Рабочая программа по учебному предмету Обществознание

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»Директор школы:«30» августа 2014года
Рабочая программа
по учебному предмету «Обществознание»
основной образовательной программы
основного общего образования
5 – 9 классы
срок реализации _5_ летРазработчики программы: Батюк Ю.П.Обсуждена на Принята на заседании методическом объединении педагогического советаПротокол № Протокол № 1от «___» августа 2014 года от «29» августа 2014 годаг. Лахденпохья 2014 год
^
Курс обществознания в основной школе призван дать учащимся младшего и среднего подросткового возраста первичные научные знания о человеке, различных сторонах общественной жизни, о неразрывной связи человека с окружающим его миром людей, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека, вооружить их умениями использовать эти знания в решении своих жизненных проблем. Особенностью отличающей обществоведческий курс от других гуманитарных дисциплин является его обращение к миру, непосредственно окружающему ребёнка, к проблемами, происходящим здесь и сейчас, вокруг и около него, с которыми он сталкивается или может столкнуться, в социальной действительности. Знакомство учащихся с социумом таким, как он есть со всеми его сложностями и многомерностью может способствовать формированию более глубокого понимания себя, людей, оценки происходящих событий, выбору адекватной им линии поведения. Помимо указанной особенности обществоведческий курс основан на целом комплексе общественных дисциплин, включающем социологию, экономику, политологию, правоведение, этику, социальную психологию, историю. Многосторонность освещения социальных проблем и связанных с ними проблем человека обуславливают интегральный характер данной учебной дисциплины. Указанные особенности обществоведческого курса позволяют содействовать достижению следующих образовательных целей:– развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на стремлении кпониманию человека, на уважении его прав и свобод, закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;– воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; – формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нём, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоению учащимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия 2 с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; – овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;– формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
^
Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010, авторской программы: Королькова Е.С. Обществознание. 5 – 9 классы. Рабочая программа. – М.: Академкнига/Учебник, 2014Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения социальных ролей типичных для подростка; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Кроме того, курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Обществознание в основной школе опирается на пропедевтику обществоведческой подготовки учащихся в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», курсов истории, географии, литературы, частично биологии. Детерминантами, обусловившими отбор содержания, выступили цели курса, его место в системе обществоведческого и общегуманитарного знания, возрастные особенности учащихся. На уроках обществознания используются технологии проблемного обучения, а также игровая и групповая технологии. Используемые методы обучения – объяснительно- иллюстративный, эвристический, проблемный. Преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум.
^
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования.Учебный предмет обществознание представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МКОУ «Лахденпохская СОШ» рабочая программа по обществознанию рассчитана на 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю).
Возрастные и познавательные особенности учащихся обусловили разделение курса на две взаимосвязанные части: а) пропедевтический курс 5- 6 классы; б) систематический курс 7 – 9 классы. В связи с этим следует отметить, что для учащихся 5-7 классов характерны такие качества, как стремление к самостоятельности, формирующееся чувство взрослости, вызывает потребность в уважении, «в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых»Разумеется, что «взрослость» также влечёт запросы на равноправие и самостоятельность. Особенностью возраста является и начало становления такого личностного качества, как децентрация, проявляющаяся в умении, желании и стремлении к пониманию других людей. Происходящее в этом возрасте постижение собственных возможностей, потенций осуществляется через рефлексию, в центре которой находится его собственное «Я». именно поэтому младший подросток замкнут на себе, на своих интересах, потребностях, намерениях, он пока ещё не осознаёт разницы между собой и представителями другой культуры (этнической, возрастной, поселенческой и так далее). Кстати, и рефлексия находится в стадии формирования, поскольку это ещё период некритического восприятия действительности вообще и, как следствие некритическое или, напротив, слишком критическое восприятие себя. Но пока он ещё также не понимает, что между людьми существуют различия, обусловленные особенностями психики, социальной среды и тому подобное. Для учащегося старшей подростковой группы, наряду с усиливающейся потребностью в самоутверждении, особую актуальность приобретает собственный внутренний мир, его собственные переживания, что приводит к актуализации самоконтроля. Одновременно с этим изменяется отношение к получаемому знанию. Это отношение, с одной стороны, характеризуются расширением сферы познавательных интересов, её выходом за пределы узко личных проблем, ориентацией на познание разнообразных сторон существования общества, подчас не входящих в зону их непосредственной жизнедеятельности. А с другой, им интересно познакомиться, увидеть, почувствовать, примерить на себя ещё неиспытанные социальные роли. Отсюда появление и иного отношения к получаемому знанию: учащиеся данной возрастной группы оценивают полезность учебного материала, то, насколько он им может пригодиться в последующей жизни, какое он имеет значение для развития их личности. Отличаются и познавательные способности старших и младших подростков. Так, если у учащихся 5-6 классов ведущим типом еще остаётся наглядно-образное мышление, у них еще только начался переход к стадии формальных умственных операций, только появляются такие интеллектуальные способности, как способность планирования, контроля, оценки, рассуждения, умозаключения, лишь формируется способность к абстрактным (т.е. теоретическим) обобщениям, то школьники старшего подросткового возраста уже готовы ко всем этим сложным интеллектуальным действиям. Таким образом, введение в 5-6 классах пропедевтического, а в 7-9 классах — систематического курса обусловлено целым комплексом специфических особенностей, свойственных каждой из указанных групп подростков. Пропедевтический курс – это введение в область научного обществоведческого знания, которое у младших подростков практически отсутствует, и, как следствие, доминирует знание житейское и сопряжённое с ним житейское мышление, которое, согласно известной идиоме определяет человечество по человеку, а суждение об обществе выносит на основе тех социальных групп, в которых проходит его личностное становление. Учёт указанных психологических и познавательных особенностей учащихся 5-6 классов обусловил отбор содержания и методический аппарат учебников пропедевтического курса.Во-первых, его содержание, с одной стороны, построено на темах близких и важных для учащихся данных классов: семья, друзья, школа, то есть проблемы, являющиеся для учащихся актуально значимыми.Во-вторых, учтены формирующиеся стороны личности, в частности, начавшийся процесс формирования децентрации и связанной с ним эмпатии, что нашло отражение в темах, как специально посвящённых человеку, так и основном мотиве курса, проводимом в том или ином объёме через всё содержание. Речь идёт о своеобразии, непохожести каждой личности, каждого человека, а главное – в праве человека на эту непохожесть, в его праве быть самим собой, и о необходимости уважения этого права.В-третьих, учтена специфика интеллектуальной сферы, с её опорой на наглядно-образное мышление, становление сложных интеллектуальных умений. Этим объясняется большое количество литературных произведений, включённых в курс, которые призваны выполнять разные учебные задачи. В частности, часть литературных произведений нацелена на вызов эмоционального отклика, некоего потрясения от вдруг осознанного. Это позволит школьникам иначе взглянуть на мир, увидеть проблему с неожиданной стороны, тогда как учитель может использовать эмоциональный отклик при работе с учебным материалом. Другая часть дополнительного материала призвана выполнить важную дидактическую задачу – нахождение полученного знания в ином, не учебном, тексте. Интеллектуальные и психологические особенности учтены и в рубрике «Вопросы и задания». Во-первых, школьники ориентированы на то, какое интеллектуальное умение у них формируется, что способствует развитию интеллектуальной рефлексии на выполняемые задания. Во-вторых, учтено стремление к самостоятельности, формирующееся чувство взрослости, тот же децентризм.В-третьих, вопросы и задания нацелены на формирование элементов теоретического мышления, но при этом уровень их сложности адекватен особенностям данной возрастной группы. Кроме того, в учебниках для 5-6 класса учтено ещё одно важнейшее требование дидактики – опора на имеющиеся знания. Такой опорой служат межпредметные знания: исторические, знания литературы, русского языка, биологии и другие, а также жизненный опыт младших подростков. Названное позволяет осуществлять обучение на двух уровнях связей: внутрипредметных и межпредметных, что способствует расширению и углублению получаемого знания, усложнению способов мыслительной деятельности и, в конечном итоге прочности усвоения.Систематический курс для учащихся 7-9 классов также строится с учётом психологических и интеллектуальных возможностей учащихся. В этом возрасте школьник уже готов к обобщениям на теоретическом уровне и к выполнению других сложных интеллектуальных операций. Одновременно учитывается то, что расширяется круг его социальных возможностей: расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений. Кроме того, девятый класс – это рубежный класс основной школы, завершающийся сдачей государственного экзамена, и, как показывает практика, предмет «Обществознание» среди предметов по выбору, имеет наибольшие предпочтения. Всё это определило содержание систематического учебного курса, которое базируется на комплексе знаний, отражающих главные объекты изучения: общество и его основные сферы и институты, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществоведения является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации, которые в отличии от пропедевтического курса, представлены фрагментами правовых документов и научных статей. Кроме того, расширяется объём понятий, включённых в содержание учебного предмета, а также законов и закономерностей общественного развития. Способность к более сложным интеллектуальным операциям позволила расширить количество и усложнить вопросы и задания, направленные на осмысление и проверку уровня усвоения учебного материала. Этот раздел методического аппарата учебника включает решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике, а также в нём представлены задания формата ГИА. Одновременно систематический курс учитывает требования Государственного образовательного стандарта по обществознанию к выпускникам основной школы, представленные личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения обществознания
^
• мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;6• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.);  овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
. ^
 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;  знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; ● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;  понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общенииЛичностные результаты включают: • мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;6 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.); овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, 7 выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;● понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»Директор школы:«30» августа 2014года

