Рабочая программа учебного курса «литература»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеключинская основная общеобразовательная школа № 4»
«Рассмотрено»Методическим советом МКОУ «Большеключинская ООШ № 4». «____»____________20 г
.«Согласовано»Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Большеключинская ООШ № 4» . ________Сафонова О.Н.«____»____________20 г
«Утверждаю»Директор МКОУ «Большеключинская ООШ № 4»________ Дресвянская И.Г.Приказ № ___ от «___»____20 г.

учебного курса «ЛИТЕРАТУРА» в 6 классеУчитель Дресвянская И. Г.2013г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса « Литература» составлена на основании Закона в РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012г., государственного образовательного стандарта 2004г., примерной программы основного общего образования, примерной программы под редакцией В.Я.Коровиной 9-е издание, переработанное и дополненное (2007г.), федерального компонента стандарта образования на втором уровне обучения и базисного учебного плана № 1312 от 09. 03. 04г., федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих программы общего образования. Учебный предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология» и тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем , что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа.Литературу сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».Государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования: 5 класс -68ч., 6 класс – 68ч., 7 класс – 68ч., 8 класс – 68ч., 9 класс – 102ч.В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем: 5 класс – внимание к книге, 6 класс – художественное произведение и автор, характеры героев; 7 класс – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 класс – взаимосвязь литературы и истории; 9 класс – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентрата 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Главной идеей является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.Главными целями изучения предмета «Литература» являются:- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.
Результаты изучения учебного предмета:
● совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;● использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).2. Метапредметные:● умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;● умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;● умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;3. Предметные:● в познавательной сфере:- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; ● в ценностно-ориентационной сфере:- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;- формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;● в коммуникативной сфере: — восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;- написание изложений и сочинений на тему, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;● в эстетической сфере:- понимание образной природы литературы как явления словесного; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых в создании образов литературных произведений. Рабочая программа предназначена для обуч-ся 6 класса. В классе 12 обуч-ся , из них 2 обуч-ся имеет высокий уровень начитанности (16%); 4 уч-ся (33%) –средний уровень; 6 обуч-ся (50%) –низкий уровень. На каждую группу уч-ся спланированы задания. Сложность составляет то, что двое уч-ся могут только зачитывать из текста, при этом сами нужную выдержку не находят. У этих уч-ся имеется дефект речи. Эти дети могут работать только под руководством учителя. Группа уч-ся со средним уровнем начитанности могут работать и под руководством учителя, и самостоятельно. Лишь двое уч-ся имеют навыки самостоятельной работы. Повышение уровня начитанности – главная цель работы в данном классе.Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные уроки (5 часов), уроки внеклассного чтения (14 часов), уроки развития речи (11 часов), уроки-практикумы (8 часов). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программой учебного курса.
Основные разделы, изучаемые курсом литературы 6 класса, следующие:- введение (1 час);- устное народное творчество (3 часов);- древнерусская литература (1 час);- литература XVIII века (3 час);- литература XIX века (31 час);- литература XX века (20 часов);- из зарубежной литературы (9 часов).Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:- учебник — хрестоматия 6 классы. В двух частях / автор-составитель В. Я. Коровина. — Москва «Просвещение» 2006 г.;- Золотарева И. В., Егорова Е. В. «Поурочные разработки по литературе. 6 класс», методическое пособие для учителя — Москва «ВАКО» 2007 г.;- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, переработанное и дополненное, Москва, «Просвещение», 2006. Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2007.;- М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 класс.- Дидактические материалы для 6 кл. «Читаем, думаем, спорим». Русское народное поэтическое творчество / под ред. А. М. Новикова. (М., 1978).- М. Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. (М., 2000). Дидактический материал «Читаем, думаем, спорим». 6 класс.Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт-сост. С. Б. Щадрина. (Волгоград: Учитель, 2006)
Главная цель программы обучения – развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Цели обучения:
— осмысление литературы как особой культурной традиции;- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения:
— приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;- устного пересказа (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

— выделение характерных причинно-следственных связей;- сравнение и сопоставление;- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;- самостоятельное выполнение различных творческих работ;- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;- составление плана, тезиса, конспекта;- подбор аргумента, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Оцените статью
Добавить комментарий