Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы»

Пояснительная записка.
5 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и информационные технологии для 5-7 классов общеобразовательной средней школы», соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования 2004 года.Данная рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана для обучающихся 5 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса Саратовской области. Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю).Цель образовательного процесса МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» на ступени общего образования заключается в следующем: сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность школьника, владеющего знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями, необходимыми для дальнейшего общего среднего или начального и среднего профессионального образования, сохранения и укрепления здоровья, взаимодействия с окружающим миром.В связи с вышеизложенной целью образовательного процесса на данной ступени общего образования изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование ключевых компетенций и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
сохранения и укрепления здоровья.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5- 7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета в МБОУ «СОШ №30» ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это обеспечивает непрерывность и целостность учебного предмета «Информатика и ИКТ». Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.Компьютерный практикум – интегрированные практические работы, ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность, работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель. Для обучающихся важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на закрепление полученных ранее знаний.На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Индивидуальные проблемные задания;
Индивидуальные вариативные задания;
Тестовые тематические задания;
Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Объяснительно-иллюстративные (традиционные)
Технология развивающего обучения
Технология проектного обучения
Компьютерная (информационная) технология
Дифференцированный подход
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Урок
Мини-лекция
Беседа
Рассказ
Практикум
Практическая работа
Самостоятельная работа
Ожидаемые образовательные результаты:Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема
Компетенции
1
Компьютер для начинающих
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно – смысловая
2
Информация вокруг нас
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно – смысловая
3
Информационные технологии
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно – смысловая

№ п/п
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. Блока)
Кол-во часов
Использование ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности
1
Компьютер для начинающих
8
8
1
6
2
Информация вокруг нас
8
8
2
4
3
Информационные технологии
19
19
8
10
Итого часов
35
35 (100%)
11 (31%)
20 (57%)
6 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и информационные технологии для 5-7 классов общеобразовательной средней школы», соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования 2004 года.Данная рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана для обучающихся 6 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса Саратовской области.Программа рассчитана на 35 ч в год (1 час в неделю).Цель образовательного процесса МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» на ступени общего образования заключается в следующем: сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность школьника, владеющего знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями, необходимыми для дальнейшего общего среднего или начального и среднего профессионального образования, сохранения и укрепления здоровья, взаимодействия с окружающим миром.В связи с вышеизложенной целью образовательного процесса на данной ступени общего образования изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование ключевых компетенций и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
сохранения и укрепления здоровья.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5- 7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета в МБОУ «СОШ №30» ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это обеспечивает непрерывность и целостность учебного предмета «Информатика и ИКТ». Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.Компьютерный практикум – интегрированные практические работы, ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность, работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель. Для обучающихся важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на закрепление полученных ранее знаний.На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Индивидуальные проблемные задания;
Индивидуальные вариативные задания;
Тестовые тематические задания;
Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Объяснительно-иллюстративные (традиционные)
Технология развивающего обучения
Технология проектного обучения
Компьютерная (информационная) технология
Дифференцированный подход
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Урок
Мини-лекция
Беседа
Рассказ
Практикум
Практическая работа
Самостоятельная работа
Ожидаемые образовательные результаты:Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема
Компетенции
1.
Компьютер и информация
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно — смысловая
2.
Человек и информация
Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно — смысловая
3.
Элементы алгоритмизации
Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно — смысловая

Оцените статью
Добавить комментарий