Рабочая программа учебного курса «Биология»

МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа» Утверждаю: Согласовано: Директор школы ________________________ Зам. Директора по УВР____________Демина Е.Г Анисимова Г.А.____________________________ __________________________________________
Рабочая программа учебного курса «Биология»
6 класс Срок реализации программы 2013 – 2014 учебный год. Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта общего образования. Учитель : Пинаева А.Н. 2013 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.
Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Учащиеся должны знать:
— строение и функции клетки; — особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений; — сведения о таксономических единицах; — способы размножения бактерий, грибов, растений; — основные этапы развития растительного мира; — взаимосвязь растений с факторами среды; — взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; — роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; — охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; — основные растения региона, особенности их возделывания.

— пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; — вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; — проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник; — ухаживать за растениями, выращивать их; — проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании; — соблюдать правила поведения в природе; — работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения. 2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями. 3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков. 4. Обучить приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. 5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно. 2. Повышение качества обучения до 60 %. 3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка
Критерии оценки
«5»
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
«4»
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
«3»
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии
Критерии оценки устного ответа:
Отметка
Критерии оценки
«5»
— Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. — Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. — Приведены самостоятельно примеры. — Ответ содержит логику изложения. — Ответ полностью самостоятельный.
«4»
— Конкретный ответ на поставленный вопрос. — Приведены самостоятельно примеры. — Ответ содержит логику изложения. — Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
«3»
— Ответ неконкретный, излишне пространный. — Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. — Допущены две существенные ошибки.
«2»
— Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка
Критерии оценки
«5»
— ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.
«4»
— ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3»
— ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2»
— ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений проводить опыты
Отметка
Критерии оценки
«5»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«4»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.
«3»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«2»
не определена самостоятельно цель;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка
Критерии оценки
«5»
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
«4»
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
«3»
— допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; — при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые; — допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
«2»
— допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оцените статью
Добавить комментарий