Рабочая программа

по учебному предмету «Обществознание»

основной образовательной программы

основного общего образования

5 – 9 классы

срок реализации _5_ летРазработчики программы: Батюк Ю.П.Обсуждена на Принята на заседании методическом объединении педагогического советаПротокол № Протокол № 1от «___» августа 2014 года от «29» августа 2014 годаг. Лахденпохья 2014 год

^

Курс обществознания в основной школе призван дать учащимся младшего и среднего подросткового возраста первичные научные знания о человеке, различных сторонах общественной жизни, о неразрывной связи человека с окружающим его миром людей, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека, вооружить их умениями использовать эти знания в решении своих жизненных проблем. Особенностью отличающей обществоведческий курс от других гуманитарных дисциплин является его обращение к миру, непосредственно окружающему ребёнка, к проблемами, происходящим здесь и сейчас, вокруг и около него, с которыми он сталкивается или может столкнуться, в социальной действительности. Знакомство учащихся с социумом таким, как он есть со всеми его сложностями и многомерностью может способствовать формированию более глубокого понимания себя, людей, оценки происходящих событий, выбору адекватной им линии поведения. Помимо указанной особенности обществоведческий курс основан на целом комплексе общественных дисциплин, включающем социологию, экономику, политологию, правоведение, этику, социальную психологию, историю. Многосторонность освещения социальных проблем и связанных с ними проблем человека обуславливают интегральный характер данной учебной дисциплины. Указанные особенности обществоведческого курса позволяют содействовать достижению следующих образовательных целей:– развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на стремлении кпониманию человека, на уважении его прав и свобод, закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;– воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; – формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нём, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоению учащимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия 2 с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; – овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;– формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

^

Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение 2010, авторской программы: Королькова Е.С. Обществознание. 5 – 9 классы. Рабочая программа. – М.: Академкнига/Учебник, 2014Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения социальных ролей типичных для подростка; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Кроме того, курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Обществознание в основной школе опирается на пропедевтику обществоведческой подготовки учащихся в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», курсов истории, географии, литературы, частично биологии. Детерминантами, обусловившими отбор содержания, выступили цели курса, его место в системе обществоведческого и общегуманитарного знания, возрастные особенности учащихся. На уроках обществознания используются технологии проблемного обучения, а также игровая и групповая технологии. Используемые методы обучения – объяснительно- иллюстративный, эвристический, проблемный. Преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум.

^

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования.Учебный предмет обществознание представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МКОУ «Лахденпохская СОШ» рабочая программа по обществознанию рассчитана на 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю).

Возрастные и познавательные особенности учащихся обусловили разделение курса на две взаимосвязанные части: а) пропедевтический курс 5- 6 классы; б) систематический курс 7 – 9 классы. В связи с этим следует отметить, что для учащихся 5-7 классов характерны такие качества, как стремление к самостоятельности, формирующееся чувство взрослости, вызывает потребность в уважении, «в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых»Разумеется, что «взрослость» также влечёт запросы на равноправие и самостоятельность. Особенностью возраста является и начало становления такого личностного качества, как децентрация, проявляющаяся в умении, желании и стремлении к пониманию других людей. Происходящее в этом возрасте постижение собственных возможностей, потенций осуществляется через рефлексию, в центре которой находится его собственное «Я». именно поэтому младший подросток замкнут на себе, на своих интересах, потребностях, намерениях, он пока ещё не осознаёт разницы между собой и представителями другой культуры (этнической, возрастной, поселенческой и так далее). Кстати, и рефлексия находится в стадии формирования, поскольку это ещё период некритического восприятия действительности вообще и, как следствие некритическое или, напротив, слишком критическое восприятие себя. Но пока он ещё также не понимает, что между людьми существуют различия, обусловленные особенностями психики, социальной среды и тому подобное. Для учащегося старшей подростковой группы, наряду с усиливающейся потребностью в самоутверждении, особую актуальность приобретает собственный внутренний мир, его собственные переживания, что приводит к актуализации самоконтроля. Одновременно с этим изменяется отношение к получаемому знанию. Это отношение, с одной стороны, характеризуются расширением сферы познавательных интересов, её выходом за пределы узко личных проблем, ориентацией на познание разнообразных сторон существования общества, подчас не входящих в зону их непосредственной жизнедеятельности. А с другой, им интересно познакомиться, увидеть, почувствовать, примерить на себя ещё неиспытанные социальные роли. Отсюда появление и иного отношения к получаемому знанию: учащиеся данной возрастной группы оценивают полезность учебного материала, то, насколько он им может пригодиться в последующей жизни, какое он имеет значение для развития их личности. Отличаются и познавательные способности старших и младших подростков. Так, если у учащихся 5-6 классов ведущим типом еще остаётся наглядно-образное мышление, у них еще только начался переход к стадии формальных умственных операций, только появляются такие интеллектуальные способности, как способность планирования, контроля, оценки, рассуждения, умозаключения, лишь формируется способность к абстрактным (т.е. теоретическим) обобщениям, то школьники старшего подросткового возраста уже готовы ко всем этим сложным интеллектуальным действиям. Таким образом, введение в 5-6 классах пропедевтического, а в 7-9 классах — систематического курса обусловлено целым комплексом специфических особенностей, свойственных каждой из указанных групп подростков. Пропедевтический курс – это введение в область научного обществоведческого знания, которое у младших подростков практически отсутствует, и, как следствие, доминирует знание житейское и сопряжённое с ним житейское мышление, которое, согласно известной идиоме определяет человечество по человеку, а суждение об обществе выносит на основе тех социальных групп, в которых проходит его личностное становление. Учёт указанных психологических и познавательных особенностей учащихся 5-6 классов обусловил отбор содержания и методический аппарат учебников пропедевтического курса.Во-первых, его содержание, с одной стороны, построено на темах близких и важных для учащихся данных классов: семья, друзья, школа, то есть проблемы, являющиеся для учащихся актуально значимыми.Во-вторых, учтены формирующиеся стороны личности, в частности, начавшийся процесс формирования децентрации и связанной с ним эмпатии, что нашло отражение в темах, как специально посвящённых человеку, так и основном мотиве курса, проводимом в том или ином объёме через всё содержание. Речь идёт о своеобразии, непохожести каждой личности, каждого человека, а главное – в праве человека на эту непохожесть, в его праве быть самим собой, и о необходимости уважения этого права.В-третьих, учтена специфика интеллектуальной сферы, с её опорой на наглядно-образное мышление, становление сложных интеллектуальных умений. Этим объясняется большое количество литературных произведений, включённых в курс, которые призваны выполнять разные учебные задачи. В частности, часть литературных произведений нацелена на вызов эмоционального отклика, некоего потрясения от вдруг осознанного. Это позволит школьникам иначе взглянуть на мир, увидеть проблему с неожиданной стороны, тогда как учитель может использовать эмоциональный отклик при работе с учебным материалом. Другая часть дополнительного материала призвана выполнить важную дидактическую задачу – нахождение полученного знания в ином, не учебном, тексте. Интеллектуальные и психологические особенности учтены и в рубрике «Вопросы и задания». Во-первых, школьники ориентированы на то, какое интеллектуальное умение у них формируется, что способствует развитию интеллектуальной рефлексии на выполняемые задания. Во-вторых, учтено стремление к самостоятельности, формирующееся чувство взрослости, тот же децентризм.В-третьих, вопросы и задания нацелены на формирование элементов теоретического мышления, но при этом уровень их сложности адекватен особенностям данной возрастной группы. Кроме того, в учебниках для 5-6 класса учтено ещё одно важнейшее требование дидактики – опора на имеющиеся знания. Такой опорой служат межпредметные знания: исторические, знания литературы, русского языка, биологии и другие, а также жизненный опыт младших подростков. Названное позволяет осуществлять обучение на двух уровнях связей: внутрипредметных и межпредметных, что способствует расширению и углублению получаемого знания, усложнению способов мыслительной деятельности и, в конечном итоге прочности усвоения.Систематический курс для учащихся 7-9 классов также строится с учётом психологических и интеллектуальных возможностей учащихся. В этом возрасте школьник уже готов к обобщениям на теоретическом уровне и к выполнению других сложных интеллектуальных операций. Одновременно учитывается то, что расширяется круг его социальных возможностей: расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений. Кроме того, девятый класс – это рубежный класс основной школы, завершающийся сдачей государственного экзамена, и, как показывает практика, предмет «Обществознание» среди предметов по выбору, имеет наибольшие предпочтения. Всё это определило содержание систематического учебного курса, которое базируется на комплексе знаний, отражающих главные объекты изучения: общество и его основные сферы и институты, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществоведения является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации, которые в отличии от пропедевтического курса, представлены фрагментами правовых документов и научных статей. Кроме того, расширяется объём понятий, включённых в содержание учебного предмета, а также законов и закономерностей общественного развития. Способность к более сложным интеллектуальным операциям позволила расширить количество и усложнить вопросы и задания, направленные на осмысление и проверку уровня усвоения учебного материала. Этот раздел методического аппарата учебника включает решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике, а также в нём представлены задания формата ГИА. Одновременно систематический курс учитывает требования Государственного образовательного стандарта по обществознанию к выпускникам основной школы, представленные личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения обществознания

^

• мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;6• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.);  овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

. ^

 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;  знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; ● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;  понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общенииЛичностные результаты включают: • мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;6 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.); овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, 7 выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;● понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении.

этапе основного общего образования,использование элементов причинно-следственного анализа,рубежный класс основной школы,учащегося старшей подростковой группы,отражающих главные объекты изучения,трудовой знание особенностей труда,завершающийся сдачей государственного экзамена,критически осмысливать социальную информацию,многосторонность освещения социальных проблем,формирование элементов теоретического мышления

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …