Рабочая программа составлена на основе: Федерального Закона от 29. 12. 2012 «Об образовании в рф»

РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ФГОС НОО, ФГОС ООО3. Приказа МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».4. Примерных программ по учебным предметам Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы (стандарты второго поколения Москва «Просвещение»2011)5. Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)6.Регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности»7. Учебного плана школы.8. Письма Минобразования Ростовской области № 24/3.2-4213/м от 08.07.2014г.
Цели:
 освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
 развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
 формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
 формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Направленность рабочей программы — обеспечение безопасного пребывания учащихся на природе.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
 учет основных закономерностей развития теории безопасности; интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды); направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
 использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; выделение характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям’ и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.; самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния; — соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

№ раздела и темы
Наименование темы.
Кол-во часов
раздел
тема
I.

25
1
Подготовка к активному отдыху на природе.
6
2
Активный отдых на природе и безопасность
5
3
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
6
4
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4
5
Опасные ситуации в природных условиях.
4
II

10
6
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
4
7.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
6
Всего часов:
35

I. Безопасность человека в природных условиях
1. Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.Определение необходимого снаряжения для похода.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

Опасные погодные условия и способы защиты от них.Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными вприродных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютери его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

№ темы
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности учащихся
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)
1
Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)1.1. Природа и человек.1.2. Ориентирование на местности.
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.
№ темы
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности учащихся
1.3. Определение своего местонахождения инаправления движения на местности.1.4. Подготовка к выходу на природу.1.5. Определение места для бивака и организация бивачных работ.1.6. Определение необходимого снаряжения дляпохода
Характеризуют основные способы ориентирования на местности.Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях
2
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.2.2. Подготовка и проведение пеших походов наравнинной и горной местности.2.3. Подготовка и проведение лыжных походов.2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов
3
3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.
Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.
№ темы
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности учащихся
3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.3.3. Акклиматизация в горной местности.3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видамитранспорта.3.5. Обеспечение личной безопасности наводном транспорте.3.6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования
4
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч)
4.1. Автономное существование человека в при
роде.4.2. Добровольная автономия человека в природной среде.4.3. Вынужденная автономия человека вприродной среде.4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека вприродной среде при автономном существовании
Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде.В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде
5
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)5.1. Опасные погодные явления.5.2. Обеспечение безопасности при встрече сдикими животными в природных условиях.
Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся.
5

5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика
Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
6
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
6.1. Личная гигиена и оказание первой помо
щи в природных условиях.6.2. Оказание первой помощи при травмах.6.3. Оказание первой помощи при тепловом исолнечном уларе, отморожении и ожоге.6.4. Оказание первой помощи при укусах змейи насекомых
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)
7
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч)7.1. Здоровый образ жизни и профилактикаутомления.7.2. Компьютер и его влияние на здоровье.
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Оцените статью
Добавить комментарий