Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» — страница 3

^
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. ― 2-е изд. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. ― 3-е изд., испр. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Дополнительная литература
Информационные системы и модели. Элективный курс. Учебное пособие. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Информационные системы и модели. Элективный курс. Практикум. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Тесты. Информатика и информационные технологии. 6 – 11 классы. / Л.А. Анеликова. – М.: Дрофа, 2004.
Календарно – тематический план

тема учебного материала
Тип урока
Планируемые результаты
Контроль
знаний
Д/з
Дата проведения урока
знания
умения
Информация (7 ч)
1
Введение. Структура информатики
Урок — лекция
— в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах- из каких частей состоит предметная область информатики- три философские концепции информации- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации- что такое язык представления информации; какие бывают языки- понятия «кодирование» и «декодирование» информации- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо- понятия «шифрование», «дешифрование».
— решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
ПТБстр. 5-7
2
Информация. Представление информации
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§1-2
3
Практическая работа «Представление информации»
практическая работа № 1.2
Практическая работа
§1-2
4
Измерение информации. Объемный подход
Лекция
Фронтальный опрос
§3
5
Измерение информации. Содержательный подход.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос .Тест
§4
6
Практическая работа «Измерение информации»
практическая работа № 2
Практическая работа
§3-4
7
Решение задач
Комбинированный урок
§3-4

8
Введение в теорию систем
Урок усвоения новых знаний и умений
— основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема- основные свойства систем: целесообразность, целостность- чем отличаются естественные и искусственные системы- какие типы связей действуют в системах- роль информационных процессов в системах- состав и структуру систем управления- историю развития носителей информации- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики модель Шеннона передачи информации по техническим каналам связи- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность- понятие «шум» и способы защиты от шума- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов — определение и свойства алгоритма управления — устройство и систему команд алгоритмической машины Поста — что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»- что такое «структура данных»; какие бывают структуры- алгоритм последовательного поиска- алгоритм поиска половинным делением
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические и программные способы защиты информации
— сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста- ориентироваться в граф-моделях- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы- строить алгоритмы управления учебными исполнителями- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
приводить примеры неорганизованных и структурированных множеств поиска;
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Фронтальный опрос
§5-6
9
Практическая работа «Информационные процессы в системах»
Лабораторно-практическая работа № 1.6 задание 2
Практическая работа
§5-6
10
Процессы хранения информации
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§7
11
Процессы передачи информации
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§8
12
Практическая работа
Лабораторно-практическая работа № 1.7
Практическая работа
13
Обработка информации. Алгоритм
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§9-10
14
Практическая работа «Процессы передачи и хранения информации»
Лабораторно-практическая работа № 2.2
Практическая работа
§7-10
15
Поиск данных
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§11
16
Защита информации
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
§12
17
Практическая работа «Шифрование данных»
Лабораторно-практическая работа № 2.3
Практическая работа
§12

18
Информационные модели и структуры данных.
Комбинированный урок
— этапы информационного моделирования на компьютере- что такое граф, дерево, сеть- понятие алгоритмической модели- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык- что такое трассировка алгоритма
ориентироваться в граф-моделях;
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы.
строить табличные модели по вербальному описанию системы
строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.
Фронтальный опрос
§13
19
Информационные модели и структуры данных
Лекция
Фронтальный опрос
§14
20
Практическая работа «Структуры данных. Графы. Таблицы»
Лабораторно-практическая работа № 2.4
Практическая работа
21
Примеры структуры данных. Практическая работа
Комбинированный урок. практическая работа № 2.5
Практическая работа
§15
22
Алгоритм – модель деятельности
Лекция
Фронтальный опрос
§16
23
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»
Лабораторно-практическая работа № 2.6
Практическая работа
§16

24
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Лекция
— архитектуру персонального компьютера- что такое контроллер внешнего устройства ПК- назначение шины- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК- основные виды памяти ПК- что такое системная плата, порты ввода-вывода- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.- что такое программное обеспечение ПК- структура ПО ПК- прикладные программы и их назначение- системное ПО; функции операционной системы- что такое системы программированияосновные принципы представления данных в памяти компьютера- представление целых чисел- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком- принципы представления вещественных чисел- представление текста- представление изображения; цветовые модели- в чем различие растровой и векторной графики- дискретное (цифровое) представление звука
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера- вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета- понимать что такое Интернет- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)- способы организации связи в Интернете- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Фронтальный опрос
§17-18
25
Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера»
Лабораторно-практическая работа № 2.7
Практическая работа
§17-18
26
Практическая работа «Настройка BIOS»
Лабораторно-практическая работа № 2.8
Практическая работа
27
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел
Урок усвоения новых знаний и умений
Фронтальный опрос
§19
28
Практическая работа «Представление чисел»
Лабораторно-практическая работа № 2.9
Практическая работа
29
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука
Урок усвоения новых знаний и умений
Фронтальный опрос
§20
30
Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текстов»
Лабораторно-практическая работа № 2.10
Практическая работа
31
Практическая работа «Представление изображения и звука»
Лабораторно-практическая работа № 2.11
Практическая работа
32
Контрольная работа по теме «СПО и ППО компьютера»
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа /тест
§19-20
33
Многопроцессорные системы и сети
Комбинированный урок
идею распараллеливания вычислений;
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
назначение и топологии локальных сетей;
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
историю возникновения и развития глобальных сетей;
— систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
способы организации связи в Интернете;
принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
приводить примеры алгоритмов, допускающих распараллеливание операций
сопоставлять различные типы каналов связи по свойствам: цена, качество;
— использовать доменную систему имен при работе в Интернете.
Фронтальный опрос
§21-23
34
Практическая работа «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»»
Лабораторно-практическая работа № 2.12
Практическая работа
35
Обобщение курса 10 класса
Урок — беседа
Фронтальный опрос
Оборудование, приборы, программные средства
Компьютер,
Проектор,
Принтер,
Устройства вывода звуковой информации,
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и др.),
Операционная система Windows XP, Alt Linux,
Текстовый редактор,
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.),
Антивирусная программа «Касперский»
Программа-архиватор Win Rar, Zip
Имитатор машины Поста

Оцените статью
Добавить комментарий