Рабочая программа учителя по биологии 8 класс Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маш по курсу «Человек и его здоровье»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» __________20 _г.
«Согласовано» Заместитель директора БОУ г. Омска «СОШУИОП №56» _____________/______________/ ФИО «__» ____________20___г.
«Утверждаю» Директор БОУ г. Омска «СОШУИОП №56» _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__» __ 20 _г.

по биологии
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется его место в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение. Ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психики. В третьей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности. В программе предусмотрены лабораторные работы. Программа рассчитана на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Данной программе соответствует учебно- методический комплекс: Биология 8 класс Авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш изд. «Вентана-Граф»,2010 и 2 рабочие тетради на печатной основе.

Организм человека. Общий обзор -1час
Опорно-двигательная система -1 час
Кровь и кровообращение -1час
Дыхательная система -1 час
Пищеварительная система- 1час
Обмен веществ и энергии. Витамины -1час
Эндокринная система -1час
Нервная система -2 час

№ п/п
Тема
Кол-во часов по программе
Запланировано Лабораторных работ
Введение
1
1
Организм человека. Общий обзор
4
1
2
Опорно-двигательная система
7
1
3
Кровь и кровообращение
8
1
4
Дыхательная система
4
1
5
Пищеварительная система
6
1
6
Обмен веществ и энергии. Витамины
3
7
Мочевыделительная система
2
8
Кожа
3
9
Эндокринная система
2
10
Нервная система
4
11
Органы чувств. Анализаторы
5
12
Поведение и психика
6
13
Индивидуальное развитие человека
4
Итого:
59
5

Учащиеся должны знать: 1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда. 2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы. 3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения. 4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни. 5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета. 6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости. 7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности. 8. Индивидуальное развитие организма.
Учащиеся должны уметь
1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики. 2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов. 3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма. 4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов. 5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов). 6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний. 7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку. 8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами. 9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение. 10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром

1.ЛИТЕРАТУРА
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 160с: ил.;
Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. — М.: Дрофа,2003. — 96с: ил.;
Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 240с: ил.;
Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс.«Биология. Человек». — М.: Дрофа, 2006 -144с;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2004. — 224с;
2.Компьютерное обеспечение:
Технические средства обучения: слайд-проектор, ноутбук, мультимедийный проектор,
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
3. Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru — газета «Биология» — приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru — научные новости биологии.
www.edios.ru — Эйдос — центр дистанционного образования. www.km.ru/education — Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно- тематическое планирование


Тема
Дата
Введение(1 час)
1
1
Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания здоровья человека
Организм человека. Общий обзор (5 час)
2
1
Науки об организме человека
3
2
Структура тела. Место человека в живой природе.
4
3
Строение и химический состав клетки. Ткани
5
4
Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека»
6
5
Уровни организации организма
Опорно-двигательная система (8 час)
7
1
Строение скелета
8
2
Скелет головы и туловища
9
3
Скелет конечностей
10
4
Первая помощь при травмах
11
5
Мышцы. Лабораторная работа №2 « Просмотр микропрепаратов костей и поперечно — полосатой мышечной ткани»
12
6
Работа мышц
13
7
Нарушение осанки и плоскостопие
14
8
Развитие опорно-двигательной системы
Кровь и кровообращение(9 час)
15
1
Внутренняя среда организма
16
2
Значение крови, ее состав Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»
17
3
Иммунитет
18
4
Органы кровообращения
19
5
Строение и функции сердца
20
6
Круги кровообращения
21
7
Движение крови по сосудам
22
8
Регуляция работы сердца и сосудов
23
9
Первая помощь при кровотечениях
Дыхательная система (5 час)
24
1
Строение органов дыхания
25
2
Обмен газов в легких и тканях Лабораторная работа № 4« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
26
3
Дыхательные движения. Регуляция дыхания
27
4
Болезни органов дыхания
28
5
Первая помощь при поражении органов дыхания
Пищеварительная система (7час)
29
1
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества
30
2
Строение органов пищеварения
31
3
Пищеварительные железы Лабораторная работа№5» Ознакомление с действием слюны на крахмал»
32
4
Пищеварение в ротовой полости. Строение зубов.
33
5
Переваривание пищи в желудке и двенадцатиперстной кишке
34
6
Всасывание питательных веществ
35
7
Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения
Обмен веществ и энергии. Витамины ( 4 час)
36
1
Обменные процессы в организме
37
2
Пластический и энергетический обмен
38
3
Витамины, их значение
39
4
Авитаминозы, их предупреждение и лечение
Мочевыделительная система (2 час)
40
1
Строение и функции мочевыделительной системы
41
2
Предупреждение заболеваний почек
Кожа (3 час)
42
1
Строение кожи
43
2
Роль кожи в теплорегуляции
44
3
Закаливание организма
Эндокринная система(3час)
45
1
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции
46
2
Роль гормонов в обмене веществ
47
3
Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции
Нервная система(6час)
48
1
Значение нервной системы
49
2
Рефлекторный принцип работы нервной системы
50
3
Строение и функции спинного мозга
51
4
Отделы головного мозга
52
5
Большие полушария головного мозга
53
6
Нейрогуморальная регуляция
Органы чувств. Анализаторы(4час)
54
1
Строение анализаторов, их значение
55
2
Зрительный анализатор
56
3
Слуховой анализатор
57
4
Орган осязания, обоняния, вкуса
Поведение и психика(6час)
58
1
Врожденные формы поведения
59
2
Приобретенные формы поведения
60
3
Биологические ритмы. Сон, его значение
61
4
Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы
62
5
Воля и эмоции. Внимание.
63
6
Стадии работоспособности. Режим дня
Индивидуальное развитие организма(4 час)
64
1
Половая система человека
65
2
Наследственные и врожденные заболевания
66
3
Внутриутробное развитие организма
67
4
Психологические особенности личности
Резерв

Оцените статью
Добавить комментарий