Рабочая программа по предмету Искусство и Мировая художественная культура

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №21города Калининграда
«Согласовано»зам. директора_________________«____»__________ 2009 год
«Утверждаю»Директор школы №21_____________ В.В. Минченко«____»__________ 2009 год
Рассмотрено на заседании МО_____________________Протокол №____ от «_____»_________ 2009 годаРуководитель МО _______________________________
Рабочая программа
по предмету
Искусство и Мировая художественная культура
8 – 9 класс
( общеобразовательный уровень)
Кол-во часов: 68 часов
(34 часа в год)
Разработчик:учитель музыки, Мировой художественной культурыЧасовская Светлана Михайловнаг. Калининград2009
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (70 часов)
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;- формирование навыков сбора и анализа информации.
Методические задачи:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
воспитание художественного вкуса.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого уро­ка необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, кон­кретные задачи обучения, технологии, адекватные природе са­мого искусства, а также драматургию урока, его форму-компо­зицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художест­венные галереи и краеведческий музей, архитектурные заповедники, куль­турные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.При отборе художественного материала программы опора на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, мно­жественность его интерпретаций учителем и учащимися.В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.
Воспитательный потенциал содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.
Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
Предмет «Искусство и мировая художественная культура» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций РоссииПрименяемые на уроках формы и методы работы, позволяют современному школьнику ощутить себя «наследником» мировой и в частности русской культуры, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, почувствовать себя гражданином страны, у которой богатейшее культурное наследие. Важно вызвать у детей понимание и ощущение того, что искусство – непростое развлечение, а важная часть самой жизни каждого человека. Главное – увлечь детей, развить их мышление и способности, расширить кругозор, показать связь между музыкой, литературой, живописью, историей, выработать в них потребность каждодневного общения с искусством.
урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
тестирование, зачёт, контрольные работы.
Программно-дидактическое и методическое обеспечение
предмета «Искусство и мировая художественная культура»
Программы
Дидактические материалы
Методические материалы
Примерная программа основного общего образования по предмету Искусство. 8-9 классы. Авторы: Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. М.: «Просвещение», 2007
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа, 2001.История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева (1997 г.)Древнерусская литератураИскусство: энциклопедический словарь школьника/ сост. П. Кошель.- М., 2000.Т.А. Себар. Уроки мировой художественной культуры. – М.: Просвещение, 2000г.Л.В. Пешикова. Методика преподавание МХК в школе. – М.: Владос, 2003г.Т.В. Себар Как научить понимать язык искусства, М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006Лотман Ю. М. Об искусстве Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.Солодовников Ю. А.Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре. Методическое пособие. 8-9 классы, М. «Просвещение», 2008О.Ю. РыбаковаАзбука искусств (методы преподавания курса МХК), «Панорама», 2006
Программа по МХК Предтеченской Л.М. «Просвещение», 1995
Учебное пособие по МХК (Б.А. Эренгросс, Е.А, Ботвинник, В.П, Комаров. 2005 г. )
Г.И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до современности». «Дрофа», 2008
Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 8-9 классы. Учебник.- М., Дрофа, 2005-2006
Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура, М.: «Академия», 2006
Учебник для общеобразовательных учреждений Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура: М.: «Академия», 2006.
Музыка. ИЗО. МХК. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М. «Вентана-Граф», 2008
Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс,

Оцените статью
Добавить комментарий