианс-кой Руси
1
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси и их влия-ние на развитие обра-зования. Православный храм (внешние осо-бенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности пра-вославного календаря.
^ Чтение и выделение
главной мысли текста о Ярославе Мудром.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.
^ комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника
Устный опрос
Стр.85-98
12.
Культура ислама.
1
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской куль-туры. Успехи образования и науки. Вклад мусуль-манской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
^ Анализ информации,представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Рассматривание иллюстраций, оценка информации
^ Дать личную оценку исламс-кому учению.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».
Тестовые задания
Стр.99-108
13.
Иудаизм и культура.
1
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах ми-ровой живописи. Ев-рейский календарь.
^ Анализ информации,
представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма
^ дать личную оценку вкладу иудаизма в мировую культуру.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
Работа с текстом учебника по вопросам
Стр.109-119
14.
Культура в традициях буддизма.
1
Распространение буд-дизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
^ Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней
историей буддизма.
^ Дать личную оценку культуры в традициях буддизма
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм
Работа по карточ-кам
Стр.120-128
^
15.
Забота государст-ва о сохранении духовных ценностей.
1
Конституционные гаран-тии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исто-рических памятников, связанных с разными религиями.
^ Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота госу-дарства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»
^ Формулировать собственное мнение о сохранении духовных ценностей.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Тестовые задания
Стр.129-135
16.
Хранить память предков.
1
Уважение к труду, обы-чаям, вере предков. При-меры благотворитель-ности из российской исто-рии. Известные меценаты России.
^ доказать необходимость хранить память предков.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Составление портрета герояхудожественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова)
^ Оценка информации, пред-ставленной в рассказе-объяснении учителя.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог: обсуж-дение статьи Д. Лихачева «Память».
Устный опрос
Стр.136-142
^
17.
Что составляет твой духовный мир.
1
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Эти-кет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
^ Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выявить и сравнить приз-наки духовности и бездуховности.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Дать личную оценку своему духовному миру.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Совместная деятель-ность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Состав-ление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».
Составить итоговую презента-цию.
Стр.143-156
^
-Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Издательский центр «Ветана-Граф», 2012-Интернет ресурсы.
^
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области

"Утверждаю"Директор лицея ___________ Е.Б. ШипиловаПриказ №______ от "_____"___________2014 г. "Согласовано"Заместитель директора лицея по УВР___________ ________________________ Рассмотрено на заседании кафедры/МОПротокол №______от "_____" ___________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам духовно-нравственной культуры народов России

в 5 классе

Разработала: учитель истории и обществознания Белецкая С.И.(высшая квалификационная категория)Кантемировка2014 -2015 учебный год

^

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» автора  Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 ^ :

— знакомство с основами православной культуры;- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

^

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества. Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;- системы связей, между другими учебными предметами.- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

^

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей») учебный предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России изучается в количестве 0,5 часов в неделю, 17,5 часов в год. Из них 12 часов (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (5 часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Культурная мозаика». Изучение модуля предполагается в разных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.

^

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов;-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

^ .

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

^ :

— знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

^

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

^ . Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственныеустановки.Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«^ Представления о патриотизме в

фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,Боотур, Урал-батыр и др.).

^ . Реальные примеры выражения

патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, ИванСусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (СергийРадонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом.

^ . Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,

легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и

трудолюбии.

^ Примеры самоотверженного труда людей разной национальности

на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль

заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

^ . Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О

любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи вфольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.Раздел 3. Религия и культураРоль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной идуховной культуры общества.Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.Колокольный звон. Особенности православного календаря.Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламскийкалендарь.Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.Раздел 4. Как сохранить духовные ценностиЗабота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятниковдуховной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примерыблаготворительности из российской истории. Известные меценаты России.Раздел 5. Твой духовный мир.Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.Нравственные качества человека.

^

Раздел, тема урока. Кол-во часов. Основные элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий). Формы и виды контроля. Домаш-нее задание. Дата проведения урока.
^
1. Величие многона-циональ-ной рос-сийской культуры. 1 Российская культура – плод усилий разныхнародов. Деятели науки и культуры – представи-телей разных нацио-нальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Стани-славский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). ^ чтение и обсуждениетекста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили

Россию?».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
какое значение имеет для меня история развития культуры.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
обсудить, какое значение имеет многонациональный аспект культуры.

Устный опрос Стр.7-11
2. Человек – творец и носитель культуры.Урок-презента-ция. 1 Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. ^ Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры»,«Человек – творец культуры» (наоснове иллюстративного материала).

^ Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя

«Что такое этика?».

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какие законы жизни древних государств вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Учебный диалог

обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».

Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Тестовые задания Стр.12-18
^
3. «Береги землю родимую как мать любимую» 1 Представления о патрио-тизме в фольклоре разных народов. Герои нацио-нального эпоса разных народов (Улып, Сияжар ,Боотур, Урал-батыр и др.). ^ Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических

чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Оценка образца словесного портрета, представленного учителем.

^ Формулировать собственное мнение по обозначенной проблеме.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка», совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об

Урал-батыре.

Работа по карточ-кам Стр.19-24
4. Жизнь ратными подвигами полна.Урок-путешест-вие. 1 Реальные примеры выражения патриотичес-ких чувств в истории России (Дмитрий Дон-ской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – пат-риоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом. ^ Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мыслирассказа-дополнения учителя.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов

России.

^ Оценить нравственные принципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Работа с текстом учебника по вопросам Стр.25-36
5. В труде красота человека. 1 Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). ^ Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Чтение и анализ текста

«Микула Селянинович»

^ какие законы вы считаете правильными, гуманными, а с какими категорически не согласны.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра».

Работа по карточ-кам Стр.36-40
6. «Плод добрых трудов сладок»Урок-знакомство 1 Буддизм, ислам, хрис-тианство о труде и тру-долюбии. ^ Определение главной

мысли текстов учебника. Формулирование вывода

по материалам урока.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

^ Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы.

Устный опрос Стр.41-42
7. Люди труда. 1 Примеры самоотвер-женного труда людей разной национальности на благо родины (земле-проходцы, ученые, путе-шественники, колхозники и пр.). ^ Чтение и работа с текстами учебника
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Анализ и оценка ситуацийиз жизни сверстников.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Оценить нравственные принципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»

Тестовые задания Стр.43-48
8. Бережное отношение к природе. 1 Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохра-нении природных объек-тов. Заповедники на карте России. ^ Оживление и исполь-зование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщенииучителя.

^ ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление об экологическом кризисе и почему?
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
Оценить нравственные прин-ципы христиан.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Совместная работа в

группах: анализ информации, представленной в текстах.

Составить синквейн. Стр.49-55
9. Семья – хранитель духовных ценностей 1 Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и под-держка – главные семей-ные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные цен-ности в православии, буддизме, исламе, иудаиз-ме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольк-лоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. ^ Чтение и анализ текстастихотворения «Бабушкины сказки».

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных

ценностей».

^ Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных

ценностях повествует история Петра и Февронии?»

^ Учебный диалог на основе

иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в

моей семье).

Работа с текстом учебника по вопросам Стр.56-83
^
10. Роль религии в развитии культуры.Урок-экскурсия. 1 Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. ^ подготовить сообщение о роли религии в развитии культуры.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формулировать собственное мнение о роль религии в развитии культуры.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Разыгрывание

сценок: «Коляда», «Святки»..

Стр.84-85
11. Культурное наследие христианс-кой Руси 1 Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси и их влия-ние на развитие обра-зования. Православный храм (внешние осо-бенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности пра-вославного календаря. ^ Чтение и выделение

главной мысли текста о Ярославе Мудром.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: составить план текста; найдите новые слова в тексте и придумайте вопросы к ним.

^ комментировать и оценивать комплекс моральных норм христианства
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника

Устный опрос Стр.85-98
12. Культура ислама. 1 Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской куль-туры. Успехи образования и науки. Вклад мусуль-манской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. ^ Анализ информации,представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Рассматривание иллюстраций, оценка информации

^ Дать личную оценку исламс-кому учению.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Учебный диалог «Золотой век исламской культуры».

Тестовые задания Стр.99-108
13. Иудаизм и культура. 1 Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах ми-ровой живописи. Ев-рейский календарь. ^ Анализ информации,

представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма

^ дать личную оценку вкладу иудаизма в мировую культуру.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

Работа с текстом учебника по вопросам Стр.109-119
14. Культура в традициях буддизма. 1 Распространение буд-дизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. ^ Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней

историей буддизма.

^ Дать личную оценку культуры в традициях буддизма
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм

Работа по карточ-кам Стр.120-128
^
15. Забота государст-ва о сохранении духовных ценностей. 1 Конституционные гаран-тии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исто-рических памятников, связанных с разными религиями. ^ Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота госу-дарства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»

^ Формулировать собственное мнение о сохранении духовных ценностей.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
выполнять задание по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Тестовые задания Стр.129-135
16. Хранить память предков. 1 Уважение к труду, обы-чаям, вере предков. При-меры благотворитель-ности из российской исто-рии. Известные меценаты России. ^ доказать необходимость хранить память предков.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Составление портрета герояхудожественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова)

^ Оценка информации, пред-ставленной в рассказе-объяснении учителя.

КОММУКАТИВНЫЕ УУД: Учебный диалог: обсуж-дение статьи Д. Лихачева «Память».

Устный опрос Стр.136-142
^
17. Что составляет твой духовный мир. 1 Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Эти-кет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. ^ Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?».

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выявить и сравнить приз-наки духовности и бездуховности.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
Дать личную оценку своему духовному миру.
КОММУКАТИВНЫЕ УУД:
Совместная деятель-ность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Состав-ление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Составить итоговую презента-цию. Стр.143-156

^

-Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Москва. Издательский центр «Ветана-Граф», 2012-Интернет ресурсы.

^

Ученик должен знать/понимать:

  1. Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  2. Историю возникновения культуры;
  3. Особенности и традиции религии;
  4. Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  1. Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  2. Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  3. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  4. Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  5. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  6. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  7. Готовить сообщения по выбранным темам.

величие многона-циональ-ной рос-сийской культуры,культуры представи-телей разных нацио-нальностей,сохра-нении природных объек-тов,держка главные семей-ные ценности,оценить нравственные прин-ципы христиан,выделение главной мыслирассказа-дополнения учителя,деятели разных конфессий пат-риоты,плод добрых трудов славен,составление плана пересказа текстов,рассказе учителя забота госу-дарства

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …