Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы Профильный уровень

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Рабочая программа
среднего (полного) общего образования по биологии
10-11 классы
Профильный уровень на основе программы авторов: И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой.
Пояснительная записка
Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и базисным учебным планом. Она направлена на выработку учащимися основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия; на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Программа направлена на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой. Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров: — культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы; -принцип развивающего личностно-ориентированного обучения; -концепция компетентностного подхода в обучении; -концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы; -тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества; -ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом. Программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры. Программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10-11 классах: -системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний; -раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества; роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориетиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности; -формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности; -раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности; -развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне. Программа учебного курса биологии для 10-11 классов является продолжением программ для 6-9 классов, созданных авторским коллективом под руководством И.Н.Пономарёвой. В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни, а в11 классе – на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней. Отказ от традиционной последовательности в изучении биологии в старшей школе сделан по следующим соображениям. Усвоение десятиклассниками материалов по молекулярному уровню жизни осложняется отсутствием у них необходимых для этого химических знаний , т.к. только в 11 классе они приступают к изучению органической и общей химии. К тому же программа курса географии в 6-9 классах включает много материалов о биосфере. Такая последовательность изучения содержания общей биологии позволяет обеспечить более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса, с курсом географии 9-10 классов и с курсом химии 10-11 классов. Программа состоит из семи разделов, соответствующих выделяемым уровням организации жизни. Разделы 1-4 изучаются в 10 классе, а разделы 5-7- в 11 классе.
Календарно –тематическое планирование для 10 класса
( профильный уровень)
Тема программы
Количество часов
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов.
Биология как наука и её прикладное значение.
Общие биологические явления и методы их исследования.
15510
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Происхождение живого вещества.
Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Условия жизни в биосфере.
264958
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.
Многообразие биогеоценозов и их значение.
281810
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни.
Вид и видообразование.
Происхождение и этапы эволюции.
Учение об эволюции и его значение.
Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
36118116
Итого
105
^
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов ( 15 часов) 1.Биология как наука и её прикладное значение ( 5 часов)
Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов. Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
2.Общие биологические явления и методы их исследования( 10 часов) Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого.Определение понятия «жизнь».Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный..Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных. Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных. Морфологическое описание и определение одного вида растений.
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (26 часов)
3.Учение о биосфере(4 часа) Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере. 4. Происхождение живого вещества( 9часов) Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн). Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле. 5.Биосфера как глобальная биосистема(5 часов) Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы. 6. Условия жизни в биосфере (8 часов). Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура. Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов. Экскурсия.Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(28 часов)
7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема(18 часов)
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. 8.Многообразие биогеоценозов и их значение( 10 часов) Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве. Лабораторные работы. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач по материалам Тульской обл. Экскурсия. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (36 часов)
9.Вид и видообразование (11 часов) Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле. Лабораторные работы. Значение искусственного отбора.
10.Происхождение и этапы эволюции человека(8 часов) Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России. 11.Учение об эволюции и его значение(11 часов) Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея. Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.
12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества( 6 часов) Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных. Экскурсия. Выявление способов размножения в природе.Знакомство с многообразием сортов растений и пород крс в племенном хозяйстве «Новая жизнь».
^ :
Анастасова, Л.П.Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.
Биологический энциклопедический словарь. – М. : Большая российская энциклопедия, 1995.
Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. – М. :Экзамен, 2002.
ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. –М.: Экзамен, 2007.
Казначеев , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П.Казначеев. – М. :Кострома, 1996.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.
Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. – СПб. : Паритет , 2003.
Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. –Минск: Экоперспектива, 1997.
Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. – СПб. : Лань, 1998.
Машкова ,Н.Н. Биология:пособие для подготовки к ЕГЭ / Н.Н.Машкова – СПб. : невский проспект, 2004.
Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. – М. : Мнемозина,1999.
Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М.Петров. – СПб. : Химиздат, 1999.
Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . – М. : Вентана-Граф,2006.
Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. – М. : Академия, 2007.
Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе : история, теория, методика / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин. – СПб.: Образование, 2005.
Шапиро, Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы / Я.С.Шапиро. – СПб. : ЭЛБИ, 2003.

Рабочая программа

среднего (полного) общего образования по биологии

10-11 классы

Профильный уровень на основе программы авторов: И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой.

Пояснительная записка

Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и базисным учебным планом. Она направлена на выработку учащимися основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия; на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Программа направлена на оказание помощи школьникам в выработке индивидуальных образовательных маршрутов, в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой. Программа построена с учётом следующих ведущих ориентиров: — культурологическая парадигма образования, системный интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы; -принцип развивающего личностно-ориентированного обучения; -концепция компетентностного подхода в обучении; -концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы; -тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимание биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества; -ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом. Программа ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природоосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры. Программа направлена на решение следующих задач изучения курса «Биология» в 10-11 классах: -системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников; овладение способами добывания и творческого применения этих знаний; -раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества; роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориетиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности; -формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности; -раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности; -развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне. Программа учебного курса биологии для 10-11 классов является продолжением программ для 6-9 классов, созданных авторским коллективом под руководством И.Н.Пономарёвой. В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни, а в11 классе – на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней. Отказ от традиционной последовательности в изучении биологии в старшей школе сделан по следующим соображениям. Усвоение десятиклассниками материалов по молекулярному уровню жизни осложняется отсутствием у них необходимых для этого химических знаний , т.к. только в 11 классе они приступают к изучению органической и общей химии. К тому же программа курса географии в 6-9 классах включает много материалов о биосфере. Такая последовательность изучения содержания общей биологии позволяет обеспечить более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса, с курсом географии 9-10 классов и с курсом химии 10-11 классов. Программа состоит из семи разделов, соответствующих выделяемым уровням организации жизни. Разделы 1-4 изучаются в 10 классе, а разделы 5-7- в 11 классе.

Календарно –тематическое планирование для 10 класса

( профильный уровень)

Тема программы

Количество часов
Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов.

  1. Биология как наука и её прикладное значение.
  2. Общие биологические явления и методы их исследования.
15510
Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни.

  1. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
  2. Происхождение живого вещества.
  3. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
  4. Условия жизни в биосфере.
264958
Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

  1. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.
  2. Многообразие биогеоценозов и их значение.
281810
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни.

  1. Вид и видообразование.
  2. Происхождение и этапы эволюции.
  3. Учение об эволюции и его значение.
  4. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.
36118116
Итого 105

^

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов ( 15 часов) 1.Биология как наука и её прикладное значение ( 5 часов)

Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов. Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2.Общие биологические явления и методы их исследования( 10 часов) Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого.Определение понятия «жизнь».Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный..Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных. Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных. Морфологическое описание и определение одного вида растений.

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (26 часов)

3.Учение о биосфере(4 часа) Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере. 4. Происхождение живого вещества( 9часов) Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн). Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле. 5.Биосфера как глобальная биосистема(5 часов) Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы. 6. Условия жизни в биосфере (8 часов). Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура. Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов. Экскурсия.Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(28 часов)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема(18 часов)

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. 8.Многообразие биогеоценозов и их значение( 10 часов) Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве. Лабораторные работы. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач по материалам Тульской обл. Экскурсия. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (36 часов)

9.Вид и видообразование (11 часов) Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле. Лабораторные работы. Значение искусственного отбора.

10.Происхождение и этапы эволюции человека(8 часов) Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России. 11.Учение об эволюции и его значение(11 часов) Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея. Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества( 6 часов) Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных. Экскурсия. Выявление способов размножения в природе.Знакомство с многообразием сортов растений и пород крс в племенном хозяйстве «Новая жизнь».

^ :

Анастасова, Л.П.Общая биология :дидактический материал:10-11 классы / Л.П.Анастасова.-М. :Вентана-Граф,1997.

Биологический энциклопедический словарь. – М. : Большая российская энциклопедия, 1995.

Валовая, М.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А.Каменский. – М. :Экзамен, 2002.

ЕГЭ: Биология : контрольные измерительные материалы / авт.-сост. Г.С.Калинова, В.З.Резникова, А.Н.Мягкова. –М.: Экзамен, 2007.

Казначеев , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П.Казначеев. – М. :Кострома, 1996.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.

Левитин М.Г. Общая биология. В помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. – СПб. : Паритет , 2003.

Лемез, Н.А. Биология в вопросах и ответах / Н.А. Лемез, Л.В. Камлюк, Н.Д.Лисов. –Минск: Экоперспектива, 1997.

Мамзин, А.С. Биология в системе культуры / А.С.Мамзин. – СПб. : Лань, 1998.

Машкова ,Н.Н. Биология:пособие для подготовки к ЕГЭ / Н.Н.Машкова – СПб. : невский проспект, 2004.

Пасечник, В.В. Биология: сборник тестов , задач и заданий с ответами / В.В.Пасечник , В.С.Кучменко. – М. : Мнемозина,1999.

Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М.Петров. – СПб. : Химиздат, 1999.

Пономарёва, И.Н. Экология : книга для учителя / И.Н.Пономарёва . – М. : Вентана-Граф,2006.

Пономарёва ,И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова. – М. : Академия, 2007.

Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе : история, теория, методика / И.Н.Пономарёва, В.П.Соломин. – СПб.: Образование, 2005.

Шапиро, Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы / Я.С.Шапиро. – СПб. : ЭЛБИ, 2003.

учебно-познавательной деятельности профилированного характера,принцип развивающего личностно-ориентированного обучения,популяционно-видового уровней организации жизни,усвоение системы эколого-биологических знаний,самостоятельного выбора правильных приоритетов,аспекте профильного обучения школьников,раскрытие культурологического значения биологии,важной роли биологического разнообразия,выработку учащимися основных компетенций,контрольные измерительные материалы авт

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …