Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю"Директор лицея ___________ Е.Б. ШипиловаПриказ №______ от "_____"___________2014 г.
"Согласовано"Заместитель директора лицея по УВР___________ ________________________
Рассмотрено на заседании кафедры/МОПротокол №______от "_____" ___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо основам религиозныхкультур и светской этики(модуль «Основы православной культуры»)в 4 классеРазработала: учитель истории и обществознания Белецкая С.И.(высшая квалификационная категория)Кантемировка2014 -2015 учебный год
1.^
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
^ :
— знакомство с основами православной культуры;- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
^
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества. Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;- системы связей, между другими учебными предметами.- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
^
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей») учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики изучается в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год. Из них25 часов (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (10 часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Религиозная мозаика». Изучение модуля предполагается в разных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра. Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.
^
Ценностные ориентиры содержания образования определены на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание (А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010). «В основе учебно-воспитательного процесса ОРКСЭ лежат базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.» «В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
— патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
— социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
— гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
— семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
— труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
— наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
— традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
— искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
— природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
— человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.»
^
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов;-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
^ .
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
^ :
— знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
^
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство ), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
^

Раздел, тема урока.
Кол-во часов.
Основные элементы содержания.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий).
Формы и виды контроля.
Домаш-нее задание.
Дата проведения урока.
1
Россия — наша Родинаурок-презентация,
1
Россия — наша Родина.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о нашей Родине
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня духовные ценности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: обсудить, какое значение имеют традиции в жизни моей семьи
Устный опрос
Урок 1
2
Культура и религия
1
Введение в православную духовную тра-дицию. Куль-тура и религия.
^ рассказать о религии
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект религиозного верования
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Составить синквейн со словом «религия»
Урок 2
3
Человек и Бог в православииурок-диспут,
1
Особенности восточного христианства.
^ Отбирать информацию из источника.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о православии
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том, какое место занимает в православии человек и Бог
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Взять интервью друг у друга от имени священника
Работа с текстом учебника по вопросам
Урок 3
4
Православная молитва
1
Во что верят православные христиане.
^ раскрывать смысл новых понятий
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о молитве.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня «Отче наш»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Рассказ от имени очевидца событий.
Урок 4
5
Библия и Евангелие
1
Во что верят православные христиане.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том, какое место в культуре занимает Библия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Устный опрос
Урок 5
6
Проповедь Христаурок-путешествие,
1
Во что верят православные христиане.
^ раскрывать смысл новых понятий
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о жизни Христа
^ какое значение имеет для меня проповедь Христа
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Рассказ от имени очевидца событий.
Урок 6
7
Христос и его крест
1
Во что верят православные христиане.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о жизни Христа
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект поступка Иуды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.
Устный опрос
Урок 7
8
Пасхаурок-экскурсия,
1
Праздники.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: составить правила поведения в храме на Пасху
Тестовые задания
Урок 8
9
Православное учение о человеке
1
Во что верят православные христиане.
^ рассказать о человеке с точки зрения православия
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Высказывать свои предположения о сути православного учения о человеке
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Составить синквейн
Урок 9
10
Совесть и раскаяние
1
Золотое правило нравственности.
^ раскрывать смысл новых понятий
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о совести.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект раскаяния.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД инсценировать рассказы Л.Н.Толстого
Работа с текстом учебника по вопросам
Урок 10
11
Заповедиурок-игра
1
Во что верят православные христиане.
^ искать в сети Интернет информацию о заповедях.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о том, выполнимы ли заповеди.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Устный опрос
Урок 11
12
Милосердие и сострадание
1
Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание.
^ рассказать о милосердии.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о сострадании.
^ какое значение имеет для меня возможность помочь нуждающемуся
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Игра «Лучший вопрос»
Работа по карточ-кам
Урок 12
13
Золотое правилоэтики
1
Золотое пра-вило нравс-твенности.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект золотого правила этики.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.
Составить синквейн
Урок 13
14
Храмурок-игра
1
Православный храм и другие святыни.
^ рассказать о храмах.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали об архитектуре храма.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о правилах поведения в храме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям. составить правила поведения
Индиви-дуальные задания
Урок 14
15
Иконаурок-экскурсия,
1
Символичес-кий язык пра-вославной культуры: христианское искусство(ико-ны, фрески, церковное пение, при-кладное искусство), православный календарь.
^ раскрывать смысл новых понятий
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение об иконописи
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Взять интервью друг у друга от имени иконописца.
Устный опрос
Урок 15
16
Творческие работы учащихся
2
^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Формировать свою позицию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Защита презента-ций
17
Как христианство пришло на Русьурок-экскурсия,
1
Православие в России.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали об истории Древней Руси.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о роли князя Владимира в процессе христианизации Руси.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.
Тестовые задания
Урок 16
18
Подвиг
1
Добро и зло в православной традиции.
^ раскрывать смысл понятия «подвиг» в православии.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формировать свою позицию по отношению к подвижничеству.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Индиви-дуальные задания
Урок 17
19
Заповеди блаженств
1
Праздники.
^ Отбирать информацию из источника.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о заповедях.
^ выявить нравственный аспект
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Игра «Лучший вопрос»
Работа по карточ-кам
Урок 18
20
Зачем творить добро
1
Добро и зло в православной традиции.
^ составлять короткое сообщение о добре
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Формировать свою позицию по отношению к проблеме «Зачем творить добро»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: инсценировать стихи
Устный опрос
Урок 19
21
Чудо в жизни христианина
1
Во что верят православные христиане.
^ рассказать о христианских чудесах
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формировать свою позицию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Взять интервью друг у друга от имени прихожанина.
Тестовые задания
Урок 20
22
Православие о Божием суде
1
Золотое правило нравственности.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о Божьем суде. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том , всегда ли светский суд справедлив.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Работа с текстом учебника по вопросам
Урок 21
23
Таинство причастия
1
Во что верят православные христиане.
^ составлять короткое сообщение о таинстве причастия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Формировать свою позицию
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Игра «Лучший вопрос»
Работа по карточ-кам
Урок 22
24
Монастырьурок-презентация
1
Символичес-кий язык пра-вославной культуры: христианское искусство (иконы, фрес-ки, церковное пение, при-кладное искусство), православный календарь.
^ рассказать о монастырях
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали об устройстве монастыря.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о порядках в монастыре.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Составить синквейн
Урок 23
25
Отношение христианина к природе
1
Долг и ответс-твенность. Любовь и уважение к Отечеству.
^ Отбирать информацию из источника.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Высказывать свое мнение об экологических проблемах современности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: инсценировать сценки
Работа с текстом учебника по вопросам
Урок 24
26
Христианская семья
1
Любовь к ближнему. Христианская семья и её ценности.
^ составлять короткое сообщение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о христианской семье.
^ Высказывать свое мнение о порядках в христианской семье
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: составить правила поведения в христианской семье
Тестовые задания
Урок 25
27
Защита Отечества
1
Долг и ответствен-ность. Любовь и уважение к Отечеству.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о необходимости защищать Отечество
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня защита Отечества
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: инсценировать сценки
Рассказ от имени очевидца событий.
Урок 26
28
Христианин в трудеурок-презентация
1
Отношение к труду.
^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.
^ выявить нравственный аспект труда.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: составить правила поведения в труде
Устный опрос
Урок 27
29
Любовь и уважение к Отечеству
1
Долг и ответствен-ность. Патриотизм многонацио-нального и многоконфес-сионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству.
^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о любви к Отечеству
^ Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Игра «Лучший вопрос»
Работа с текстом учебника по вопросам
Урок 28
30
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
4
^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
^ Высказывать свое мнение по обозначенным проблемам.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
Защита презента-ций
^
-Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022138-2 .-Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с.: ил. — ISBN 978-5-09-024076-5.-Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. — 95 с.: ил.-Интернет ресурсы.
^
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: — основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области

"Утверждаю"Директор лицея ___________ Е.Б. ШипиловаПриказ №______ от "_____"___________2014 г. "Согласовано"Заместитель директора лицея по УВР___________ ________________________ Рассмотрено на заседании кафедры/МОПротокол №______от "_____" ___________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо основам религиозныхкультур и светской этики(модуль «Основы православной культуры»)в 4 классеРазработала: учитель истории и обществознания Белецкая С.И.(высшая квалификационная категория)Кантемировка2014 -2015 учебный год

1.^

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»  Данилюк А.Я.  М., Просвещение 2012 год.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 ^ :

— знакомство с основами православной культуры;- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

^

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества. Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;- системы связей, между другими учебными предметами.- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

^

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей») учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики изучается в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год. Из них25 часов (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (10 часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Религиозная мозаика». Изучение модуля предполагается в разных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-диспут, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра. Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.

^

Ценностные ориентиры содержания образования определены на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание (А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010).  «В основе учебно-воспитательного процесса ОРКСЭ лежат базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.» «В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

—  патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

—  социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

—  гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

—  семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

—  труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

—  наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

—  традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

—  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

—  природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

—  человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.»

^

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов;-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

^ .

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей;-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

^ :

— знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;- знакомство с основами религиозной морали;- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

^

Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство ), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

^

Раздел, тема урока. Кол-во часов. Основные элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий). Формы и виды контроля. Домаш-нее задание. Дата проведения урока.
1 Россия — наша Родинаурок-презентация, 1 Россия — наша Родина. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
выяснить, что нового узнали о нашей Родине

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня духовные ценности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
обсудить, какое значение имеют традиции в жизни моей семьи

Устный опрос Урок 1
2 Культура и религия 1 Введение в православную духовную тра-дицию. Куль-тура и религия. ^ рассказать о религии

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект религиозного верования
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Составить синквейн со словом «религия» Урок 2
3 Человек и Бог в православииурок-диспут, 1 Особенности восточного христианства. ^ Отбирать информацию из источника.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о православии

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том, какое место занимает в православии человек и Бог
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Взять интервью друг у друга от имени священника

Работа с текстом учебника по вопросам Урок 3
4 Православная молитва 1 Во что верят православные христиане. ^ раскрывать смысл новых понятий

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о молитве.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня «Отче наш»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Рассказ от имени очевидца событий. Урок 4
5 Библия и Евангелие 1 Во что верят православные христиане. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том, какое место в культуре занимает Библия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Устный опрос Урок 5
6 Проповедь Христаурок-путешествие, 1 Во что верят православные христиане. ^ раскрывать смысл новых понятий

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о жизни Христа

^ какое значение имеет для меня проповедь Христа
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Рассказ от имени очевидца событий. Урок 6
7 Христос и его крест 1 Во что верят православные христиане. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
выяснить, что нового узнали о жизни Христа

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект поступка Иуды.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.

Устный опрос Урок 7
8 Пасхаурок-экскурсия, 1 Праздники. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
составить правила поведения в храме на Пасху

Тестовые задания Урок 8
9 Православное учение о человеке 1 Во что верят православные христиане. ^ рассказать о человеке с точки зрения православия

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Высказывать свои предположения о сути православного учения о человеке
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Составить синквейн Урок 9
10 Совесть и раскаяние 1 Золотое правило нравственности. ^ раскрывать смысл новых понятий

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали о совести.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект раскаяния.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
инсценировать рассказы Л.Н.Толстого

Работа с текстом учебника по вопросам Урок 10
11 Заповедиурок-игра 1 Во что верят православные христиане. ^ искать в сети Интернет информацию о заповедях.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о том, выполнимы ли заповеди.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Устный опрос Урок 11
12 Милосердие и сострадание 1 Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание. ^ рассказать о милосердии.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о сострадании.

^ какое значение имеет для меня возможность помочь нуждающемуся
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Игра «Лучший вопрос»

Работа по карточ-кам Урок 12
13 Золотое правилоэтики 1 Золотое пра-вило нравс-твенности. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: выявить нравственный аспект золотого правила этики.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.

Составить синквейн Урок 13
14 Храмурок-игра 1 Православный храм и другие святыни. ^ рассказать о храмах.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали об архитектуре храма.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о правилах поведения в храме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям. составить правила поведения

Индиви-дуальные задания Урок 14
15 Иконаурок-экскурсия, 1 Символичес-кий язык пра-вославной культуры: христианское искусство(ико-ны, фрески, церковное пение, при-кладное искусство), православный календарь. ^ раскрывать смысл новых понятий

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение об иконописи
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Взять интервью друг у друга от имени иконописца.

Устный опрос Урок 15
16 Творческие работы учащихся 2 ^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Формировать свою позицию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Защита презента-ций
17 Как христианство пришло на Русьурок-экскурсия, 1 Православие в России. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
выяснить, что нового узнали об истории Древней Руси.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о роли князя Владимира в процессе христианизации Руси.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Провести виртуальную экскурсию для одноклассников.

Тестовые задания Урок 16
18 Подвиг 1 Добро и зло в православной традиции. ^ раскрывать смысл понятия «подвиг» в православии.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формировать свою позицию по отношению к подвижничеству.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Индиви-дуальные задания Урок 17
19 Заповеди блаженств 1 Праздники. ^ Отбирать информацию из источника.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о заповедях.

^ выявить нравственный аспект
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Игра «Лучший вопрос»

Работа по карточ-кам Урок 18
20 Зачем творить добро 1 Добро и зло в православной традиции. ^ составлять короткое сообщение о добре

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Формировать свою позицию по отношению к проблеме «Зачем творить добро»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
инсценировать стихи

Устный опрос Урок 19
21 Чудо в жизни христианина 1 Во что верят православные христиане. ^ рассказать о христианских чудесах

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формировать свою позицию.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Взять интервью друг у друга от имени прихожанина.

Тестовые задания Урок 20
22 Православие о Божием суде 1 Золотое правило нравственности. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о Божьем суде. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свои предположения о том , всегда ли светский суд справедлив.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Работа с текстом учебника по вопросам Урок 21
23 Таинство причастия 1 Во что верят православные христиане. ^ составлять короткое сообщение о таинстве причастия.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Формировать свою позицию
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Игра «Лучший вопрос»

Работа по карточ-кам Урок 22
24 Монастырьурок-презентация 1 Символичес-кий язык пра-вославной культуры: христианское искусство (иконы, фрес-ки, церковное пение, при-кладное искусство), православный календарь. ^ рассказать о монастырях

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: выяснить, что нового узнали об устройстве монастыря.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Высказывать свое мнение о порядках в монастыре.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Составить синквейн Урок 23
25 Отношение христианина к природе 1 Долг и ответс-твенность. Любовь и уважение к Отечеству. ^ Отбирать информацию из источника.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Высказывать свое мнение об экологических проблемах современности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
инсценировать сценки

Работа с текстом учебника по вопросам Урок 24
26 Христианская семья 1 Любовь к ближнему. Христианская семья и её ценности. ^ составлять короткое сообщение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о христианской семье.

^ Высказывать свое мнение о порядках в христианской семье
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
составить правила поведения в христианской семье

Тестовые задания Урок 25
27 Защита Отечества 1 Долг и ответствен-ность. Любовь и уважение к Отечеству. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
выяснить, что нового узнали о необходимости защищать Отечество

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: какое значение имеет для меня защита Отечества
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
инсценировать сценки

Рассказ от имени очевидца событий. Урок 26
28 Христианин в трудеурок-презентация 1 Отношение к труду. ^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: найти новые слова в тексте и придумать вопросы к ним.

^ выявить нравственный аспект труда.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
составить правила поведения в труде

Устный опрос Урок 27
29 Любовь и уважение к Отечеству 1 Долг и ответствен-ность. Патриотизм многонацио-нального и многоконфес-сионального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. ^ составить план текста.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
ответить на вопрос: какие слова в тексте оживили ваше представление о любви к Отечеству

^ Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Игра «Лучший вопрос»

Работа с текстом учебника по вопросам Урок 28
30 Итоговая презентация творческих проектов учащихся 4 ^ составлять шарады, кроссворды и выполнять задания к ним.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

^ Высказывать свое мнение по обозначенным проблемам.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Защита презента-ций

^

-Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022138-2 .-Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с.: ил. — ISBN 978-5-09-024076-5.-Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. — 95 с.: ил.-Интернет ресурсы.

^

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:     знать/понимать:       — основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур;        историю развития различных религиозных культур в истории России;        особенности и традиции религий;        описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;        уметь:        описывать различные явления религиозных традиций и культур;       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;        излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;        соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;        строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

       готовить сообщения по выбранным темам.

символичес-кий язык пра-вославной культуры,основе концепции духовно-нравственного развития,устный опрос урок пасхаурок-экскурсия,карточ-кам урок,концепция духовно-нравственного развития,символический язык православной культуры,раскрывать смысл понятия подвиг,выявить нравственный аспект раскаяния,выявить нравственный аспект труда,вопросам урок православная молитва

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …