Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Администрация Починковского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наруксовская средняя школа     «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО» на заседании педагогического совета приказом директора МБ ОУ Наруксовской СШ МБ ОУ Наруксовской СШ Протокол № 12 от 28.08.2015 от 31.08.2015 № 196 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету

 Биология

для 6 класса Составитель: учитель биологии Л.В.Ильичева 2015 год

1.Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой организм», 6 класс, автор Н.И.Сонин. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, — М.:«Дрофа», 2011 г.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  среднего (полного)  общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

— освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями: — применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; — работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

— воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; использованиеприобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

^

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. На первых уроках курса раскрывается основные свойства живых организмов, химический состав клеток, строение растительной и животной клеток. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

^

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета « Биология»  из расчета   1 учебного часа в  неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на  35 часов, включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

^

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

^

— признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; — сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

— объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; — изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; — распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных; — сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения; — анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы; — проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); — использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — соблюдения правил поведения в окружающей среде; — выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

^

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.

^

Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

^

Строение растительной и животной клеток. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов.

^

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа 2. Ткани живых организмов.

^

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа 3. Определение типов корневых систем. Лабораторная работа 4. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (23 часа).

Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений.

^

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

^

Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Практическая работа 1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

^

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

^

Значение опорных системы в жизни организмов.опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно- двигательная система позвоночных. Лабораторная работа № 5. Разнообразие опорных систем животных.

^

Движение как важнейшая особенность животных организмов.значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений. Лабораторная работа № 6. Перемещение дождевого червя.

^

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного, мигательного рефлексов, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

^

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

^

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Лабораторная работа № 7. Распределение плодов и семян.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1, 3.2 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.

^

Средства ИКТ: — компьютер ACER — проектор EPSON Медиатека: Биология 6 класс (электронное учебное издание к учебнику Н.И.Сонин) Биология. Живой организм. 6 класс Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

^

http://ru.wikipedia.org/ — свободная энциклопедия; http://bio.1september.ru/ — электронная версия газеты «Биология»; http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации); http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование; http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей; http://festival.1september.ru/ — уроки и презентации; http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

^

— Микроскоп — Лупа -Набор микропрепаратов по курсу зоологии -Набор микропрепаратов по курсу ботаника -Таблицы -Гербарии

^

Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011. Учебник: Н.И.Сонин М.: «Дрофа» 2011 год. Количество часов: 35. Класс: 6 .

Календарно – тематическое планирование по биологии – 6 класс

п/п Название темы, раздела. Кол-во часов ^ Дом.

задание

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. 10
^ 1
1 Основные свойства живых организмов. 1 1
^ 1
2 Химический состав клетки. 1 2
^ 2
3 Клетка – элементарная единица живого. 1 3
4 Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клетки.

^ «Строение клеток живых организмов».

1 4
^ 2
5 Ткани растений. 1 5
6 Ткани животных.

^ «Ткани живых организмов».

1 5
^ 4
7 Строение корня.

^ . «Определение типов корневых систем».

1 6
8 Строение и значение побега. 1 6
9 Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

^ . «Строение семян двудольного и однодольного растения».

1 6
10 Системы органов животного. 1 7
^ 1
11 Организм как единое целое. 1 8,9
^ 23
^ 4
12 Особенности питания растительного организма. 1 10
13 Фотосинтез и его значение в жизни растений. 1 10
14 Особенности питания животных. 1 10
15 Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. 1 10
^ 2
16 Дыхание растений. 1 11
17 Дыхание у животных. 1 11
^ 2
18 Передвижение веществ в растении.

^ «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

1 12
19 Передвижение веществ в животном организме. 1 12
^ 2
20 Выделение у растений, грибов и животных. 1 13
21 Обмен веществ у растений и животных. 1 14
^ 2
22 Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. 1 15
23 Лабораторная работа № 5. «Разнообразие опорных систем животных». 1
^ 2
24 Движение как важнейшая особенность животных организмов. 1 16
25 Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

^ «Перемещение дождевого червя».

1 16
^ 3
26 Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. 1 17
27 Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. 1 17
28 Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. 1 17
^ 3
29 Размножение и его виды. Бесполое размножение. 1 18
30 Половое размножение животных. 1 19
31 Половое размножение растений. 1 20
^ 3
32 Рост и развитие растений. 1 21
33 ^ «Распределение плодов и семян». 1
34 Рост и развитие животных. 1 22,23
Раздел 3. Организм и среда. 1
Тема 3.1,3.2 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества.

1

35 Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества. 1 24,25
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …