Рабочая программа учебного курса «орксэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Перми
«Рассмотрено»на заседании методического объединения учителей ___________________Протокол № от « » августа 201 г.руководитель МО ______________________
«Согласовано »Зам. директора по УВР____________ Кипяткова Т.Б.« » августа 201 г.
«Утверждаю»Директор МАОУ СОШ»№41г. Перми К.Н. Родионова ___________« » августа 201 г.

«ОРКСЭ»
(Основы религиозной культуры и светской этики)
Пояснительная записка
Преподавание «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ: Конституции РФ, Законами РФ об образовании, Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях.В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии, изучение учебного курса ОРКСЭ проводится по свободному выбору модуля курса родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучении религии, вероучения. Нормативно- правовой основой разработки и введения учебной программы ОРКСЭ в общеобразовательные учреждения является Поручение Президента РФ от 02.08.2009г. (Пр. 2009 ВП –П44- 4632) и Распоряжение председателя правительства РФ от 11.08. 2009г (ВП-П44-4632). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года № 84 – р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089.Программа ориентирована на УМК: ФГОС, Современная школа, Москва, «Планета», электронное приложение, учебники «Основы мировых религиозных культур», Москва, Просвещение, 2012г. «Основы иудейской культуры», Москва, Просвещение, 2012г. «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012г. «Основы исламской культуры», Москва, Просвещение, 2012г. «Основы буддистской культуры», Москва, Просвещение, 2012г.Рабочая программа включает пояснительную записку, поурочное тематическое планирование, структуру программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты изучения курса.Программа рассчитана на 34часа в соответствии с базисным планом ОУ.
– формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями разных культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению;
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Данный модуль является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность и углубление изучения материала по курсу Окружающий мир, и к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Курс является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о разнообразии культурных традициях РФ, истории формирования мировых религий в мире и в России, познакомится с особенностями религий и их общих чертах, единстве идей.

модуль: Основы мировых религиозных культур (34 часа)
№ пп
Темы занятий
Количество часов
1
Введение. Россия наша – Родина.
1
2
Культура и религия Понятие культура
1
3
Культура и религия понятие религия
1
4
Возникновение религий. Древние верования.
1
5
Возникновение религий. Религии мира.
1
6
Священные книги религий мира: Трипитака, Тора, Коран, Библия, Евангелие
2
7
Хранители преданий в религиях мира.
1
8
Добро и зло в религиях мира.
2
9
Человек в религиозных традициях мира.
1
10
Священные сооружения мировых религий.
2
11
Искусство в религиозной культуре
3
12
Религиозные обряды, ритуалы, обычаи.
1
13
Паломничества и святыни.
1
14
Праздники и календари.
2
15
Религия и мораль.
1
16
Нравственные заповеди в религиях мира.
1
17
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
1
18
Семья. Семейные праздники.
1
19.
Долг, свобода, ответственность, учение, труд в религиях мира.
1
20
Религии России.
2

21
Работа над подготовкой творческих работ учащихся: индивидуальных и коллективных.
1
22
Выступление учащихся с творческими работами: индивидуальными, коллективными по темам: мировые религии, памятники религиозных культур религий мира, религиозные праздники и моя семья. Религиозные обычаи, традиции и моя семья. Хранители преданий и священных книг. Кухня народов России: разнообразие культур и единства.
5
23
Итоговый –обобщающий урок.
1
Итого
34
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета «основы религиозных культур и светской этики» ученик должен знатьпонимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития религиозных культур в России;
особенности и традиции религий мира;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь религий мира.
Уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
высказывать свое мнение по вопросам религиозной культуры в жизни человека и общества;
строить толерантное отношение с представителями разных культурных традиций, мировоззрений;
осуществлять поиск необходимой информации и ее обработки для выполнения заданий;
участвовать в работе команды, слушать, вести дискуссию;
готовить сообщение, презентовать свою работу.
Планируемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль Основы мировых религиозных культур.В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые ка универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, религии в жизни человека, семьи, общества. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, тестовые задания, выполнение творческих работ, вербальное поощрение, похвала, одобрение. Оценка должна решать две задачи: подведение итогов, сравнение с самим с собой своих результатов. К результатам освоения программы следует отнести:
Личностные-
формирование основ российской гражданственности, идентичности, чувства гордости за свою Родину, историю, осознание своей этнической, национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального и многоконфессионального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, его разнообразии и единстве культур, религий, народов;
развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, сопережевания чувствам других людей.
Метапредметные-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различного стиля и жанров;
умение осознанно строить речевое высказывание , составлять устные и письменные тексты ответов;
готовность слушать собеседника и вести диалог, работать в команде, признавать другие мнения, точки зрения;
овладениями начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений.
Предметные —
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их единства и сходства с моральными правилами общества, их значение;
формирование первоначальных представлений о традициях религий мира и России, их роли в истории и современной России;
осознание ценности человека, его жизни.

№ пп
Тема урока
Кол.ч
Тип
занятия
Элементы
содержания
Требования к
уровню усвоения
Вид
контроля
Дз
1
Введение. Россия наша – Родина.
1
Изучение нового материала
Россия , отечество, Родина, духовный мир, традиции
Знать понятия духовный мир, традиции, уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог
Беседа, оформление в тетради задания
Творческое заданиеП 1
2
Культура и религия понятие культура
1
Изучение нового материала
Культура, материальная, духовная, обычаи, традиции.
Знать понятия культура, духовный мир, традиции, материальная, духовная культура. уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог
Беседа, оформление в тетради задания
П 2
3
Культура и религия понятие религия
1
Изучение нового материала
Религия, культура, религия часть культуры
Знать понятия культура, религия, уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог
Беседа, оформление в тетради задания
П 3
4
Возникновение религий. Древние верования.
1
Изучение нового материала
Верования, религии, пантеон, многобожие.
Знать понятия религия, пантеон, многобожие, уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог
Беседа, оформление в тетради задания
П 4, рисунок, рассказ
5
Возникновение религий. Религии мира.
1
Комбинированный
Мировые религии, единобожие, иудаизм, буддизм, христианство, ислам.
Знать понятия мировые религии, единобожие, уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог, работать с картой, работать в команде.
Презентация своего материала , работа в команде.
П.5, таблица
6-7
Священные книги религий мира: Трипитака, Тора, Коран, Библия, Евангелие, Новый, Ветхий завет.
2
Комбинированный
Священные книги, их значение, роль.
Знать понятия: Трипитака, Тора, Коран, Библия, Евангелие, Новый, Ветхий завет. уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, вести диалог, работать с картой, работать в команде.
Презентация своего материала , работа в команде.
П.6, 7 таблица
8
Хранители преданий в религиях мира.
1
Комбинированный
Хранители преданий, их роль, священники, служители веры. Их подвиг, самопожертвование.
Знать понятия: раввин, далай лама, имам, хафиз, священник, епископ, уметь работать с учебным материалом, извлекать информацию, сравнивать, обобщать, рассуждать.
Оформление задания в тетради.
П.8
9-10
Добро и зло в религиях мира.
2
Комбинированный
Добро, зло, рай, ад, грех. Золотое правило поведения.
Знать понятие: Добро, зло, рай, ад, грех. Золотое правило поведения. Уметь рассуждать, вести диалог, обобщать.
Оформление задания в тетради.
П.9
11
Человек в религиозных традициях мира.
1
Комбинированный
Религии, вера вокруг нас, религиозные традиции
Молитва, пост, крещение, религиозные обычаи, традиции и общество и человек.
Оформление задания в тетради.
П.11
12-13
Священные сооружения мировых религий.
2
Комбинированный
Священные сооружения, пагода. Мечеть, храм, синагога, церковь, ступа – их история, назначение, особенности и сходство.
Знать понятие Священные сооружения, пагода. Мечеть, храм, церковь, ступа, стена плача.Уметь различать их, сравнивать.
Оформление задания в тетради, работа в группе. Презентовать свою работу
П.12, 13
14-15,16
Искусство в религиозной культуре
3
Комбинированный
Искусство, внутреннее убранство в храмах, символы религий мира.
Знать понятие звезда Давида, скиния, икона, фреска, арабеска, менора, каллиграфия.Уметь различать их, сравнивать.
Оформление задания в тетради, работа в группе. Презентовать свою работу
П.14, 15, 16 рисунок, рассказ
17
Религиозные обряды, ритуалы, обычаи.
1
Комбинированный
Ритуал, обряд требования к верующим. Особенности жизни верующих и их сходство в в обрядах, обычаях: пост, паломничество, молитва, Их роль в жизни верующих.
Знать обычаи, ритуалы верующих религий мира, уметь сравнивать, выявлять сходство, обобщать.
Оформление задания в тетради, работа в группе. Презентовать свою работу
П.20, 21, рисунок.
18
Паломничества и святыни.
1
Комбинированный
Паломничество, святые места, сходство в религиях мира.
Знать традицию паломничества, уметь сравнивать, выявлять сходство, обобщать
Оформление задания в тетради
П.22, рассказ. рисунок
19-20
Праздники и календари.
2
Комбинированный
Праздники верующих, религиозн. календари, их история, сходство в религиях мира.
Знать традиции религиозных праздников, их разнообразие и сходство: пасха, суккот, курбан –байрам, Пуджа, пейсах, рождество, , уметь сравнивать, выявлять сходство, обобщать. Работа в команде.
Оформление задания в тетради, презентация своего сообщения, работа в группах.
П.23, 24 рассказ. рисунок
21
Религия и мораль.
1
Изучение нового материала
Мораль и религия, мораль и общество- общие принципы, требования.
Знать понятие мораль, ее роль в жизни общества и человека. Уметь слушать, вести диалог.
Оформление задания в тетради
П.25, сочинен.
22
Нравственные заповеди в религиях мира.
1
Изучение нового материала
Нравственность в религиях мира и общества, роль в жизни человека и общества, сходство в требованиях.
Знать понятие нравственность, ее роль в жизни общества и человека. Уметь слушать, вести диалог.
Оформление задания в тетради
П.26, сочин.
23
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
1
Комбинированный
Милосердие, забота о слабых, сострадание в религиях мира и общества.
Знать понятие Милосердие, забота о слабых, сострадание, взаимопомощь, милостыня.
Оформление задания в тетради
П.27
24
Семья. Семейные праздники.
1
Комбинированный
Семья, роль семьи, ценности семьи, любовь.
Знать понятие семьи, ее ценность, уважение к старшим, поколение.
Оформление задания в тетради
П.28. сочин.
25
Долг, свобода, ответственность, учение, труд в религиях мира.
1
Комбинированный
Долг, свобода, ответственность, учение, труд в религиях мира и в обществе, их ценность и роль.
Знать понятие: Долг, свобода, ответственность, учение, труд в религиях мира и в обществе, их ценность и роль. Уметь обобщать, вести диалог.
Оформление задания в тетради
П. 29,30
26-27
Религии России.
2
Комбинированный
История распространения религий мира, их разнообразие, обогащение страны их идеями.
Патриарх, выбор веры. Князь Владимир, императрица Елизавета Петровна. Карта России
Оформление задания в тетради, работа с картой.
П.18,19

28
Работа над подготовкой творческих работ учащихся: индивидуальных и коллективных.
1
Урок – инструктаж, выбор тем, заданий, групп или индивидуальной работы. Составление плана своей работы, графика представления.
План, планирование, цели, задачи творческой работы, распределение обязанностей.
Знать понятие план, планирование. Умение распределять обязанности.
Выступления, презентации учащихся, творческие работы индивидуальные, групповые
Работа над своим творческим заданием
29, 30,31,32, 33
Выступление учащихся с творческими работами: индивидуальными, коллективными по темам: мировые религии, памятники религиозных культур религий мира, религиозные праздники и моя семья. Религиозные обычаи, традиции и моя семья. Хранители преданий и священных книг. Кухня народов России: разнообразие культур и единства.
5
Повторение –обобщение изученного материала, Выступления, презентации учащихся, творческие работы индивидуальные, групповые.
Умения: логически выстраивать речь, презентовать свою работу, работать в команде. Поиск информации в различных источникам, ее обобщение, оформление. Слушать своих товарищей, обобщать информацию.
Выступления, презентации учащихся, творческие работы индивидуальные, групповые
Работа над своим творческим заданием
34
Итоговый –обобщающий урок.
1
Повторение – обобщение, контроль усвоения.
Основные понятия, явления.
Решение тестовых заданий, занимательных задач.
Итого
34





Учебно-методическое обеспечение курса
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

Оцените статью
Добавить комментарий